РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург 05 февраля 2016 года
Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Шашкин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
Беликовой Н.Ю.,
на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее – ТУ Росфиннадзора в Свердловской области) Лаптева А.Е. от 10.12.2015 № 05-07/32-2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
10.12.2015 уполномоченным должностным лицом – руководителем ТУ Росфиннадзора в Свердловской области Лаптевым А.Е. вынесено постановление № 05-07/32-2015 о привлечении Беликовой Н.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.7 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно оспариваемому постановлению, в 2014 финансовом году Учреждением был нарушен порядок учёта бюджетных обязательств. Нарушение выразилось в том, что не были соблюдены сроки представления сведений о возникших и измененных бюджетных обязательствах (далее – обязательства) в орган Федерального казначейства (Управлении Федерального казначейства по Свердловской области), установленные приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» (далее – Приказ № 98н) по следующим контрактам и договорам:
1.Договор от 18.12.2013 № 50/256 заключен с ООО «УралДЕЗ» на биотехнические работы (дезинсекция) (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 86784 рублей зарегистрировано 23.01.2014 (Сведение №0002 от 23.01.2014), что позднее установленного срока на 7 календарных дней;
2.Договор от 01.10.2014 № 2473 заключен с ЕМУП водопроводно-канализационного хозяйства па предоставление услуг холодного водоснабжения и водоотведения (вступил в силу с 01.10.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 09.10.2014 года. Фактически бюджетное обязательство на сумму 510000 рублей зарегистрировано 19.11.2014 (Сведение № 0105 от 19.11.2014), что позднее установленного срока на 41 календарный день;
3.Государственный контракт от 22.12.2013 № 0162100012413000067_45892 заключён с ООО СПГ «Уралгазмаркет» на поставку сжиженного газа (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 205556 рублей зарегистрировано 30.01.2014 (Сведение № 0013 от 30.01.2014), что позднее установленного срока на 14 календарных дней.
4.Государственный контракт от 29.12.2013 № 016210001241300006845892 заключён с ООО «Комплексный сервис недвижимости холдинг» на оказание услуг по уборке помещений и мест общественного пользования (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 2498571,72 рублей зарегистрировано 30.01.2014 (Сведение № 0006 от 30.01.2014), что позднее установленного срока на 14 календарных дней.
5.Государственный контракт от 17.12.2013 № 0162100012413000064 45892 заключён с ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» на поставку нефтепродуктов (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 2342995 рублей зарегистрировано 07.02.2014 (Сведение № 0009 от 07.02.2014), что позднее установленного срока на 22 календарных дня.
6.Государственный контракт от 17.12.2013 № 0162100012413000063 45892 заключён с ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» на поставку нефтепродуктов (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального Казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 2059812,10 рублей зарегистрировано 07.02.2014 (Сведение № 0011 от 07.02.2014), что позднее установленного срока на 22 календарных дня.
7.государственный контракт от 17.12.20 13 № 0162100012413000062 45892 заключен с ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» на поставку нефтепродуктов (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 2605457,80 рублей зарегистрировано 07.02.2014 (Сведение № 0010 от 07.02.2014), что позднее установленного срока на 22 календарных дня.
8.Государственный контракт от 20.12.2013 № 50267/257 заключен с ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» на поставку тепловой энергии и теплоносителя (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014 года. Фактически бюджетное обязательство на сумму 1 494 132,92 руб. зарегистрировано 26.02.2014 года (Сведение № 0017 от 25.02.2014), что позднее установленного срока на 40 календарных дней.
9.Договор от 27.01.2014 № 40 заключен с ООО «Планета» на выполнение проектных работ по ремонту системы электроснабжения (вступил в силу с 27.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 04.02.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 88120,34 руб. зарегистрировано 11.03.2014 (Сведение № 0028 от 06.03.2014), что позднее установленного срока на 30 календарных дней.
