Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7676/2016 от 15.11.2016

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

19.12.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13.12.2016

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

истца ФИО1,

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ФИО1, обязать данное учреждение отменить это решение; обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации решить вопрос о признании ФИО1 и членов его семьи: супруги ФИО3, дочери Виктории нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включению ФИО1 и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска ФИО1 указал, что указанным выше решением ответчика ему отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием у него статуса военнослужащего. С таким решением истец не согласен. Он проходил военную службу, был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой 26 лет 03 месяца, 26 дней. В период прохождения военной службы обеспечивался служебным жилым помещением. До увольнения с военной службы, ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы в связи с достижением предельного возраста, а также указал, что не обеспечен жилой площадью по нормам, установленным законодательством. Решением жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет нуждающихся в служебном жилом помещении. В этот же день командиром войсковой части с истцом проведена беседа, в которой указано, что истец не обеспечен жилой площадью нормам жилищного законодательства. Истец просил оставить его в списках очередников на получение жилой площади по избранному месту жительства. После увольнения с военной службы истец с семьей продолжает проживать в служебной квартире. Отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях противоречит законодательству и нарушает жилищные права истца.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что не обращался в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения при увольнении с военной службы, поскольку ему не разъясняли такой порядок постановки на учет. Ему объяснили, что по данному вопросу нужно обращаться к командиру войсковой части. Кроме того, истец состоял в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, но при увольнении был исключен из этого реестра. Истец присутствовал на заседании жилищной комиссии, где его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако протокол заседания жилищной комиссии отсутствует. Срок исковой давности им не пропущен.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Полагала, что истцу ответчиком обоснованно было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на момент обращения истец уже не обладал статусом военнослужащего, и доказательств того, что истец до увольнения с военной службы был признан нуждающимся в жилом помещении, не представлено. Истец ссылается на решение жилищной комиссии, принятое в 2012 году. Однако на момент его увольнения с военной службы жилищные комиссии войсковых частей уже не были полномочны разрешать вопрос о постановке военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. В тот период времени уже действовала специализированная организация Министерства обороны Российской Федерации – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения». Обращение к командиру войсковой части с рапортом о признании нуждающимся в такой ситуации является ненадлежащим. Для признания нуждающимся в жилом помещении истцу следовало обратиться с заявлением и представить необходимые документы в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Такое заявление поступило от истца уже после увольнения его с военной службы. Кроме того, с истцом при увольнении проводилась беседа, о чем составлен лист беседы, с ним истец ознакомлен. В листе беседы указано о том, что истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку еще на стадии проведения беседы в 2012 году истцу стало известно, что он не был признан нуждающимся в жилом помещении и не состоит на учете.

Заслушав пояснения истца, пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила 26 лет 03 месяца 26 дней.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с отсутствием документов, подтверждающих постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент увольнения ФИО1 с военной службы.

На момент увольнения истца с военной службы основания и порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма регламентировались Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В силу п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), с приложением перечисленных в указанной норме документов.

В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Пунктом 2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 5 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, поскольку ФИО1 был исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, ему до указанной даты надлежало в порядке, установленном упомянутой Инструкцией, обратиться с заявлением в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации, каковой является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», представив предусмотренные Инструкцией документы.

Как видно из материалов дела, истец с таким заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации до его увольнения с военной службы не обращался.

Истцом представлен рапорт на имя начальника отдела хранения от ДД.ММ.ГГГГ, где истец просил уволить его с военной службы, указал, что жилой площадью по нормам, установленным законодательством, не обеспечен, просил не исключать из списков очередников на получение жилого помещения по последнему перед увольнением месту военной службы, указав при этом, что претензий к Министерству обороны не имеет.

В листе беседы, составленном при увольнении ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ, указано о том, что он жилой площадью по нормам жилищного законодательства не обеспечен, просит оставить в списках очередников на получение жилого помещения по последнему перед увольнением месту военной службы.

В приказе об увольнении истца с военной службы указано, что он не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

Вместе с тем, перечисленные документы не подтверждают возникновения у истца права на получение жилого помещения, поскольку на момент их составления, так же как и на момент увольнения истца с военной службы и его исключения из списков личного состава войсковой части, ни командиры, ни жилищные комиссии войсковых частей не были полномочны разрешать вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий, о включении их в списки очередников на получение жилья. В данный период времени военнослужащие, желающие получить жилое помещение в постоянное пользование, должны были самостоятельно обращаться с заявлением непосредственно в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения». В связи с этим указание в рапорте истца, в листе беседы, а также в приказе об увольнении с военной службы просьбы истца уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилья не может быть расценено как соблюдение им порядка обращения за постановкой на учет нуждающихся в жилых помещениях. Подобное обращение не порождало обязанности уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть рапорт, заявление истца о постановке его на учет, и, соответственно, не повлекло возникновение у истца права на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Следует также отметить, что в рапорте истца, листе беседы, приказе об увольнении указано только на просьбу истца уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилья, при этом каких-либо доказательств того, что истец был включен в такие списки, не имеется. Просьбы истца признать его нуждающимся в получении жилого помещения, принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставить жилое помещение по избранному месту жительства рапорт и лист беседы не содержат.

Более того, в рапорте ФИО1 указал, что претензий к Министерству обороны не имеет, а в листе беседы указано о том, что истец не был признан нуждающимся в обеспечении жильем.

В любом случае, доведение истцом до сведения командования войсковой части его желания уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилья в рассматриваемой ситуации не имеет значения, поскольку заявления о предоставлении постоянного жилья должны были подаваться самими военнослужащими в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд находит, что ФИО1, нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, не вправе требовать признания за ним после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В связи с этим оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Суд полагает, что истцом в данном случае пропущен срок исковой давности, поскольку он при увольнении с военной службы в 2012 году указывал (в рапорте, и в листе беседы) о том, что просит оставить его в списках очередников на получение жилого помещения. Однако в листе беседы, с которым истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (что им не оспаривалось в судебном заседании), указано, что истец не признан нуждающимся в обеспечении жильем.

Таким образом, еще в марте 2012 года истцу было известно, что он не признан нуждающимся в получении жилого помещения. Между тем, в суд с настоящим иском ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, спустя более четырех лет со дня, когда ему стало известно об имеющем место, по его мнению, нарушении его жилищных прав. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока истцом не было заявлено.

Пропуск истцом срока исковой давности также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-7676/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горев Вячеслав Николаевич
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
15.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.11.2016Передача материалов судье
18.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее