Дело № 2а-7085/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10.11.2017 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре с участием представителя административного истца |
А.А. Куценко Е.Л. Шабалиной, действующей на основании служебного удостоверения ТО № 149961 |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карельского транспортного прокурора, поданное в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия о признании сайта <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Карельский транспортный прокурор (далее – административный истец, заявитель, прокурор) обратился в суд с требованиями в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее – Управление, административный ответчик) о признании сайта <данные изъяты> (далее – спорный сайт) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в ходе рассмотрения дела пояснил, что в настоящее время на спорном сайте запрещенная информация в открытом доступе отсутствует.
Управление, извещенное о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец, полагая, что на спорном сайте в свободном доступе размещена информация о реализации товаров (масло, сыр, колбаса, ветчина), происходящих из стран Европейского союза (Финляндской Республики), ввоз которой на территорию Российскую Федерацию запрещен в соответствие с Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ № 560), Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305 и от 30 июня 2017 г. № 293» (далее – Постановление № 778), полагая, что тем самым допускаются нарушения требований чч. 1 и 2 ст. 10.8, ст. 14.2, ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В настоящее время на спорном сайте информация о распространении товаров, подпадающих под действие Указа № 560 и Постановления № 778, отсутствует.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствие с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Регулируемые Законом № 149-ФЗ общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений пп. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
О публичном характере рассмотрения вопросов об ограничении доступа к информации свидетельствуют и изменения, внесенные в Кодекс административного судопроизводства РФ Федеральным законом от 01.05.2017 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому к делам, разрешаемым в порядке, предусмотренном его главой 27 отнесены дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Соответственно, заявленные требования с учетом ч. 3 ст. 1 КАС РФ подлежат разрешению в качестве административного дела, связанного с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, имея ввиду то обстоятельство, что перечень указанных дел не является исчерпывающим, притом, что исходя из наименования раздела IV КАС РФ им определены особенности рассмотрения дел лишь по отдельным категориям административных дел.
Исходя из общих правил производства по административным делам, установленным разделом III КАС РФ, того обстоятельства, что в настоящее время какая-либо информация, которая может свидетельствовать о распространении на территории Российской Федерации товаров, попадающих под действие Указа № 560 и Постановления № 778, на спорном сайте отсутствует, в связи с чем размещенная на нем информация даже потенциально не может быть признана запрещенной, производство по делу подлежит прекращению применительно к взаимосвязанным положениям ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 194 КАС РФ, имея ввиду то обстоятельство, что обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд, в настоящее время устранены.
При этом учитывается, что административный истец вправе, в случае повторного размещения на спорном сайте информации, которая может быть признана запрещенной, вновь инициировать перед судом вопрос о признании ее запрещенной.
Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 194, 198, 199, 225, 314 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья Е.В. Лазарева