Дело № 2-1087/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Болотиной А.А.,
при секретаре Чумакове И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения «СпецАвто» об оспаривании предписаний Отделения ГИБДД УМВД России по г. Смоленску,
УСТАНОВИЛ:
МБУ «СпецАвто» обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписаний ОГИБДД УМВД России по г. Смоленску, в обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя были вынесены предписания № об устранении зимней скользкости на проезжей части дороги, остановочных пунктах общественного транспорта, пешеходных переходах, тротуарах улиц г. Смоленска, срок выполнения предписаний указан 4 час. с момента окончания снегопада. С указанными предписаниями заявитель не согласен, поскольку установленный в них срок противоречит п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, которым установлен нормативный срок ликвидации зимней скользкости 4-6 часов (в зависимости от группы дорог категорий А, Б, В), нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки – с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. Также, в указанных предписаниях указано организовать устранение зимней скользкости на остановочных пунктах общественного транспорта, пешеходных переходах, тротуарах улиц г. Смоленска, в тот же срок. Согласно п. 3.1.9 ГОСТ Р 50597-93 в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели, а в п. 3.1.12 ГОСТ Р 50597-93 указано, что устранение недостатков, указанных в п. 3.1.9, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения. Считает, что срок устранения недостатков, установленный в предписаниях, нереально мал и не соответствует ГОСТ Р 50597-93. Просит суд признать незаконными и отменить предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заявителя МБУ «СпецАвто» Куковенкова О.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ весь день был снегопад, метеосправки не имеет. В отношении уборки тротуаров ГОСТ Р 50597-93, по смыслу п. 3.1.9, п. 3.1.12, установлен срок до 1 суток с момента обнаружения недостатков. Согласно п. 5.4.9 Правил благоустройства г. Смоленска, утв. Постановлением Администрации г. Смоленска от 31.03.2014 г. № 568-адм, уборка снега производится в течение 72 часов после окончания снегопада. В МБУ «СпецАвто» не имеется документов от заказчика Управления дорожного хозяйства Администрации г. Смоленска о категориях всех дорог г. Смоленска, которые переданы на обслуживание, механизированную уборку, в том числе, в отношении спорных улиц. К какой категории группы дорог относятся спорные участки, пояснить суду не смогла.
Представитель заинтересованных лиц ОГИБДД УМВД России по г. Смоленску и привлеченного судом УМВД России по Смоленской области Арбузов С.М. в судебном заседании с требованиями не согласился, считал вынесенные предписания законными и обоснованными. Пояснил, что документов, подтверждающих категорию и класс спорных участков дороги, не имеется. При установлении срока ОГИБДД руководствовался транспортно-эксплуатационными характеристиками улиц г. Смоленска (протяженность, интенсивность пешеходного и автомобильного движения). Полагал, что срок, установленный в предписаниях – 4 часа, является реальным и достаточным для исполнения предписаний. Согласно письму МБУ «СпецАвто», предписания фактически исполнены, протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ не составлялись. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентированы основы функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществление дорожной деятельности в Российской Федерации.
Законодатель, вводя понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог и, в свою очередь, понимая под содержанием автомобильной дороги комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ), одновременно предписывает (в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения) осуществлять содержание автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог в процессе эксплуатации должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, а до их принятия в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно разделу 3 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе надзора за дорожным движением г. Смоленска ОГИБДД УМВД России по г. Смоленску установлены нарушения со стороны МБУ «СпецАвто» и выданы предписания № об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с выданными предписаниями, МБУ «СпецАвто» обязано организовать выполнение следующих мероприятий: организовать устранение зимней скользкости на проезжей части дороги, остановочных пунктах общественного транспорта, пешеходных переходах, тротуарах по предписанию № – с <адрес> от пересечения с ул. <адрес> (л.д. 5), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> (л.д. 6), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> (л.д. 7), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> (л.д. 8), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до пл. Победы (л.д. 9), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> (л.д. 10), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> (л.д. 11), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> (л.д. 12), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> (л.д. 13), по предписанию № – <адрес> от пересечения с <адрес> до границы города (л.д. 14), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 15), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 16), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 17), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 18), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до границы города (л.д. 19), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 20), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 21), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до ТЭЦ-2 (л.д. 22), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 23), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до границы города (л.д. 24), по предписанию № – ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 25), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до границы города (л.д. 26), по предписанию № – ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 27), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до а/д Брянск-Смоленск (л.д. 28), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 29), по предписанию № – <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д. 30).
Информация о категории участков дорог, указанных в предписаниях № от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует в связи с отсутствием паспортов автомобильных дорог в Администрации г. Смоленска (л.д. 34).
Согласно сообщения МБУ «СпецАвто» № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению зимней скользкости на проезжей части дорог, остановочных пунктах общественного транспорта, пешеходных переходах, тротуарах, фактически исполнены – указные в предписаниях улицы и тротуары обработаны песчано-солевой смесью, снег с проезжей части дорог разметен в прилотковые зоны и согласно п. 5.4.1 Правил благоустройства г. Смоленска, п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 подготовлен для погрузки и последующего вывоза на снеговую свалку (л.д. 36).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Основания проведения надзора за дорожным движением, а также полномочия должностных лиц, осуществляющих исполнение государственной функции по надзору, предусмотрены требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утв. Приказом МВД России от 30.03.2015 г. № 380.
Таким образом, предписания начальника ОГИБДД УМВД России по г. Смоленску № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные МБУ «СпецАвто» в целях устранения выявленных нарушений в области дорожной деятельности, приняты в рамках предоставленных полномочий.
Согласно ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ (3.1.6). На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств (пункт 3.1.7). Формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости, ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта, на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром, на тротуарах (пункт 3.1.8). В городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, приведенные в таблице 5 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения (пункт 3.1.9).
Распоряжением Министерства транспорта РФ от 16.06.2003 г. № ОС-548-р утверждено Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, которое устанавливает также основные требования по организации, технологии работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период, предписывающие соблюдать указанные выше нормы ГОСТ Р 50597-93.
Согласно п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 и таблице 4 ГОСТа срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационной характеристики, составляет 4-6 часов с момента обнаружения зимней скользкости до полной ликвидации, а окончание снегоочитки – с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ в зависимости от группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам (табл. 4).
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (далее ПДД РФ), пешеходный переход – это участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
С учетом того, что определить в настоящее время категорию (группу) дорог, указанных в обжалуемых предписаниях, не представляется возможным в связи с отсутствием паспортов автомобильных дорог, суд приходит к выводу, что срок для организации устранения зимней скользкости на проезжей части дороги, остановочных пунктах общественного транспорта, пешеходных переходах, установленный в предписаниях – 4 часа с момента окончания снегопада, не соответствует требованиям п. 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 и должен составлять 4-6 часов, в зависимости от группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам.
В соответствии с ПДД РФ, тротуаром признается элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном, пешеходной и велосипедной дорожкой (велопешеходной дорожкой) – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.
Согласно п. 3.1.9 ГОСТ Р 50597-93 и таблице 5 ГОСТа предусмотрено, что уборку тротуаров и пешеходных дорожек в городах и населенных пунктах следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки 1-3 часа.
В связи с изложенным, доводы МБУ «СпецАвто» о том, что для устранения зимней скользкости на тротуарах предусмотрен срок в течение не более суток с момента обнаружения недостатков, определенный п. 3.1.12 ГОСТа, не может быть принят судом во внимание, поскольку данным пунктом определен предельный срок устранения недостатков, в том числе с учетом п. 3.1.10 ГОСТа, а устранение зимней скользкости рассматривается во взаимосвязи со снегоочисткой, для чего предусмотрен срок 1-3 часа.
Кроме того, иное толкование и применение норм закона (возможность устранения зимней скользкости на тротуарах в срок до одних суток), создает реальную опасность жизни и здоровью значительного количества пешеходов, что противоречит целям безопасности дорожного движения.
Ссылка МБУ «СпецАвто» на п. 5.4.9 Правил благоустройства г. Смоленска, в соответствии с которым вывоз снега от остановок городского пассажирского транспорта, наземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов предусмотрен в течение 72 часов после окончания снегопада, признается судом неправомерной, поскольку указанным нормативным актом утверждены иные показатели зимней уборки улиц и магистралей, чем это предусмотрено вышеприведенными федеральными нормами.
Согласно Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы (ч. 3 ст. 6).
Как указывалось выше, ликвидация зимней скользкости на тротуарах и пешеходных дорожках в сроки, превышающие установленные нормами ГОСТ Р 50597-93, не соответствует требованиям безопасности пешеходов.
Таким образом, анализируя представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу, что заявление МБУ «СпецАвто» об оспаривании предписаний подлежит удовлетворению частично в отношении изменения сроков выполнения мероприятий по устранению зимней скользкости, установленных предписаниями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Предписания № начальника ОГИБДД УМВД России по г. Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ, выданные МБУ «СпецАвто», изменить в части срока выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений, установив срок выполнения устранения зимней скользкости на проезжей части дороги, остановочных пунктах общественного транспорта, пешеходных переходах по адресам, указанным в предписаниях, 4-6 часов с момента обнаружения зимней скользкости и до полной ликвидации в зависимости от группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам, а тротуаров – в срок 1-3 часа после обнаружения и до полной ликвидации в зависимости от интенсивности движения пешеходов согласно таблице 5 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В остальной части предписания оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Болотина
Мотивированное решение суда изготовлено 15.02.2016 г.