10.Договор от 01.01.2014 № ОГ/131О57(5) заключён с ООО «СГ-Авто» на поставку нефтепродуктов (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 45000 рублей зарегистрировано 11.03.2014 (Сведение № 0027 06.03.2014), что позднее установленного срока на 59 календарных дней.
11.Государственный контракт от 31.12.2013 № 60778 заключен с ОАО «Свердловэнергосбыт» на поставку электрической энергии (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014. Фактически бюджетное обязательство на сумму 300000,00 рублей зарегистрировано 19.03.2014 (Сведение № 0029 18.03.2014), что позднее установленного срока на 61 календарных день.
12.Договор от 20.12.2013 № 2473 заключен с ЕМУП водопроводно-канализационного хозяйства на предоставление услуг холодного водоснабжения и водоотведения энергии (вступил в силу с 01.01.2014). Срок предоставления сведений о БО в орган федерального казначейства предусмотрен не позднее 16.01.2014 года. Фактически бюджетное обязательство на сумму 99000 рублей зарегистрировано 27.03.2014 (Сведение № 0033 27.03.2014), что позднее установленного срока на 70 календарных дней.
Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публичноправового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Основанием для постановки на учёт органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, (код формы по КФД 0531702; далее также – Сведения об обязательстве), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло из государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов. Сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора (п. 2.1 Приказа №98н).
Внесение изменений в бюджетное обязательство осуществляется на основании Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство, оформленной получателем средств федерального бюджета по форме (код формы по КФД 0531705), представленной в opган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств. Заявка на внесение изменений в обязательство представляется с приложением документа, предусматривающего внесение изменений в документ - основание не позднее шести рабочих дней со дня внесения изменений в государственный контракт, договор (п. 2.12 Приказа № 98H).
Диспозиция ст. 15.15.7 КоАП РФ является бланкетной, то есть признаки состава административного правонарушения (в частности, его объективная сторона) предусмотрены другими нормативными правовыми актами. Такими нормативными правовыми актами, действующими и в момент совершения рассматриваемого административного правонарушения и в настоящее время, можно считать Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и Приказ № 98н.
Первый нормативный правовой акт устанавливает порядок учета бюджетных обязательств самим получателем средств федерального бюджета в процессе ведения бухгалтерского учёта, а второй нормативный правовой акт устанавливает порядок учёта территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. При этом в Приказе № 98н, в главе II («Порядок учёта бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета») содержатся нормы материального права, в соответствии с которыми получатель средств федерального бюджета представляет Сведения о принятых бюджетных обязательствах в органы Федерального казначейства. Данные нормы не являются диспозитивными, то есть получатель средств федерального бюджета фактически обязывается представлять указанные сведения в органы Федерального казначейства. Невыполнение данной обязанности нарушает финансово-бюджетную дисциплину, делая невозможным достоверный учет органами Федерального казначейства принятых бюджетных обязательств и показателей ЛБО Учреждения, то есть осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета получателем средств федерального бюджета (п. 5.14 постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»). Это приводит к сбоям при исполнении федерального бюджета в части неравномерности осуществления расходов федерального бюджета, к ослаблению бюджетной дисциплины и снижению эффективности бюджетных расходов.
С учётом изложенного, в 2014 финансовом году при постановке на учёт и внесении изменений в бюджетные обязательства, возникшие в соответствии с указанными выше договорами, государственными контрактами, дополнительным соглашением к государственному контракту, Учреждением был нарушен порядок учета бюджетных обязательств, а именно: возникшие бюджетные обязательства и изменение в бюджетное обязательство учитывались Учреждением в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области с нарушением установленного Приказом № 98н срока шести рабочих дней. Нарушение срока учета возникших и измененных бюджетных обязательств по указанным договорам и государственным контрактам составило от 7 до 70 дней.
В 2014 финансовом году обязанности заместителя начальника отдела – главного бухгалтера финансово-экономического отдела Учреждения были возложены на БеликовуН.Ю. (приказ ФГКУ УВО ГУ МВД России по Свердловской области от 03.09.2012 № 71 л/с).
Согласно должностному регламенту, утвержденного приказом начальника Учреждения от 25.12.2014 на заместителя начальника отдела главного бухгалтера финансово-экономического отдела Учреждения возложены следующие обязанности:
-осуществляет организацию бухгалтерского учета, хозяйственно-финансовой деятельности (п. 5); -обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в Управления на основе применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности Управления, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины (п. 7); -организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременно отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с их движением. Ведёт учёт исполнения смет расходов, реализации услуг, результатов финансово-хозяйственной деятельности Управления, а также финансовых, расчетных и кредитных операций (п. 8); -обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, расчетов по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения (п. 9); -участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности Управления по данным бухгалтерского учета и отчетности (п. 11); -принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости Управления (п. 13); -обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы (п. 16).
При исполнении своих служебных обязанностей заместителя начальника отдела – главного бухгалтера финансово-экономического отдела Учреждения несет ответственность за: -недостоверную информацию о состоянии работы на вверенном участке, показатели финансово-хозяйственной деятельности, предоставление различных сведений и отчетности (п. 27); -правонарушения совершённые в пределах определенных уголовным, административным и гражданским законодательством, нормативно-правовыми актами МВД России (п. 30); -ненадлежащее исполнение или неисполнение предусмотренных настоящей должностной инструкцией обязанностей, – в пределах, определённых действующим трудовым законодательством, законом Российской Федерации «О полиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, и других ведомственных нормативных актов (п. 31).
Таким образом, главный бухгалтер Учреждения Беликова М.А., при исполнении своих должностных обязанностей, допустила нарушение порядка составления, утверждения и ведения порядка учета бюджетных обязательств.
Время совершения правонарушения: 2014 финансовый год.
Место совершения административного правонарушения место нахождения Учреждения: 620142, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чапаева, д. 12а.
В своей жалобе Беликова Н.Ю. выразила своё несогласие с постановлением указав следующее.
В соответствии с требованиями п. 6 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 №112н, п. 5 Порядка, утверждённого приказом МВД России от 20.04.2009 № 304, Учреждением в конце 2012 и 2013 финансовых годов был составлен проект бюджетной сметы на 2013 и 2014 года, соответственно.
Проект бюджетной сметы Учреждения (распорядителя бюджетных средств) на 2013 год подписан заместителем начальника Учреждения и направлен начальнику ЦФО ГУ МВД России по СО 12.11.2012 с бюджетными ассигнованиями в объеме 17352827,31 тыс. руб. с приложением расчетов-обоснований плановых сметных назначений.
Проект бюджетной сметы Учреждения на 2014 год подписан заместителем начальника Учреждения и направлен начальнику ЦФО ГУ МВД России по СО 12.11.2012 с бюджетными ассигнованиями в объеме 17489786,20 тыс. руб. с приложением расчётов-обоснований плановых сметных назначений.
В соответствии с данным проектом были заключены договоры на оказание коммунальных и прочих услуг. На основании ст. 162 БК РФ, раздела 2 п. 2.1 Приказа №98н, бюджетные обязательства, вытекающие из данных договоров, подлежат регистрации в органах ФК в течение 6 рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора или внесенных изменений в них. Выдержать данную норму бюджетного права не представлял ось возможным, так как фактическая дата регистрации договоров и дата подписания договоров имели разный временной интервал.
Кроме того, на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 07.05.2015 №02-10-07/26357, операции по составлению и предоставлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства. Учитывая данный факт, нарушение положений, предусмотренных Приказом №98н, в том числе непредставление получателем средств федерального бюджета Учреждением в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания сведений об обязательстве в течение установленного пунктом 2.1 Приказа № 98H срока, не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за которые установлена статьей 15.15.7 КоАП РФ.
В судебном заседании Беликова Н.Ю. доводы жалобы поддержала, при этом указав, что формально в её действиях усматриваются признаки вменённого административного правонарушения, но в настоящее время нарушения устранены, вредных последствий не наступило, в связи с чем просила прекратить дело за малозначительностью.
Представитель ТУ Росфиннадзора в Свердловской области Корякин С.В. просил в удовлетворении жалобы Беликовой Н.Ю. отказать, указав, что в её она, будучи должностным лицом, допустила нарушения бюджетного законодательства.
На основании ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав участников судебного разбирательства, судья находит обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Материалы дела указывают на что, в соответствии с Приказом № 98н сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора.
При постановке на учёт бюджетного обязательства орган Федерального казначейства осуществляет проверку на не превышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета сумме неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, отраженным в установленном порядке на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода. В случае если бюджетное обязательство превышает неиспользованные доведенные бюджетные данные, орган Федерального казначейства принимает на учет такое бюджетное обязательство и не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет бюджетного обязательства, доводит информацию о данном превышении до получателя средств федерального бюджета и распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, путем направления Уведомления о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных (п. 2.7). Таким образом, данные сведения представляются независимо от того, имелись ли лимиты при принятии бюджетных обязательств или нет.
Общий размер бюджетных обязательств, принятых с нарушением порядка их учета, составляет 12248645,88 рублей.
Статья 15.15.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В материалах дела имеются достаточные доказательства того, что Беликова Н.Ю., являясь должностным лицом Учреждения и исполняя обязанности в соответствии с занимаемой должностью, в течение 2014 финансового года не обеспечила организацию соблюдения государственной штатной финансовой дисциплины, в результате чего был нарушен порядок учета Учреждением принятых и измененных бюджетных обязательств по указанным выше договорам и государственным контрактам. Срок нарушений порядка учета бюджетных обязательств и их изменений составил от 7 до 70 дней.
В связи с исполнением должностных обязанностей Беликова Н.Ю., должна была и могла предвидеть наступление вредных последствий в виде нарушения финансово-бюджетной дисциплины (порядка учета бюджетных обязательств и их изменений), но она не предприняла каких-либо мер к недопущению данных нарушений. Обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению Беликовой Н.Ю., своих должностных обязанностей, в ходе рассмотрения дела установлены не были.
Совокупность доказательств, имеющихся в деле и исследованных судьёй, свидетельствует о наличии события и состава административного правонарушения, а также указывает на нарушение Беликовой Н.Ю., являющёйся на момент совершения деяния главным бухгалтером, требований Приказа № 98н.
Оснований не доверять представленным доказательствам, судом не установлено.
Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАПРФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 названого Кодекса.
Наказание Беликовой Н.Ю. в виде административного штрафа за совершенное правонарушение назначено с учётом положений ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд находит данное правонарушение малозначительным, поскольку характер совершенного правонарушения, условия его совершения, а также отсутствие в результате совершенных действий причинения вреда и реальной угрозы его причинения личности, обществу и государству, свидетельствуют о том, что совершенные действия не представляют существенной угрозы правоотношениям, охраняемым ст. 15.15.7 КоАП РФ. Наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.15.7 КоАП РФ, явно не соразмерно содеянному.
С учётом сказанного, руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ, судья считает возможным освободить Беликову Н.Ю. от административной ответственности за совершённое правонарушение и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оспариваемого постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ч. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Беликовой Натальи Юрьевны удовлетворения.
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее – ТУ Росфиннадзора в Свердловской области) Лаптева А.Е. от 10.12.2015 № 05-07/32-2015, вынесенное в отношении заместителем начальника финансового экономического отдела Федерального государственного казённого учреждения «Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области» Беликовой Н.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратит.
Объявить заместителю начальника финансового экономического отдела Федерального государственного казённого учреждения «Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области» Беликовой Наталье Юрьевне устное замечание, в соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья (подпись) А.А. Шашкин