№ 2-158,159/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2014 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Блаженовой Т.М,
при секретаре Старцевой В.В.,
с участием помощника прокурора Кемского района Изосина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Карельский транспортный прокурор на основании ст. 45 ГК РФ обратился в Кемский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» с названными требованиями, по тем основаниям, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта железнодорожной станций Кузема и Поньгома Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Проведенной проверкой установлено, что Решением Росжелдора от 15.02.2012 объекту транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - ОТИ) железнодорожным станциям Кузема и Поньгома присвоена 2 категория транспортной безопасности и они внесены в реестр категорированных ОТИ железнодорожного транспорта за №.
Соответствующие уведомления № направлены Росжелдором в ОАО «РЖД» 16.02.2012 и получены Обществом 21.02.2012.
Обязанность обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Кузема и Поньгома возлагается действующим законодательством на ОАО «РЖД».
Оценка уязвимости железнодорожных станций Кузема и Поньгома проведена ЗАО «<данные изъяты>» на основании договора № от 03.06.2013 и утверждена Росжелдором 26.09.2013.
ОАО «РЖД» было обязано разработать планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Кузема и Поньгома и направить их на утверждение в Росжелдор не позднее 26.12.2013.
Однако, до настоящего момента, указанное требование закона ОАО «РЖД» в отношении железнодорожных станций Кузема и Поньгома не исполнено.
План обеспечения транспортной безопасности данных железнодорожных станций ОАО «РЖД» не разработан и на утверждение в Росжелдор не направлен.
Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Однако, в связи с неисполнением ОАО «РЖД» требований, установленных ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в нарушение требований ст. 2 указанного Закона реализация мер по обеспечению - транспортной безопасности в отношении железнодорожных станций Кузема и Поньгома Обществом не осуществляется.
Таким образом, ОАО «РЖД», не выполняя требования законодательства о транспортной безопасности на ОТИ железнодорожных станций Кузема и Поньгома создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, интересам личности, общества и государства, в сфере организации перевозок железнодорожным транспортом общего пользования, тем самым, нарушая права неопределенного круга лиц пассажиров железнодорожного транспорта общего пользования.
Карельский транспортный прокурор просит признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры, в части непринятия мер по разработке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Кузема и Поньгома и направлении его на утверждение в Росжелдор не позднее 26.12.2013, незаконным, и возложить на ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции управления Движением следующие обязанности: в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Кузема и Поньгома и направлении его на утверждение в Росжелдор.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.1 ФЗ «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007г., акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий, а согласно п.10 указанной статьи, транспортная безопасность- состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Противодействие терроризму в Российской Федерации, в силу ст.2 названного Федерального закона, основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Пункт 1 статьи 4 указанного Федерального закона определяет, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу абз.1 ст.80 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» от 10.01.2003г. № 18-ФЗ, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа.
В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «О транспортной безопасности», основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу п.п.1,2 ст.9 Федерального Закона №16 ФЗ от 09.02.2007г., на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п.5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России №43 от 08.02.2011, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Также п.2 ст.11 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» устанавливает, что владельцы инфраструктур обязаны обеспечить выполнение законодательства Российской Федерации.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» создано 01.10.2003 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 16 Устава ОАО «РЖД», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, собственником железнодорожных станций Кузема и Поньгома является ОАО «РЖД».
На основании изложенного, в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», железнодорожные станции являются объектами транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Производственную деятельность в сфере железнодорожного транспорта на станциях Кузема и Поньгома осуществляет Петрозаводский центр организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры ОТИ железнодорожных станций Кузема и Поньгома.
Как следует из имеющейся в материалах дела справки ОАО «РЖД» проведено категорирование двух объектов транспортной инфраструктуры: ст. Кузема и Поньгома, соответствующие уведомления получены ОАО «РЖД» 21.02.2012 года.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры станций Кузема и Поньгома проведена ЗАО «<данные изъяты>» утверждена Росжелдором 26.09.2013 года.
Таким образом, ОАО «РЖД» должно было разработать планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Кузема, Поньгома и направить его на утверждение в РОСЖЕЛДОР не позднее 26 декабря 2013 года.
До настоящего времени ответчиком требования законодательства не исполнены, в связи с чем, бездействие ОАО «РЖД» в связи с непринятием мероприятий по разработке вышеуказанных планов является незаконным, а исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> (два требования неимущественного характера), от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Карельского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в части непринятия мер не позднее 26.12.2013 года по разработке планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Кузема и Поньгома и направлению их на утверждение в Росжелдор.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Кузема и Поньгома и направить их на утверждение в Росжелдор.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Т.М. Блаженова