Гражданское дело 2-1740/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
18 апреля2022 года город Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Юсупова А.Н.,
при секретаре Гнусиной Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Мособлгаз» к Русанову А. Н. о нечинении препятствий в газификации,
УСТАНОВИЛ:
Истец АО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском к Русанову А.Н. о нечинении препятствий в газификаци, просило суд:
обязать Русанова А.Н. не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: М. <адрес>, Богородский г.о., <адрес>, к газопроводу протяженностью <данные изъяты> м. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: М. <адрес>, Богородский г.о., <адрес>, в целях исполнения Программы П. М. <адрес> «Развитие газификации в М. <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года», путем выдачи согласия на подключение;
в случае неисполнения Русановым А.Н. решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в суда законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: М. <адрес>, <адрес>, к газопроводу низкого давления протяженностью <данные изъяты> м. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: М. <адрес>, считать выданным Русановым А.Н.
взыскать с Русанова А.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения М. <адрес>.
В своем Послании Ф. С. ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ года без привлечения денежных средств граждан.
Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой П. М. <адрес> «Развитие газификации в М. <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года» (далее - программа социальной газификации), утвержденной Постановлением П. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления П. М. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Программу М. <адрес> «Развитие газификации в М. <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года»)
АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики М. <адрес>.
Постановлением П. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов М. <адрес>» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Ф. С., утвержденного Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более <данные изъяты> тысяч домовладений, в которых проживают порядка <данные изъяты> тысяч жителей, П. М. <адрес> определило региональным оператором газификации М. <адрес> Акционерное Общество «Мособлгаз».
Кроме того, в соответствии с Постановлением П. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения М. <адрес>» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения М. <адрес>.
Таким образом, П. М. <адрес> во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов М. <адрес> осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов М. <адрес> в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Ответчику на праве собственности принадлежит газопровод низкого давления протяженностью <данные изъяты> м с кадастровым номером № (далее - газопровод-источник), расположенный по адресу: М. <адрес>.
<адрес> в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
В связи с этим жители <адрес> возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: М. <адрес>, Богородский г.о., <адрес> газопроводу-источнику, принадлежащему Ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ Постановление П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, в связи с этим права Ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены.
Поскольку заявленные исковые требования направлены на исполнение Программы П. М. <адрес> «Развитие газификации в М. <адрес> до 2030 года», утвержденной Постановлением П. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также создание для населения благоприятных условий использования природного газа истец вынужден обратиться в суд с заявленными исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель истца АО «Мособлгаз» -Крутова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам иска.
Ответчик Русанов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства энергетики М. <адрес> в суд не явился, о явке в судебное заседание извещен, ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Богородского городского округа Московской области Степанюк Д.С. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
Третье лицо Демидова Е.А. в суд не явилась, о времени и месте судебного слушания извещена.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем Послании Ф. С. поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой П. М. <адрес> «Развитие газификации в М. <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года» (далее - программа социальной газификации), утвержденной Постановлением П. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления П. М. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Программу М. <адрес> «Развитие газификации в М. <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года»).
Из представленных суду документов усматривается, что АО «Мособлгаз» является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики М. <адрес>.
Постановлением П. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов М. <адрес>» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Ф. С., утвержденного Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, П. М. <адрес> определило региональным оператором газификации М. <адрес> Акционерное Общество «Мособлгаз».
Кроме того, в соответствии с Постановлением П. М. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения М. <адрес>» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения М. <адрес>.
Таким образом, П. М. <адрес> во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов М. <адрес> осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов М. <адрес> в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Судом установлено, что ответчик Русанов А.Н. является собственником газопровода низкого давления протяженностью <данные изъяты> м с кадастровым номером № (далее - газопровод-источник), расположенный по адресу: М. <адрес>
<адрес> в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
В связи с этим жители <адрес> возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
В материалы гражданского дела представлена заявка о заключении договора о подключении (технологогическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации Демидовой Е.А.
Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: М. <адрес> газопроводу-источнику, принадлежащему Ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, в связи с этим права Ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено письмо с запросом согласования подключения к газопроводу низкого давления протяженностью 310кв.м с кадастровым номером № расположенному по адресу: М. <адрес> в рамках реализации программы социальной газификации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных на территории Богородского городского округа.
Ответчику было предложено дать свое согласие в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления.
Однако, ответчиком Русановым А.Н. до настоящего времени согласие АО «Мособлгаз» на подключение к газопроводу-источнику не выдано.
Суд считает, что уклонение ответчика Русановой А.Н. от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Так, в соответствии со статьей 2 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Газопровод низкого давления протяженностью <данные изъяты>.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: М. <адрес>, принадлежащий ответчику Русанову А.Н. не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе М. <адрес> и является ее частью.
В соответствии со статьей 27 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.
В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Таким образом, суд считает, что ответчик Русанов А.Н., уклоняясь от дачи согласия на подключение к принадлежащему ему на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в <адрес> городского округа М. <адрес> злоупотребляет своими правами и нарушает действующее законодательство.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком Русановым А.Н. не представлено ни одного обоснованного возражения и довода, указывающих на несоблюдение их законных прав и интересов, возникновения для них негативных последствий и нарушении их прав при проведении социальной газификации села Мамонтово Богородского городского округа М. <адрес>.
Уклоняясь от дачи согласия и фактически отказывая в подключении к газопроводу, ответчик Русанов А.Н. препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении мероприятий по социальной газификации села МамонтовоБогородского городского округа. В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населенном пункте.
На основании изложенного, исковые требования АО «Мособлгаз» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. <░░░░░> ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░», ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░