№
26RS0012-01-2019-000511-44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2019 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.,
при секретаре судебного заседания Чернявском М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Главное управление жилищным фондом» к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города-курорта Ессентуки» о признании решения о сохранении среднемесячного заработка за работником в течении третьего месяца со дня увольнения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Главное управление жилищным фондом» обратилось в суд с исковым заявлением к ГКУ «Центр занятости населения города – курорта Ессентуки» о признании решения о сохранении среднемесячного заработка за работником в течении третьего месяца со дня увольнения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, взыскании государственной пошлины в размере 6000 рублей.
В судебном заседании представитель истца, выступающий на основании надлежащем образом заверенной доверенности Слинько И.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Он пояснил, что ГКУ «ЦЗН г.Ессентуки» было принято решение о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения в отношении Цверкунова Михаила Викторовича, уволенному 31.08.2018 года из ООО «ГУЖФ» в связи с сокращением численности или штата работников.
ООО «ГУЖФ» считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В нарушение требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ в решении информация о наличии каких-либо исключительных обстоятельств в отношении уволенного Цверкунова М.В. отсутствует и таких обстоятельств не установлено.
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 ТКРФ.
Так, работнику, увольняемому из организации в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Цверкунов М.В. состоял в трудовых отношениях с ООО «ГУЖФ» в должности Начальника ремонтно-эксплуатационного участка, Приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности или штата работников организации.
Цверкунов М.В. обратился в ГКУ «ЦЗН <адрес>» после увольнения с последнего места работы ООО «ГУЖФ» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГКУ «ЦЗН <адрес>» определено сохранить средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении Цверкунова М.В.
В данном решении указано, что оно принято в соответствии с ч. 2 ст. 178 ТК РФ.
Из положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в случае увольнения работника ив связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему, безусловно, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение третьего месяца после увольнения, как установлено частью 178 ТК РФ производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его не трудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № «По жалобе государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук» на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации», в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения относятся:
факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения;
нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение двух месяцев со дня увольнения;
наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.
Однако ни ответчиком, ни третьим лицом не представлены документы и доказательства о наличии исключительного случая, при котором должен был быть сохранен средний месячный заработок за третий месяц не трудоустройства.
Вместе с тем, Цверкунов М.В. не предоставил документов, подтверждающих исключительность обстоятельств, такие как социальная незащищенность, отсутствие средств к существованию, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, наличие тяжелой болезни, требующей дорогостоящего лечение а других обстоятельств.
Таким образом, принятое ГКУ «ЦЗН г.Ессентуки», решение о сохранении среднего месячного заработка незаконно и подлежит отмене, как противоречащее действующему законодательству.
Просит суд:
Признать незаконным решение ГКУ «ЦЗН г. Ессентуки» от 03.12.2018 года №1914.
Взыскать с ответчика в пользу истца оплаченную государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Представитель ответчика ГКУ «Центр занятости населения города–курорта Ессентуки – Чаплыгина О.А., выступающая на основании надлежавшим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных ООО «Главное управление жилищным фондом» исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третье лицо Цверкунов М.В. в судебном заседании также возражал относительно удовлетворения заявленных ООО «Главное управление жилищным фондом» исковых требований. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Как установлено в судебном заседании, Цверкунов М.В. 31.08.2018 г. был уволен из ООО «ГУЖФ» по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Для оказания содействия в поиске работы 07.09.2018 г. Цверкунов М.В. обратился в ЦЗН г. Ессентуки и был поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. При обращении Цверкуновым М.В. был представлен необходимый пакет документов, для получения государственной услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Данная норма Закона о занятости основана на Конвенции МОТ N44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам» (1934 г.), в ст. 10 которой приводится ряд критериев к понятию подходящей работы.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» также определено, что подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
Как установлено в судебном заседании Цверкунов М.В. по образованию является военным штурманом-инженером боевого управления, на последнем месте работы в ООО ГУЖФ занимал должность начальника ремонтно-эксплуатационного участка. Однако, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в базе данных отсутствовали вакансии, подходящие Цверкунову М.В. в соответствии с положениями законодательства.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно Приказа директора ЦЗН <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ создана и постоянно действует Комиссия по решению вопроса о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работником в течение третьего месяца со дня увольнения.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ при принятии решения о сохранении за Цверкуновым М.В. среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения Комиссией ЦЗН <адрес> принято во внимание соблюдение требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ, а именно обращение гражданина в орган службы занятости в двухнедельный срок после увольнения и отсутствие возможности трудоустройства вышеуказанного гражданина. При принятии решения о сохранении за Цверкуновым М.В. среднего месячного заработка за третий месяц, Комиссией ЦЗН <адрес>.
Кроме того, за время состояния на учете Цверкунов М.В. в установленные специалистами сроки посещал ЦЗН <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ участвовал в проводимом учреждением Едином дне ярмарок вакансий, помимо личного обращения обращался через Интерактивный портал для оказания услуг в электронном виде, что свидетельствует о реальной заинтересованности гражданина в поиске работы. С момента обращения Цверкунова М.В. в ЦЗН <адрес> и по настоящее время в базе данных отсутствуют вакансии подходящей для него работы в соответствии с имеющимся образованием и последним местом работы. Подбор работы гражданину осуществлялся специалистами центра занятости в соответствии со ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» и Требованиями к подбору подходящей работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Помимо этого Цверкунов М.В. является пенсионером, в соответствии с чем не может быть признан безработным и получать социальные выплаты в виде пособия по безработице. Н основании вышеизложенного ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сохранении среднего месячного заработка за Цверкуновым М.В. в течение третьего месяца со дня увольнения.
Доводы истца об отсутствии документов, подтверждающих социальную незащищенность или отсутствие средств к существованию для принятия решения о сохранении среднего месячного заработка за работником в течение третьего месяца со дня увольнения, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, так как согласно Закону о занятости при выдаче гражданину решения органы службы занятости не обязаны предоставлять работодателю документы и доказательства, подтверждающие наличие исключающего случая.
Кроме того, согласно пункта 2.6 Административного регламента предоставления государственными учреждениями занятости населения <адрес> государственной услуги «Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденного приказом министерства труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для получения государственной услуги гражданам необходимо представить в учреждение занятости следующие документы: заявление о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы по форме в соответствии с приложением 7 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 125н «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения» содержащее фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства (пребывания), данные паспорта (серия, номер, когда и кем выдан) гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии); паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий.
Пунктом 2.7 указанного Административного регламента установлено, что запрещается требовать от заявителя представления документов и информации, не указанных в пункте 2.6 Административного регламента.
Кроме того, к компетенции органов службы занятости не относится оценка материального и социального статуса обратившихся за предоставлением услуг граждан.
Цверкунову М.В., в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о занятости населения работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
Социальный характер российского государства, призванного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшую ценность (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость установления гарантий реализации прав граждан в сфере труда.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 15.03.2005 года N3-П и от 25.05.2010 года N11-П, формирование правового статуса лица, работающего по трудовому договору, основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, что возлагает на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач, согласующихся с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации, государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с сокращением численности или штата работников.
Предоставление таких гарантий, включая сохранение среднего заработка на период трудоустройства, направлено на минимизацию негативных последствий, которые могут наступить для гражданина в результате потери работы и должно осуществляться с соблюдением конституционных принципов равенства и справедливости.
В силу положений статей 56, 63 ТК РФ работником как стороной трудового договора может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций). Более того, частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено важнейшее конституционное право каждого на защиту от безработицы вне зависимости от возраста, так как безработица лишает человека возможности реализовать свое право на труд и обеспечить тем самым себе и своей семье достойное существование. Данная норма закреплена и в Конвенции Международной Организации Труда N122 «О политике в области занятости» (1964 г.), и в Конвенции МОТ N168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988г.). Вышеуказанные Конвенции рассматривают защиту от безработицы как содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства, конечной целью которой является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ТК РФ за работниками, которые достигли пенсионного возраста, сохраняются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством РФ, в том числе предусмотренные статьями 178, 318 ТК РФ, в части выплаты выходного пособия и сохранения среднего месячного заработка за второй месяц со дня сокращения. Положения о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца относятся и к высвобождаемым пенсионерам. В частности, в Письме Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ N1754-61 было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке части 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).
Таким образом, суд установил, что ГКУ «Центр занятости населения города-курорта Ессентуки» принимая решение о сохранении среднемесячного заработка за работником в течении третьего месяца со дня увольнения № от ДД.ММ.ГГГГ, действовал в пределах полномочий и в соответствии с требованиями ст. 178 ТК РФ, поскольку Цверкунов М.В. в двухнедельный срок после увольнения обратился в центр занятости населения, однако он не был трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения (предложенные вакансии и работа не соответствовала требованиям подходящей - соответствие профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы и т.п.), при этом от предложенной работы сам не отказывался. Отсутствие у Центра занятости возможности предложить уволенному работнику подходящую работу является исключительным случаем, предусмотренным положениями ст. 178 ТК РФ и позволяющим принять решение о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Материалами дела подтверждается наличие всех указанных в ч. 2 ст. 178 ТК РФ оснований для принятия такого решения, которое является законным, обоснованным, основания для его отмены не имеется.
Частью 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ООО «Главное управление жилищным фондом» к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города-курорта Ессентуки» о признании решения о сохранении среднемесячного заработка за работником в течении третьего месяца со дня увольнения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и сохранить за Цверкуновым М.В. среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения согласно ст. 178 Трудового Кодекса РФ.
Кроме того, истцом заявлено о взыскании с ответчика в его пользу судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Учитывая то обстоятельство, что в удовлетворении исковых требований ООО «Главное управление жилищным фондом» отказано, судебные расходы в соответствие со ст. 98 ГПК РФ, не подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░