Дело № 2-123/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Вафиной А.В.,
с участием заявителя Крупнева В.В., представителя жилищной комиссии <данные> - Шубина В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего <данные> Крупнева В.В. об оспаривании действий жилищной комиссии <данные>, связанных с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Крупнев В.В., проходящий военную службу по контракту 29 апреля 2013 года обратился в жилищную комиссию <данные> с рапортом, в котором просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. 14 мая 2013 года <Номер> жилищной комиссией <данные> принято решение об отказе в постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма жилого помещения. Полагая, что данное решение жилищной комиссии нарушает его право на получение жилья, Крупнев В.В. просил суд признать решение жилищной комиссии <данные> от 14 мая 2013 года <Номер> незаконным и обязать жилищную комиссию Базы отменить его.
В судебном заседании Крупнев В.В. полностью поддержал заявленные требования, при этом пояснил, что в 1996 году ему прежнему месту службы предоставлено по нормам жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, общей площадью 69.8 кв.м. После перевода к новому месту службы в <Адрес> в 2007 году он зарегистрировался при <данные>, а его супруга и дети остались проживать по прежнему месту жительства. Выделять долю принадлежащей ему жилой площади Крупнёв В.В. не пожелал. <Дата> брак между Крупневым В.В. и Крупневой Г.Н. расторгнут, а указанным жилым помещением Крупнёва Г.Н. распорядилась по своему усмотрению, оформив его в собственность. В настоящее время он состоит в браке с Крупневой Н.А., которая зарегистрирована в квартире, принадлежащей ей и её дочери на праве собственности, по адресу: <Адрес>. 29 апреля 2013 года заявитель обратился в жилищную комиссию <данные> с рапортом о постановке его на учёт нуждающихся в жилье, в котором указал, что готов передать <данные> взамен ранее полученного жилья вышеуказанную квартиру. Решением жилищной комиссии от 14 мая 2013 года в постановке Крупнева В.В. отказано на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное решение жилищной комиссии <данные> Крупнев В.В. считает незаконным, в связи с необеспеченностью жилыми помещения в установленном порядке, поскольку учётная норма предоставления жилья в <Адрес> составляет 14,5 кв.м., а на каждого члена семьи заявителя приходиться более 10,2 кв.м. Кроме этого, Крупнев В.В. полагал, что с момента ухудшения им своих жилищных условий – прошло более 5 лет. На основании изложенного заявитель просил удовлетворить заявленные им требования в полном объёме.
Представитель жилищной комиссии <данные> - Шубин В.Е., в суде требования заявителя не признал и просил в их удовлетворении отказать, при этом пояснил, что в 1996 году Крупневу В.В. с составом семьи 4 человека по ордеру от 11 июня 1996 года <Номер> распределена квартира по адресу: <Адрес>. Согласно действующему законодательству каждый член семьи военнослужащего в данном жилом помещении был обеспечен по установленным нормам общей площадью жилого помещения 17,45 кв.м. В 2007 году Крупнев В.В., в связи с переводом к новому месту службы, зарегистрировался при <данные>, а члены его семьи к новому месту службы не прибыли.
28 декабря 2009 года брак между Крупневым В.В. и Крупневой Г.Н. был расторгнут, при этом вопрос о порядке пользования заявителем жилым помещением в г. Чита не рассматривался. Попытки сдать жилое помещение, предоставленное заявителю и членами его семьи по договору социального найма по прежнему месту жительства, соответствующему государственному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы Крупнев В.В. не предпринимал. Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 июля 2010 года Администрация городского округа «Город Чита» безвозмездно передала в собственность дочери заявителя ФИО2 жилое помещение по вышеуказанному адресу, поскольку Крупнева Г.Н. – бывшая супруга заявителя нотариально удостоверенным согласием от 25 мая 2010 года добровольно отказалась участвовать в приватизации данного жилого помещения.
Крупнев В.В. договор на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 июля 2010 года не оспаривал, исковое заявление о признании его недействительным в силу ничтожности в суд не подавал, то есть в действиях Крупнева В.В. усматривается совершение действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на него стало приходиться менее установленной учётной нормы площади жилого помещения, связанных с изменением права пользования жилым помещением и отчуждением занимаемого жилого помещения, предоставленного государством.
30 апреля 2010 года заключен брак между Крупневым В.В. и Крупневой (Лобановой) Н.А., которая является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <Адрес>. По указанному адресу зарегистрированы Крупнева Н.А. и её дочь от первого брака ФИО1 Таким образом в соответствие с требованиями статей 31 и 51 ЖК РФ Крупнева Н.А. и её дочь ФИО1 обеспечены по установленным нормам общей площадью жилого помещения в размере 16,4 кв.м.
На основании изложенного представитель Шубин В.Е полагал, что Крупнев В.В. и каждый член его новой семьи, с учётом предоставленного государством заявителю жилого помещения в г. Чита, обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 16.7 кв.м., что превышает учётную норму, установленную в <Адрес>.
Кроме этого Шубин В.Е. указал, что предложение Крупнева В.В. о передаче <данные> жилого помещения супруги находящегося в её собственности, не может быть реализовано поскольку, в силу закона, заявитель не может распорядиться жилым помещением не являющегося его собственностью.
В судебном заседании были представлены и исследованы следующие доказательства.
