Дело № 2-237/2020 (УИД 13RS0023-01-2019-005202-69)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 07 февраля 2020 года
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Надёжиной С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Проказовой О.А.,
с участием в деле:
представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия – Каледкиной В. Ф., действующей на основании доверенности б/н от 10 января 2019 года,
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» - Ивкиной М. А., действующей на основании доверенности б/н от 25 октября 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей и подаче горячей воды в соответствии с требованиями СанПин, понуждении довести до сведения потребителей решение суда,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей многоквартирного жилого дома №39 по улице Коваленко г. Саранска в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: горячей воды централизованной системы горячего из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа (суммарно), и подаче горячей воды в соответствии с требованиями СанПин, понуждении довести до сведения потребителей решение суда через газету «Известия Мордовии».
В обоснование иска указано, что 27 августа 2019 года в ходе административного расследования возбужденного в отношении ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» установлено, что Общество допустило нарушения обязательных требований раздела 3, п.3.4, п.п.3.4.1, таблица 2, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», согласно которого питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, и иметь благоприятные органолептические свойства.
27 августа 2019 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» произведен отбор проб горячей воды централизованной системы водоснабжения из разводящей сети (кран кухни) квартиры <адрес> в присутствии квартиросъёмщика ФИО2, представителя ООО «ЖЭК» старшего мастера ФИО1
Отбор проб горячей воды на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома <адрес> не произведен по причине отсутствия водоотборного крана для исследования проб воды.
По результатам исследований, проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РМ" (протокол лабораторных испытаний № 29216 от 28 августа 2019 года и экспертного заключения по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний № 2562/01 от 29 августа 2019 года):
- проба горячей воды централизованной системы горячего водоснабжения, отобранная 27 августа 2019 года в 10 часов 25 минут из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа (суммарно) не соответствует требованиям раздела 3, п.3.4, п.п.3.4.1, Таблицы 2, СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.2696-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения», с учетом п.5, ст. 24, Федерального закона от 17 декабря 2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и составляет 0,45±0,11 мг/л. при гигиеническом нормативе не более, 0,3 мг/л.
10 октября 2019 года заместителем главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия ООО «ЖЭК» было привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 500 рублей.
Согласно п.п. 3.4, 4.4, 5.1 Договора управления многоквартирным домом <адрес> № 139 от 22 декабря 2014 года управляющая организация организует предоставление следующих коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.
Управляющая организация несет ответственность за качество горячей воды, поступающей потребителям из водопроводного крана (точка водозабора).
На основании вышеизложенного истец просит суд обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого дома <адрес> в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: горячая вода централизованной системы горячего из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа (суммарно) не соответствует требованиям раздела 3, п. 3.4, п.п. 3.4.1, Таблицы 2, СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.2696-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения» (составляет 0,45±0,11мг/л. при гигиеническом нормативе не более, 0,3 мг/л) и подавать в многоквартирный жилой дом <адрес> горячую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.4.2696-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения", а также обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии».
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия Каледкина В.Ф. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Направила заявление от 07.02.2020 о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» Ивкина М.А. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Направила заявление от 07.02.2020 о рассмотрении дела в её отсутствие, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителя истца и ответчика, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования, изложенные в исковом заявлении, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 27 августа 2019 года в ходе административного расследования, возбужденного в отношении ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» установлено, что Общество допустило нарушения обязательных требований раздела 3, п.3.4, п.п.3.4.1, таблица 2, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», согласно которого питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, и иметь благоприятные органолептические свойства.
27 августа 2019 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» произведен отбор проб горячей воды централизованной системы водоснабжения из разводящей сети (кран кухни) квартиры <адрес> в присутствии квартиросъёмщика ФИО2, представителя ООО «ЖЭК» старшего мастера ФИО1
Отбор проб горячей воды на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома <адрес> не произведен по причине отсутствия водоотборного крана для исследования проб воды.
По результатам исследований, проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РМ" (протокол лабораторных испытаний № 29216 от 28 августа 2019 года и экспертного заключения по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний № 2562/01 от 29 августа 2019 года):
- проба горячей воды централизованной системы горячего водоснабжения, отобранная 27 августа 2019 года в 10 часов 25 минут из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа (суммарно) из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа (суммарно) не соответствует требованиям раздела 3, п.3.4, п.п.3.4.1, Таблицы 2, СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.2696-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения», с учетом п.5, ст. 24, Федерального закона от 17 декабря 2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и составляет 0,45±0,11 мг/л. при гигиеническом нормативе не более, 0,3 мг/л.
Установлено, что ООО «ЖЭК» осуществляет оказание услуг водоснабжения в нарушение статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года в соответствии с которой: индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, а так же ч. l, ч.2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года, которыми установлено: питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В действиях ООО «ЖЭК» содержатся признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10 октября 2019 года заместителем главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия ООО «ЖЭК» было привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 500 рублей.
Нарушены статья 11, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям; п. п. 3.1.9 раздела 3 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п.3.4 раздела 3 таблица 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которыми вода должна быть безвредной по химическому составу, содержание железа в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций и составлять не более 0,3 мг/л.
Данный факт является нарушением части 2 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года, в соответствии с которой: организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Абзацем 2 пункта 98 Постановления Правительства Российской Федерации от 06мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Из пункта 3 Правил, п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" следует, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: круглосуточное предоставление коммунальных услуг потребителю надлежащего качества и в необходимых объемах.
Исходя из пунктов 3.4, 4.4, 5.1 Договора управления многоквартирным домом <адрес> № 139 от 22 декабря 2014 года, управляющая организация организует предоставление следующих коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.
Управляющая организация несет ответственность за качество горячей воды, поступающей потребителям из водопроводного крана (точка водозабора).
ООО «ЖЭК» приняло на себя обязанность по обеспечению населения дома <адрес> горячим водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 12 ГПК Российской Федерации).
Потребители услуг вправе требовать исполнения обязательств по обеспечению горячим водоснабжением надлежащего качества любым предусмотренным законом способом от Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания». В данном случае круг лиц, которым должно быть обеспечено надлежащее предоставление коммунальных услуг, определить не предоставляется возможным ввиду его многочисленности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Полномочия Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия утверждены приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09 июля 2012 года № 681.
Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия вправе обратиться в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, которыми являются, как члены семьи собственника (нанимателя), так и возможные субарендаторы, временно проживающие жильцы и другие лица.
Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия обращается в суд в интересах защиты неопределенного круга потребителей, так как в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, либо приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Выявленные правонарушения касаются неопределенного круга лиц, а именно любых лиц, заказывающих (приобретающих) или намеренных заказать (приобрести) услуги по реализации туристского продукта. К делам о защите прав неопределённого круга лиц, в частности относятся дела о защите прав потребителей.
Согласно обзору судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 и 30 июня 2004 года, под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Из изложенного следует, что ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» несет ответственность за соблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в процессе предоставления коммунальных услуг.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей многоквартирного жилого дома <адрес> в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: горячей воды централизованной системы горячего из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа, (суммарно), и подаче горячей воды в соответствии с требованиями СанПин, понуждении довести до сведения потребителей решение суда через газету «Известия Мордовии».
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей многоквартирного жилого дома <адрес> в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: горячей воды централизованной системы горячего из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа (суммарно), и подаче горячей воды в соответствии с требованиями СанПин, понуждении довести до сведения потребителей решение суда через газету «Известия Мордовии», удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей многоквартирного жилого дома <адрес> в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества: горячей воды централизованной системы горячего из разводящей сети (кран кухни) по содержанию железа (суммарно), не соответствующей требованиям раздела 3, п. 3.4, п.п. 3.4.1, Таблицы 2, СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.2696-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения» (составляет 0,45±0,11 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л), и подавать в многоквартирный жилой дом <адрес> горячую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.4.2696-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения".
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через газету «Известия Мордовии».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Ю. Надёжина
Мотивированное решение суда изготовлено 12 февраля 2020 года.