Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-328/2018 ~ М-188/2018 от 16.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чапаевск Самарской области 11 апреля 2018 года

Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Одайкиной И.А.,

при секретаре "А",

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда административное дело № 2а-328/18 по административному исковому заявлению Администрации городского округа Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, ОСП г.Чапаевска УФССП по Самарской области об освобождении от исполнительного сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация городского округа Чапаевск обратилась в Чапаевский городской суд с административным исковым к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, ОСП г.Чапаевска УФССП по Самарской области об освобождении от исполнительного сбора.

В обоснование административного иска административный истец указал, что Администрация городского округа Чапаевск является должником по исполнительному производству от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа № ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Чапаевским городским судом. На основании решения Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> Администрация г.о. Чапаевск обязана обеспечить благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. Косякова А.В.. <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП <Адрес обезличен> УФССП России по <Адрес обезличен> в рамках исполнительного производства от <Дата обезличена> вынесено постановление <Номер обезличен> о взыскании исполнительного сбора с должника Администрации г.о. Чапаевск в размере 50000 рублей. Основанием для вынесения данного постановления послужило неисполнение должником в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа. Полагают, что вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа не имеется, поскольку финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций областного бюджета. Просят суд освободить администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от <Дата обезличена> в размере 50 000 рублей.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП г.Чапаевска УФССП по самарской области Гришина Т.В..

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель Косяков А.В., прокурор г.Чапаевска.

В судебном заседании представитель административного истца Голикова А.А. заявленные требования поддержала, пояснила, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера и предполагает возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины ( умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Администрация городского округа Чапаевск не смогла исполнить решение суда вследствие объективных причин. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций областного бюджета. После вынесения решения суда о предоставлении жилого помещения администрация городского округа Чапаевск ежемесячно обращалась с письмами о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений, в том числе для исполнения решения суда, поскольку выделенных денежных средств из бюджета Самарской области оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Также указала, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения, возможно только при соблюдении требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует значительного времени. Должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требования, содержащихся в исполнительном документе. Просит суд заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика –Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных возражениях указали, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Отсутствие у должника денежных средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Административный соответчик – судебный пристав-исполнитель Гришина Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Взыскатель, прокурор г.Чапаевска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП на основании исполнительного листа, выданного Чапаевским городским судом, предмет исполнения: предоставление жилья детям –сиротам, в о пользу взыскателя Косякова А.В.. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.

<Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> вынесено постановление о взыскании с должника Администрации городского округа Чапаевск исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии со ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу положений пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений пункта 1 статьи 410Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД"Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Закону.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на основании договора № 55 от 08.04.2016 года между министерством социально-демографической и семейно политики Самарской области и администрацией городского округа Чапаевск бюджету городского округа Чапаевск предоставлена субвенция из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий <Адрес обезличен> по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета в сумме 19 155 906 рублей, а также за счет средств федерального бюджета в сумме 3380 454 рубля(л.д.94-102).

Согласно Выписке из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального правового акта) бюджетной росписи субъекта Российской Федерации(местного бюджета), Акту сверки расчетов по межбюджетным трансфертам по состоянию на <Дата обезличена>, муниципальному образованию городской округ Чапаевск поступило на исполнение государственных полномочий по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета 19 155 906 рублей, за счет средств федерального бюджета в сумме 3380 454 рубля, кассовый расход по средствам областного бюджета 19 155 906 рублей, средств федерального бюджета 3380 454 рубля(л.д.110).

На основании договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> между министерством социально-демографической и семейно политики <Адрес обезличен> и администрацией городского округа Чапаевск бюджету городского округа Чапаевск предоставлена субвенция из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий <Адрес обезличен> по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета в сумме 17824 020 рублей, а также за счет средств федерального бюджета в сумме 3 671 421 рубля (л.д.103-109).

Согласно Выписке из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального правового акта) бюджетной росписи субъекта Российской Федерации(местного бюджета), Акту сверки расчетов по межбюджетным трансфертам по состоянию на <Дата обезличена>, муниципальному образованию городской округ Чапаевск поступило на исполнение государственных полномочий по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета 17 824 020 рублей, за счет средств федерального бюджета в сумме 3 671 421 рубля, кассовый расход по средствам областного бюджета 17 824 020 рублей, средств федерального бюджета 3 671 421 рубля (л.д.111).

Судом также установлено, что с <Дата обезличена> администрация городского округа Чапаевск ежемесячно информирует Министерство социально-демографической и семейно политики <Адрес обезличен> о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в отношении которых вступили в законную силу и не исполнены решения суда об обеспечении их жилыми помещениями.

В подтверждение в материалы дела представлены списки лиц из числа детей-сирот, по которым имеются неисполненные решения суда, направленные в Министерство социально-демографической и семейно политики <Адрес обезличен>, за период с декабря 2015 года по март 2018 года(л.д.41-93)

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что должником –Администрацией городского округа Чапаевск принимались все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства. Признаков виновного бездействия, повлекшего неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, в ходе судебного разбирательства судом установлено не было.

При изложенных обстоятельствах требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226-227, 175-180 КАС РФ, Федеральным законом "Об исполнительном производстве",

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Администрации городского округа Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, ОСП г.Чапаевска УФССП по Самарской области об освобождении от исполнительного сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> по исполнительному производству <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, полностью в размере 50 000 рублей.

Копию настоящего решения направить лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня со дня окончания судебного разбирательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.04.2018 года.

Судья

Чапаевского городского суда Одайкина И.А.

2а-328/2018 ~ М-188/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.о.Чапаевск Самарской области
Махов Александр Викторович
Ответчики
ОСП г. Чапаевска
УФССП России по Самарской области
Другие
Косяков А.В.
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Одайкина И. А.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
16.02.2018Регистрация административного искового заявления
16.02.2018Передача материалов судье
19.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2018Предварительное судебное заседание
03.04.2018Судебное заседание
11.04.2018Судебное заседание
13.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2018Дело оформлено
15.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее