Дело № 10RS0011-01-2020-004522-23
(2а- 3924/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2020 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Цехановича М.К.,
при секретаре Соснович С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой Е. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), ИФНС России по г. Петрозаводску о возврате уплаченных страховых взносов,
установил:
Иванова Е.В. обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском по тем основаниям, что ранее была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 23.09.2013 года по 07.11.2014 года предпринимательскую деятельность не вела, указанный период не был также включен в страховой стаж для назначения пенсии пенсионным фондом, однако ей начислена задолженность по уплате страховых взносов в размере 148054,01 руб., которая, по мнению административного истца, должна быть списана в соответствии с внесенными Федеральным законом №436-ФЗ изменениями в НК РФ, но была уплачена ею 11.07.2019 года, в т.ч. в счет погашения задолженностей по страховым взносам в размерах 17905,75 руб., 7998,20 руб., 16818,10 руб. (всего 42722,05 руб.). Полагая взимание указанных сумм незаконным, просит признать взыскание задолженности в размере 148054,01 руб. незаконным, возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 42722,05 руб.
Определением суда от 03 августа 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ИФНС России по г.Петрозаводску.
В судебном заседании Иванова Е.В. требования административного искового заявления поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) Каратай М.М., действующая на основании доверенности, иск полагала не подлежащим удовлетворению. Представлены письменные возражения, в которых, в частности, указано на пропуск административным истцом срока обращения в суд, установленного ст.219 КАС РФ.
Представитель ИФНС России по г. Петрозаводску Лазарева Н.П., действующая на основании доверенности, не усматривала правовых оснований для удовлетворения иска. Представлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РК Жоржикова Н.М., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения иска, представлены письменные возражения.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела № материалы №, материалы исполнительных производств №№ приходит к следующим выводам.
В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Иванова Е.В. (ИНН №) согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также сведениям, предоставленных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), была зарегистрирована в органах ПФР Республики Карелия в качестве: индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (рег. № ПФР 009-001-081724) 19 февраля 2001 года, снята с учета в связи с принятием соответствующего решения 15 октября 2012 года; индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (рег. № ПФР 009-001-105496) 23 сентября 2013 года, снята с учета в связи с принятием соответствующего решения 07 ноября 2014 года; индивидуального предпринимателя – работодателя, производившего выплаты физическим лицам (рег. № ПФР 009-001-034694) 05 октября 2007 года, снята с учета в связи с прекращением деятельности 15 октября 2012 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, к числу которых отнесены, в том числе, индивидуальные предприниматели, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
При этом сумма взносов, подлежащая уплате административным истцом за 2014 год, была исчислена контролирующими органами в размере 103441,38 руб. (взносы на обязательное пенсионное страхование) на основании положений ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, которыми определен порядок исчисления обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в таксированном размере в случае, если в информации налоговых органов отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности до окончания расчетного периода, и рассчитана как произведение 8 МРОТ на тариф страховых взносов (26%) за 12 месяцев.
Из материалов дела следует, что в связи с наличием задолженности по страховым взносам ГУ – УПФР в г. Петрозаводске РК (межрайонное) вынесено постановление от 19 марта 2014 года №<адрес>1 о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика в размере 9770,12 руб. (задолженность за 2013 год). Постановление вынесено в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, является исполнительным документом и направлено должнику и в органы Службы судебных приставов для исполнения.
Кроме этого, вынесен судебный приказ от 20.02.2015 г. № СП-231/2015-11 о взыскании задолженности в размере 18543,01 руб. (задолженность за 2014 год за период по 07.11.2014 г.), который также направлен для исполнения в органы Службы судебных приставов.
За несвоевременную уплату страховых взносов за 2013-2014 г.г. в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ начислены пени, которые взысканы судебными приказами от 28.08.2015 г. № СП-2281/2015-11, от 18.11.2016 г. № СП2А-4616/2016-11, которые также направлены для исполнения в органы Службы судебных приставов.
Кроме того решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.01.2016 г. по делу № 2а-326/2016 взыскана задолженность по страховым взносам и пени в размере 107574,49 руб. (в т.ч. страховые взносы – 103441,38 руб., пени – 4133,11 руб.). Исполнительный лист направлен в органы Службы судебных приставов для исполнения; 22 апреля 2016 года возбуждено исполнительное производство № 22787/16/10020-ИП.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 года переданы органами Пенсионного фонда РФ Федеральной налоговой службе.
Административным истцом произведены платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период 2013 – 2014 г.г. в следующих размерах: 14777,34 руб., 7474,11 руб. и 2040,36 руб. – взносы на страховую часть пенсии; 867,15 руб. – взносы на обязательное медицинское страхование, 220,90 руб. – пени за несвоевременную уплату взносов на обязательное медицинское страхование.
Указанные суммы учтены на лицевом счете административного истца и отнесены в счет выполнения установленной законом обязанности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Полагая указанные суммы излишне уплаченными, истица обращалась в органы Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы с заявлениями о возврате уплаченных сумм.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. №50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, срок для принятия решения исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В отношении суммы в размере 7474,11 руб. Инспекцией Федеральной налоговой службы на основании решения органа Пенсионного фонда РФ 27.01.2020 г. принято решение о возврате излишне уплаченных платежей, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ за период до 01.01.2017 г.
В отношении остальных уплаченных сумм в связи с отсутствием переплаты по страховым взносам за период 2013 – 2014 г.г. органами Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы приняты решения об отказе в возврате излишне уплаченных средств взносов.
Таким образом, суммы страховых взносов и пени, в возврате которых уполномоченными органами отказано, учтены во исполнение установленной законом обязанности истицы по оплате обязательных платежей во внебюджетные фонды, что подтверждается материалами дела, в частности, письменными пояснениями органов Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда РФ, представленными расчетами, материалами судебных производств о взыскании с административного истца сумм задолженности по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, материалами исполнительных производств. Названные суммы взысканы в установленном законом порядке актами органов, уполномоченных на администрирование соответствующих страховых взносов, а также вступившими в законную силу судебными актами. В связи с изложенным указанные суммы не могут быть отнесены к излишне уплаченным. Сведения о том, что указанные выше суммы являются излишне уплаченными, не подтверждаются материалами административного дела и представленными сторонами доказательствами.
Административным истцом, в том числе, заявлено требование об «отмене задолженности» перед ГУ – УПФР в г. Петрозаводске РК в размере 148054 рублей 01 копейки.
Между тем, ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч. 2 ст. 13 ГПК РФ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение суда приобретает определенные качества (свойства) и влечет установленные законом правовые последствия, а именно: обязательность, неопровержимость, исключительность, преюдициальность, исполнимость. Совокупность названных качеств судебного решения обеспечивает стабильность подтвержденных судом фактов и правоотношений, а также защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов субъектов материальных правоотношений.
Обязательность законной силы судебного решения означает, что вступившее в законную силу решение обязательно не только для лиц, участвующих в деле, но и для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 января 2016 года по делу №2а-326/2016 оспорено не было и вступило в законную силу, в связи с чем подлежит исполнению исходя из требований закона.
Предусмотренными законом полномочиями для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления суд не наделен, в связи с чем названные требования административного истца не могут быть удовлетворены.
При этом, несмотря на наличие вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании указанной выше суммы, вопрос о корректировке суммы задолженности в сторону уменьшения после предоставления административным истцом отчетных документов, подтверждающих право на уплату страховых взносов в меньшем размере, урегулирован налоговым органом в рамках представленных законом полномочий путем принятия решения о списании задолженности, о чем сообщено истице письмом от 06.08.2019 г. № 7.1-33/09151; также соответствующее уведомление направлено в орган Службы судебных приставов.
Кроме этого, необходимо принять во внимание то обстоятельство, что суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование повлияли на формирование пенсионных прав административного истца: произведен перерасчет страховой пенсии в сторону увеличения с учетом поступивших взносов с 01.08.2020 г.
Установив изложенные выше обстоятельства, проанализировав представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления истицы о возврате уплаченных сумм страховых взносов и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование, прав и законных интересов административного истца не нарушают, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
Помимо изложенного выше, суд исходит из того, что согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если Кодексом административного судопроизводства РФ или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Уведомления о принятых решениях об отказе в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств от 27.01.2020г. №43, 44, 45 направлены органом Пенсионного фонда РФ в адрес административного истца заказным письмом 29.01.2020 г. В соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ датой получения заказного письма считается шестой день со дня отправки заказного письма
Настоящее административное исковое заявление подано 27.05.2020 г., в связи с чем срок на подачу административного искового заявления административным истцом пропущен; доказательств уважительности пропуска срока истцом не представлено.
В силу ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227, 360 КАС РФ, суд
решил:
административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.К. Цеханович
Мотивированное решение
изготовлено 07.09.2020