Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6018/2023 ~ М-5942/2023 от 15.11.2023

Дело № 2а-6018/2023

73RS0001-01-2023-006788-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2023 года     г. Ульяновск

    Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., с участием административного истца Левакова В.С., представителя административного истца Романова Г.А., представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Серулеева А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Левакова Вадима Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии Муниципального образования «г. Ульяновск» о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить отсрочку или освобождение от призыва на срочную военную службу по состоянию здоровья,

УСТАНОВИЛ:

    административный истец Леваков В.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области». В качестве административного соответчика к участию в деле привлечена призывная комиссия муниципального образования «г. Ульяновск».

    В обоснование административного иска Леваков В.С. указал следующее.

    ДД.ММ.ГГГГ он явился по повестке для прохождения военно-врачебной комиссии в пункте отбора на военную службу по адресу: г. Ульяновск, ул. Вольная, д. 1, в результате чего он был признан годным для прохождения военной службы. С заключением ВВК он ознакомлен не был.

    С заключением военно-врачебной комиссии он не согласен, так как у него имеется ряд заболеваний: <данные изъяты>

    В связи с имеющимися заболеваниями его с детства ( <данные изъяты>.

    ДД.ММ.ГГГГ им в призывную комиссию ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» подана жалоба на решение призывной комиссии о призыве на срочную военную службу. Ответа на данную жалобу он получил.

    Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

    Как следует из содержания ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

    На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

    Согласно положениям пп. «а» п. 1 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

    В соответствии с ч. 1 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, в том числе, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

-о призыве на военную службу;

-о направлении на альтернативную гражданскую службу;

-о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

-об освобождении от призыва на военную службу;

-о зачислении в запас;

-об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    В соответствии с Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе «Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу», в графе 1 расписания болезней предусматриваются требования к состоянию здоровья граждан при призыве на военную службу.

    Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе выносится большинством голосов присутствующих на заседании членов военно-врачебной комиссии в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан согласно приложению.

    Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношение его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или суд.

    Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве осуществляются военными комиссариатами.

    Проведение мероприятий по    медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на иную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

    На основании ст.5.1.Федерального закона «О воинской обязанности и иной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на иные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к иной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться иные врачи-специалисты.

    Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского свидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

    Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно- врачебной экспертизе.

    В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

    В силу ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о годности к прохождению военной службы должна принимать призывная комиссия.

    Отсрочка от призыва предоставляется в случае заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости указанных родственников в постоянном постороннем уходе, а также при условии отсутствия других лиц, обязанных по закону содержать лиц, нуждающихся в уходе.

    Административный истец Леваков В.С. просит признать незаконным решение призывной комиссии ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его на срочную военную службу, обязать административного ответчика предоставить ему отсрочку или освободить от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

    В судебном заседании административный истец Леваков В.С. и его представитель Романов Г.А. (диплом о высшем юридическом образовании (л.д. 55) и доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 57) в судебном заседании на административном иск настаивали.

    Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Серулеев А.П. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 52), диплом о высшем юридическом образовании ( л.д. 53) исковые требования в судебном заседании не признал и пояснил следующее.

    Согласно пункту «а» части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (в дальнейшем-Закон) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. В силу части 1 статьи 26 Закона, призыв на военную службу граждан осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

    Указом Губернатора Ульяновской области от 22 сентября 2023 г. №95 «Об утверждении составов призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), и о регулировании некоторых других вопросов, возникающих в связи с призывом граждан на военную службу в октябре - декабре 2023 года» были утверждены составы призывных комиссий.

    В Положении о военных комиссариатах предусмотрено, что на военный комиссариат возлагается организация призыва, которую он проводит при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, принятие решения о призыве граждан на военную службу (п.1 ст.28 названного Закона) – это полномочия призывной комиссии.

    Необходимо подчеркнуть, что по данной категории дел федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» является ненадлежащим ответчиком.

    В силу пункта 1 статьи 5.1, Закона, граждане при призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.

    В соответствии с пунктом 13 раздела II Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006г. №663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника после определения его категории годности к военной службе. Этому предшествуют исследования состояния здоровья призывника, в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. №565.

    Призывник Леваков В.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате (Заволжского района г. Ульяновск Ульяновской области) с ДД.ММ.ГГГГ Во время осеннего призыва 2023 года проходил медицинское освидетельствование, был признан годным к военной службе (категория годности «Б»). Призывной комиссией муниципального образования «город Ульяновск» ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о его призыве на военную службу (протокол ).

    Категорию годности к военной службе по отдельному заболеванию устанавливает врач-специалист, который направляется для работы при призывной комиссии от государственных учреждений здравоохранения. Общую категорию годности к военной службе устанавливают с учетом категории годности, определенной другими врачами-специалистами соответствующей специальности.

    Врачи-специалисты не являются работниками военного комиссариата, а назначаются из государственных медицинских учреждений и независимы в принятии решения.

    Призывник проходил дополнительное медицинское обследование в ГУЗ УОКБ с ДД.ММ.ГГГГг., в личном деле призывника имеются и иные результаты исследований состояния его здоровья.

    В свете этого факта, установление административному истцу категории годности - годен с незначительными ограничениями и вынесение решения о его призыве является закономерным. Считает, что основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований отсутствуют, в связи с чем, просит в удовлетворении административного иска Левакову В.С. отказать.

    Представитель административного соответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть административное дело в своё отсутствие и отказать Левакову В.С. в удовлетворении административного иска.

    Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть административное дело по существу при данной явке.

    Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

    В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров

    В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

    Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).    Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).     Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).     В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.     Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.     Указом Губернатора Ульяновской области от 22.09.2023 № 93 «Об утверждении составов призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), и о регулировании некоторых других вопросов, возникающих в связи с призывом граждан на военную службу в октябре - декабре 2023 года» утверждены составы призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), в том числе, состав Призывной комиссии МО «г. Ульяновск».     Согласно ч. 1 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.     Согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.     В силу статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пункта 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.     По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.     Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.     Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6 и 11 названного Положения).     Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.     Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.     Судом установлено, что административный истец Леваков В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учёте в военном комиссариате (Заволжского района г. Ульяновск Ульяновской области) с ДД.ММ.ГГГГ Во время осеннего призыва 2023 года проходил медицинское освидетельствование, был признан годным к военной службе (категория годности «Б»). Призывной комиссией муниципального образования «город Ульяновск» ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о его призыве на военную службу (протокол ).     По результатам прохождения медицинского освидетельствования с учетом результатов дополнительного медицинского обследования и жалоб истца врачами была установлена категория годности к военной службе «Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями».     В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О призыве в октябре - декабре 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 1 октября по 31 декабря 2023 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу, в количестве 130 000 человек.     Абзацы 1 и 3 пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123 установлено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных данным Положением вопросов с вынесением письменного заключения.     Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.     Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565 предусмотрено, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1.     Как следует из материалов дела, призывная комиссия исполнила обязанность по организации медицинского освидетельствования Левакова В.С., которого обследовали все врачи-специалисты.     Призывник Леваков В.С. проходил дополнительное медицинское обследование в ГУЗ УОКБ с ДД.ММ.ГГГГг., в личном деле призывника имеются и иные результаты исследований состояния его здоровья, которые были приняты во внимание и оценены соответствующим образом врачами, проводившими медицинское освидетельствование Левакова В.С. на предмет годности его к прохождению срочной военной службы по призыву.     С учетом представленных медицинских документов и результатов обследований Левакову В.С. была определена категория годности Б.     Основания для проведения по административному делу судебной экспертизы по ходатайству Левакова В.С. и его представителя в силу ст. 77 КАС РФ отсутствуют.     В соответствии с ч. 2 ст. 77 КАС РФ удовлетворение данного ходатайства является правом суда, а не обязанностью.     При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574 (абзац 5 пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).     Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.     Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац 1 пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).     Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).     Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).     Однако таким правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался.

    Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оснований для освобождения Левакова В.С. от прохождения срочной военной службы по призыву по заявленным им основаниям не имеется.

    Положение ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает основания для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу.

    Так, в соответствии со ст. 24 Закона Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года; занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре); являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; имеющим ребенка и воспитывающим его без матери ребенка; имеющим двух и более детей; имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет; поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях; поступившим в войска национальной гвардии Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных войсках; имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель; избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах; зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.

    Основания для предоставления Левакову В.С. отсрочки от призыва на срочную военную службу, предусмотренные законом, отсутствуют.

    Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

    По смыслу данной нормы закона, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, одновременно с наличием факта нарушения прав и законных интересов гражданина.

    По ходатайству административного истца на основании определения суда приостановлено исполнение решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Левакова В.С. на срочную военную службу до вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

    Сроки осеннего призыва 2023 года граждан на военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    На момент вступления решения суда в законную силу осенний призыв граждан на военную службу в 2023 году окончится, соответственно права истца принятым и оспариваемым им решением призывной комиссии, не нарушаются. Леваков В.С. не лишён возможности дополнительно представить медицинскую документацию относительно состояния своего здоровья при прохождении военно-врачебной комиссии в ходе весеннего призыва граждан на военную службу в 2024 году.

    Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    в удовлетворении административного иска Левакова Вадима Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии Муниципального образования «г. Ульяновск» о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить отсрочку или освобождение от призыва на срочную военную службу по состоянию здоровья - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                  Е.В. Алексеева     

срок принятия решения в окончательной форме 25.12.2023 года

2а-6018/2023 ~ М-5942/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леваков В.С.
Ответчики
Призывная комиссия МО "город Ульяновск"
ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Алексеева Е. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация административного искового заявления
16.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее