Дело №2-719/2020 37RS0023-01-2020-001065-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 года город Шуя Ивановская область
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.А.,
при секретаре Погодиной Е.В.,
с участием истца Кольчугиной Н.И.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (Межрайонное) Моцной О.Н.,
третьего лица Кольчугина Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугиной Натальи Ивановны к ГУ УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Кольчугина Наталья Ивановна обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета пенсии мужа Кольчугина Сергея Николаевича, умершего 02 января 2019 года.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что 02 января 2019 г. года умер муж истца – Кольчугин Сергей Николаевич, который был застрахован в УПФ, и за него осуществлялась уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и, соответственно, сформировались пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета умершего. Он имел трудовой стаж для начисления пенсии 41 год. Шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в орган Пенсионного фонда РФ, пропущен Кольчугиной Н.И. по уважительным причинам. Кольчугин С.Н. перед смертью длительное время тяжело болел. Заявитель после ухудшения состояния Кольчугина С.Н. отказалась положить его в отделение паллиативной помощи, ухаживала за ним самостоятельно. Кольчугина Н.И. после смерти Кольчугина Н.С. осталась одна с двумя детьми, которые также, как и она, находились в тяжелом моральном, эмоциональном и психологическом состоянии. Дочь Кольчугина Т.С. учится в школе, а сын Кольчугин Н.С. учится в техникуме. У Кольчугиной Н.И. отсутствовали сведения о наличии накопительной части трудовой пенсии мужа и о возможности получения средств его пенсионных накоплений в течение 6 месяцев со дня его смерти.
В судебном заседании истец Кольчугина Н.И. заявленные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Просила суд заявленные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) Моцная О.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что в поданном исковом заявлении о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица указанная причина пропуска срока не является уважительной.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Кольчугин Н.С. в судебном заседании поддержал исковые требования истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, дочь умершего КольчугинаТ.С., в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд сообщение о том, что не возражает против удовлетворения исковых требований истца, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального Закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее - Закон от 24.07.2002 г.) за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае и в порядке, которые установлены ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона от 24.07.2002 г. выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего шестимесячный срок.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008 г.), восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять, как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих право суду восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, в связи с этим вопрос о восстановлении пропущенного срока должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела.
В силу п.2 «Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года № 741, правопреемниками по закону являются родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности, причем выплаты родителям производятся в первую очередь.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 02 января 2019 года умер муж истца – Кольчугин Сергей Николаевич, что подтверждается свидетельством о смерти II-ФО № …. от 06.01.2019 года.
На лицевом счете застрахованного лица Кольчугина С.Н., умершего 02.01.2019 г., имеются средства на накопительную пенсию в размере 65019,01 руб., что подтверждается справкой ГУ УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное).
Истец Кольчугина Н.И. является женой умершего 02.01.2019 г. Кольчугина С.Н., что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ФО № ….. от 11.12.1998 г.
Как следует из дела, при жизни заявления о распределении средствпенсионныхнакопленийумерший не подавал, лиц, имеющих право на получение указанныхнакоплений, не определял. В связи с чем, на момент смерти застрахованного лица территориальный орган Пенсионного фонда РФ не располагал информацией о наличии у умершего правопреемников, он не имел возможности принять меры по извещению таких лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Исходя из изложенного истец имела право на получение пенсионных накоплений умершего застрахованного лица Кольчугина С.Н. в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица, согласно ст. 38 Закона от 24.07.2002 г. и п.п.2,9 «Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года № 741.
Судом установлено, что причины пропуска шестимесячного срока – это нахождение истца в тяжелом моральном, эмоциональном и психологическом состоянии. На иждивении остались несовершеннолетняя дочь Кольчугина Т.С., которая учится в школе, и сын Кольчугин Н.С., который учится в техникуме. Также у Кольчугиной Н.И. отсутствовали сведения о наличии накопительной части трудовой пенсии мужа и о возможности получения средств его пенсионных накоплений в течение 6 месяцев со дня его смерти.
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2000 года N 200-О и от 2 ноября 2000 года N 228-О).
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное (пункт 1 статьи 1110); в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (часть первая статьи 1112).
Федеральным законом «О накопительной пенсии» за гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», признается - при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, - право на накопительную пенсию, которой является ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (пункт 1 части 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4).
В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии»).
Из разъяснений, изложенных в определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 г. №1559-) «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждански Федоровой Ларисы Михайловны на нарушение ее конституционных прав частями 7 и 8 статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии», следует, что застрахованному лицу право на средства пенсионных накоплений - под которыми понимается совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, - указанным Федеральным законом от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии» не предоставлено, и, следовательно, оно не может входить в состав наследства застрахованного лица, как ему не принадлежащее.
В силу ст.5 ФЗ РФ от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений. Таким образом, средства пенсионных накоплений не включаются в состав наследственной массы умерших застрахованных лиц, а переходят к их правопреемникам в порядке, установленном положениями Закона и указанными Правилами, то есть данные выплаты в состав наследства не входят, соответственно на спорные правоотношения нормы наследственного законодательства не распространяются.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин пропуска истцом срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования Кольчугиной Н.И. к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кольчугиной Натальи Ивановны к ГУ УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета пенсии, удовлетворить.
Восстановить Кольчугиной Наталье Ивановне срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в Управление пенсионного фонда РФ, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета Кольчугина Сергея Николаевича, умершего ….года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Судья Лебедева Н.А.
В окончательной форме решение суда изготовлено 17 июня 2020 года.
Судья Лебедева Н.А.