Справкой от 14 мая 2012 года № 8/4/355 подтверждается прохождение военной службы Крупневым В.В. в <данные> с 16 августа 2007 года.
Согласно справке от 12 мая 2012 года № 6/73 Крупнев В.В. зарегистрирован по месту жительства в войсковой части <данные>).
Из рапорта Крупнева В.В. от 29 апреля 2013 года следует, что заявитель ходатайствовал перед председателем жилищной комиссии <данные> о принятии его на учёт нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 3 человека.
Выпиской из протокола <Номер> заседания жилищной комиссии <данные> от 14 мая 2013 года подтверждается отказ в реализации рапорта Крупнева В.В. от 29 апреля 2013 года на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Копией поквартирной карточки квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, выданной паспортной службой ООО «Лидер», подтверждается, что нанимателем данного жилого помещения по ордеру от 11 июня 1996 года являлся Крупнев В.В.
В соответствие с согласием от 25 мая 2010 года Крупнева Г.Н. отказалась от своего права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <Адрес> дала своё согласие на приватизацию данной квартиры членами семьи.
Из копии договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 июля 2010 года установлено, что администрация городского округа «Город Чита» передала ФИО2 бесплатно в собственность квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>.
По выписке из решения мирового судьи судебного участка № 9 Ингодинского района г. Читы от <Дата> усматривается, что исковые требования Крупнева В.В. к Крупневой Г.Н. о расторжении брака удовлетворены.
Копией свидетельства о расторжении брака <Номер> подтверждается, что брак между Крупневым В.В. и Крупневой Г.Н. расторгнут <Дата> на основании решения мирового судьи судебного участка № 9 Ингодинского района г. Читы от <Дата>.
Свидетельством о заключении брака <Номер> установлено, что <Дата> между Крупневым В.В. и Лобановой (Крупневой) Н.А. заключен брак.
В соответствие с копией свидетельства о государственной регистрации права от <Дата> за Лобановой Н.А. зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>.
Согласно копии поквартирной карточки от 7 июня 2012 года и справки № 879, выданной администрацией <Адрес>, в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес>, зарегистрированы и проживают Крупнева Н.А. и ФИО1
Решением Казанского гарнизонного военного суда от 29 марта 2013 года, вступившего в законную силу, усматривается, что Крупневу В.В. отказано в удовлетворении его требований о признании решения жилищной комиссии <данные> от 15 января 2013 года об отказе в постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Крупнева В.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Положениями ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Вместе с тем, в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, нанимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В то же время ст. 53 ЖК РФ закрепляет, что граждане, которые намеренно с целью приобретения права состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Предоставление жилого помещения военнослужащим ФСБ России осуществляется на основании «Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" утверждённых приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года № 590, п. 4 которых определено, что признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учётной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 9 вышеуказанного Приказа, отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 2 которой определён отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что Крупнев В.В. и члены его семьи, в 1996 году ФСБ России, по установленным нормам, по договору социального найма были обеспечены жилым помещением в городе Чита. В 2009 году, после расторжения брака между Крупневым В.В. и Крупневой Г.Н., члены семьи заявителя приобрели право собственности на предоставленную квартиру, причём и на долю Крупнева В.В. Полученным жилым помещением Крупнев В.В. распорядился по своему усмотрению, добровольно передав её членам своей семьи и не оспорив договор на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 июля 2010 года. 14 мая 2013 года жилищная комиссия <данные> отказала Крупневу В.В. в постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма жилого помещения.
Данное решение жилищной комиссией <данные>, принятое в связи с выявлением в представленных документах сведений, не подтверждающих право заявителя состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях суд считает законным по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В целях совершенствования порядка учёта военнослужащих нуждающихся в получении жилья, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило «Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», в которых устанавливается единый порядок постановки в очередь нуждающихся в получении жилья, при этом согласно подпункту «д» пункта 10 данных Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Предоставляя определенной в нормах вышеназванного закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, закон возлагает на исполнительный орган, в котором лицо проходит военную службу, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Анализ вышеперечисленных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что, если военнослужащий распорядился ранее полученным от министерства или ведомства, в котором он проходит военную службу, по установленным нормам жильём и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства или избранного места жительства после увольнения военнослужащего в запас.
Таким образом, позицию Крупнева В.В., реализовавшего своё право на получение жилья от ведомства, в котором он проходит военную службу – ФСБ России, получившего жилое помещение по установленным нормам, и распорядившегося жильём по своему усмотрению, о его праве на повторное обеспечение жильём от вышеуказанного ведомства, суд считает не основанной на законе.
Готовность Крупнева В.В. взамен ранее полученного жилья сдать <данные> жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, суд не может признать обстоятельством, влекущим отмену оспариваемого решения жилищной комиссии <данные>, поскольку указанное помещение находится в собственности супруги заявителя и её дочери от первого брака, то есть у Крупнёва В.В. отсутствует право распоряжения данным жильём в силу закона.
На основании изложенного, суд признаёт решение жилищной комиссии <данные> от 14 мая 2013 года об отказе в постановке Крупнева В.В. и членов его семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, законным и обоснованным, и учитывая отсутствие каких-либо доказательств обратного, полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных Крупневым В.В. требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258, 321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления военнослужащего <данные> Крупнева В.В. об оспаривании действий жилищной комиссии <данные>, связанных с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый