РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Камышла 14 мая 2015 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Сагирова Р.Р., с участием помощника прокурора Камышлинского района Рябова И.Ф., представителя ответчика – ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области Мухаметзянова М.М., представителей третьих лиц: Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области Жуковой А.С., МАУ «Центр материально-технического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений Салахова С.З., при секретаре Сытдиковой А.С., рассмотрев гражданское дело № 2-145/2015 по исковому заявлению прокурора Камышлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних- учащихся образовательных организаций к администрация муниципального района Камышлинский Самарской области и ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области, третьи лица: Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области, МАУ «Центр материально-технического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд в интересах не определенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних – учащихся образовательных организаций к ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области об обязании общеобразовательного учреждения совершить определенные действия, указывая на то, что прокуратурой Камышлинского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О противодействии терроризму». В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности образовательных учреждений в части несоблюдения отдельных требований законодательства о противодействии терроризму. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях. В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В силу п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях. В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов. Так, приказом №2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников). Согласно п. 6.48 «СП 1 18.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении. В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Как следует из п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, и за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.п.7,29). В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Таким образом, администрация муниципального образования Камышлинский Самарской области, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28, п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-Ф3 от 29.12.2012 образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. В ходе проверки установлено, что в ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково расположенном по адресу: (*адрес*), отсутствует кнопка экстренного вызова полиции (далее - КЭВП), камеры видеонаблюдения за объектом. Во время обучаемого процесса объект не контролируется МВД РФ. Руководство объекта отказывается от установки КЭВП по причине отсутствия финансовых средств. Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что в образовательном учреждении канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112» отсутствует, что в свою очередь не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В судебном заседании помощник прокурора Камышлинского района Рябов И.Ф. поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в уточненном иске, и просил суд обязать администрацию муниципального района Камышлинский Самарской области, установить канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», камеры видеонаблюдения за объектом во время обучаемого процесса в ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково, расположенном по адресу: (*адрес*), заключить договор на обслуживание вышеуказанного оборудования в срок до 15.08.2015 года. Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Старое Ермаково контролировать сохранность оборудования в надлежащем состоянии.
Представитель ответчика администрации муниципального района Камышлинский Самарской области надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области Мухаметзянов М.М. признал иск прокурора по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица – Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области по доверенности Жукова А.С. поддержала иск прокурора по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица МАУ «Центр материально-технического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов. Так, приказом №2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Согласно п. 6.48 «СП 1 18.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Как следует из п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, и за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.п.7,29). В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточностисубсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и(или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Таким образом, администрация муниципального образования Камышлинский Самарской области, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28, п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-Ф3 от 29.12.2012 образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Камышлинского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О противодействии терроризму». В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности образовательных учреждений в части несоблюдения отдельных требований законодательства о противодействии терроризму, установлено, что в ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково расположенном по адресу: (*адрес*), отсутствует кнопка экстренного вызова полиции (далее - КЭВП), камеры видеонаблюдения за объектом. Во время обучаемого процесса объект не контролируется МВД РФ. Собственником объекта является администрация муниципального района Камышлинский Самарской области, что следует из свидетельства о государственной регистрации права. Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что в образовательном учреждении канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112» отсутствует, что в свою очередь не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Камышлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних- учащихся образовательных организаций к администрация муниципального района Камышлинский Самарской области и ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области об обязании совершить определенные действия удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального района Камышлинский Самарской области, установить канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», камеры видеонаблюдения за объектом во время обучаемого процесса в ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково, расположенном по адресу: (*адрес*), заключить договор на обслуживание вышеуказанного оборудования в срок до 15.08.2015 года.
Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Старое Ермаково контролировать сохранность оборудования в надлежащем состоянии.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2015 года.
Судья (подпись) Сагирова Р.Р.