Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2013 года г.Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.,
с участием истца Кузеванова О.Г.,
представителя ответчика ООО «Валенторский медный карьер» Жирнова А.В., действующего на основании доверенности <адрес обезличен>0 от 28.02.2013,
при секретаре Стариковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузеванова О. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Валенторский медный карьер» о признании незаконным отстранения от работы, взыскании недополученной заработной платы, возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л:
Кузеванов О.Г. обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Валенторский медный карьер» (далее ООО «ВМК») о признании незаконным его отстранения от работы и компенсации морального вреда, указав, что согласно заключениям Врачебной комиссии Центральной городской больницы № от <дата обезличена> ему рекомендован перевод на другую работу, имеющуюся у работодателя, с сохранением среднего заработка по прежней работе, однако до настоящего времени иной работы ему не предложено, рабочее место не определено, заработная плата определена в размере 2/3 среднего заработка.
На основании изложенного он просит суд признать незаконным отстранение его от работы, обязать ответчика предоставить ему работу в соответствии с заключением врачебной комиссии, отстранение от работы считать вынужденным прогулом с оплатой среднего заработка, взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения дела истец Кузеванов О.Г. уточнил исковые требования, он просит суд признать незаконным отстранение его от работы, взыскать с ООО «Валенторский медный карьер» среднюю заработную плату за время отстранения от работы со <дата обезличена> по <дата обезличена> за вычетом выплаченных сумм, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Кузеванов О.Г. поддержал уточненные требования в полном объеме, пояснив, что с <дата обезличена> он работает в ООО «ВМК» в качестве проходчика 5 разряда на подземном участке очистных и подготовительных работ шахты «Капитальная». В связи с вредными условиями труда в декабре 2012 года у него выявлено профессиональное заболевание – вибрационная болезнь. <дата обезличена> врачебной комиссией Краснотурьинской городской больницы ему выдано заключение о переводе его на работу вне вибрации, понижения температуры воздуха, с ограничением нагрузок сроком на 2 месяца с 01.08.2013. С <дата обезличена> по <дата обезличена> он находился в очередном отпуске. В конце июля 2013 года он ознакомил со справкой врачебной комиссии своего непосредственного руководителя. Тот взял указанную справку, пообещав решить данный вопрос. Но после выхода из отпуска, <дата обезличена> ему работу по состоянию здоровья не предоставили, а лишь ознакомили с приказом ООО «ВМК» № 297-к от <дата обезличена> об объявлении времени простоя по вине работодателя, данным приказом работа шахты, в которой он осуществлял свою трудовую деятельность, была приостановлена, а также уведомили о предстоящем сокращении. Основная масса работников данного предприятия была уволена <дата обезличена> в связи с сокращением численности или штата работников. Поскольку заключением врачебной комиссии Краснотурьинской городской больницы № от <дата обезличена> ему был рекомендован перевод на другую работу, имеющуюся у работодателя, с сохранением среднего заработка по прежней работе, на работу в шахте он не претендовал. Однако вопреки указанию врачей, ему не была предложена другая работа, не определено рабочее место, а распоряжением руководства предложено отправиться домой с сохранением 2/3 среднего заработка. Фактическим отстранением от работы ответчик нарушил его права, причинив ему нравственные страдания. <дата обезличена> он был уволен в связи с сокращением штата сотрудников предприятия. Законность объявления на предприятии простоя и увольнение его с работы в связи с сокращением штата он не оспаривает. Просит признать отстранение его от работы незаконным, взыскать в его пользу с ответчика недополученную заработную плату за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> за вычетом выплаченных сумм, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика Жирнов А.В. исковые требования не признал, пояснив, что в связи с тем, что запасы меди в шахте исчерпаны, руководством ООО «ВМК» принято решение об объявлении простоя, работники надлежащим образом предупреждены о предстоящем сокращении, в том числе и Кузеванов О.Г. На предприятии не было вакансий, которые подходили истцу согласно заключению врачебной комиссии, а обязанность создавать рабочие места для работников, которым по состоянию здоровья рекомендован более легкий труд, законодательством не предусмотрена. Истец не отстранялся от работы, за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> ему было выплачено 2/3 среднего заработка.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений, помимо иных, являются: обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статья 76 настоящего Кодекса предусматривает случаи отстранения работодателем от работы работника:
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- не прохождение в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- не прохождение в обязательном порядке медицинского осмотра (обследования);
- выявление в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;- приостановление действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права управления, права на ношение оружия, другого специального права);
- требование органов и должностных лиц, уполномоченными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч.3 настоящей статьи в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как простой.
Из пояснения истца следует, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> он находился в очередном отпуске. Согласно заключению врачебной комиссии от <дата обезличена> по состоянию здоровья в связи с выявленным профессиональным заболеванием истец нуждался в переводе на другую работу сроком на 2 месяца с <дата обезличена> (л.д.6).
По смыслу ст.73 Трудового кодекса Российской Федерации, работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Установлено, что коллективный договор в ООО «Валенторский медный карьер» отсутствует. Трудовым договором, заключенным между истцом и ответчиком, такая гарантия работнику не предусмотрена.
Согласно приказу от <дата обезличена> № на предприятии ответчика объявлено о предстоящем сокращении (л.д.47-55), что подтверждается представленными штатными расписаниями (л.д.41-46, 56-63).
Приказом управляющего директора ООО «Валенторский медный карьер» от <дата обезличена> № <данные изъяты>-к для работников шахты «Капитальная», в число которых входит Кузеванов О.Г., введен режим простоя по вине работодателя. Этим же приказом предусмотрена оплата работникам времени простоя в соответствии с ч.1 ст.157 Трудового кодекса Российской Федерации из расчета двух третей средней заработной платы.
Приказы о введении простоя на предприятии и сокращении штата работников истцом не оспариваются.
Из системного толкования положений статей 73 и 76 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что единственной гарантией работника, нуждающегося в переводе в соответствии с медицинским заключением на другую работу, при условии отказа работника от предлагаемой работы, не противопоказанной ему по состоянию здоровья, либо отсутствия у работодателя такой работы, является сохранение места работы без начисления заработной платы.
Из представленной штатной расстановки рабочих ООО «Валенторский медный карьер», должности которых не подлежали сокращению с 02.08.2013, видно, что <дата обезличена> на предприятии имелась лишь одна вакансия электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи, которая могла быть предложена истцу.
Однако специального допуска к исполнению обязанностей по данной профессии у истца не имеется.
Данное обстоятельство в судебном заседании истец подтвердил.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что приказ об отстранении истца от работы по медицинским показаниям не издавался. В период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в связи с объявлением простоя работникам шахты «Капитальная» истец на рабочем месте не находился, ему оплачено все время простоя из расчета из расчета двух третей средней заработной платы. С <дата обезличена> Кузеванов О.Г. уволен с работы в связи с сокращением численности работников, с ним произведен расчет и выдана трудовая книжка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что работодатель не допустил нарушения трудовых работника, так как Кузеванов О.Г. в период действия рекомендации врачебной комиссии во вредных условиях не находился, не был переведен на другую работу по медицинскому заключению ввиду отсутствия у работодателя работы, не противопоказанной работнику по состоянию здоровья, за ним сохранилось место работы, весь указанный период времени, совпадающий со временем простоя на предприятии, ему был оплачен в соответствии с ч.1 ст.157 Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования Кузеванова О.Г. удовлетворению не подлежат.
Доводы истца о выплате ему средней заработной платы за весь период действия рекомендаций врачебной комиссии о переводе на другую работу по медицинским показаниям со ссылкой на ст.182 Трудового кодекса Российской Федерации судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании данной нормы.
По смыслу названной нормы, средний заработок работнику, нуждающемуся в переводе на другую работу в связи с медицинским заключением, сохраняется при фактическом переводе.
Установлено, что истец на другую работу не переводился.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.73, 76, 391 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст.192-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░░░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░