Гражданское дело № 2-1082/18
24RS0015-01-2018-001035-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское 25 декабря 2018 года.
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шабловского А.О.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ермаковского района Красноярского края Иванова В.А.,
при секретаре Сорокулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ермаковского района, действующего в интересах Никифоровой Ольги Васильевны к Краевому государственному казенному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ермаковский детский дом» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ермаковского района в интересах Никифоровой О.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Ермаковского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства согласно доводам, изложенным в обращениях работников КГКУ «Ермаковский детский дом» о недополучении заработной платы. В ходе проверки установлено, что Никифорова О.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. Считает, что оплата по окладу должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях. Истец, ссылаясь на то, что работодателем указанные правила при начислении заработной платы не соблюдаются, что нарушает трудовые права Никифоровой О.В., просит взыскать в ее пользу недоначисленную заработную плату за период времени с июня 2017 года по октябрь 2017 года и с января 2018 года по май 2018 года в сумме 28040,54 рублей.
22 ноября 2018 года от Никифоровой О.В. поступило заявление об уточнении исковых требований в сторону их увеличения, Никифорова О.В. просит также взыскать недоначисленную заработную плату за период с июля по август 2018 года.
В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Иванов В.А. поддержал заявленные требования.
Материальный истец Никифорова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте заседания извещалась судом надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика КГКУ «Ермаковский детский дом», а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГСБУ «Территориальная централизованная бухгалтерия» в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещались судом надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика в своем заявлении исковые требования прокурора в интересах Никифоровой О.В. признал в полном объеме.
С учетом изложенного суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц и вынести решение.
Из представленного КГСБУ «Территориальная централизованная бухгалтерия» отзыва следует, что она возражает против заявленных требований, указывает, что нарушений законодательства со стороны работодателя по выплате заработной платы не имеется. Заработная плата конкретного работника установлена в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ). При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. В 2017 году на территории Красноярского края действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате от 23.12.2016 года, согласно которому МРОТ для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях Красноярского края составлял - 10 592,00 рублей и включал в себя размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В 2018 году Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае принято не было. С 01.01.2018 года расчет заработной платы производился на основании Закона Красноярского края от 29 октября 2009 г. N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" в редакции от 19.12.2017 года (далее - Закон 9-3864). Согласно Закона 9-3864 месячная заработная плата работников с 01.01.2018 года при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда в остальных территориях края должна составлять 11 016,00 рублей с учетом районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случае если заработная плата работника складывается ниже установленного размера, Законом 9-3864 устанавливается региональная выплата.
Выслушав участвующего прокурора Иванова В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно положениям ст.ст. 2, 7, 22, 130, 132, 146 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В судебном заседании установлено, что Никифорова О.В. в спорные периоды времени: с июня 2017 года по декабрь 2017 года состояла в трудовых отношениях с ответчиком КГКУ «Ермаковский детский дом» в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными с нагрузкой 1 ставка, а с января 2018 года переведена на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с нагрузкой 1 ставка.
В соответствии с расчетными листками, а также расчетом, предоставленным КГСБУ «Территориальная централизованная бухгалтерия» заработная плата Никифоровой О.В. за полные отработанные рабочие дни в месяце состоит из оклада, районного коэффициента, северной надбавки (надбавка за особые климатические условия), доплаты до минимальной заработной платы, иных доплат.
Из представленных расчетных листков, а также представленного КГСБУ «Территориальная централизованная бухгалтерия» расчета усматривается, что в июне 2017 года истцу была начислена заработная плата в размере 16129,96 рублей (отпуск 5537,96 рублей), в июле 13010,22 рублей(7966,41 рублей отпуск), в августе 6907,83 рублей, в сентябре 2017 года – 7061,33 рубля, в октябре 10592 рубля, в январе 2018 года 11016 рублей, в феврале 11120,64 рублей, в марте 11016 рублей, в апреле 11016 рублей, в мае 2018 года 26423,92 рубля(15260,92 рублей), в июле 2018 года 7754,56 рублей, в августе 2018 года 11776,64 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной норме закона, тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из требований ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к убеждению, что трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 01.07.2016г. - 7500 рублей, с 01.07.2017г. -7800 рублей, с 1 января 2018г. – 9489 рублей, с 1 мая 2018 года – 11163 рубля). При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016г. - 7500 рублей, с 01 июля 2017г. -7800 рублей, с 1 января 2018г. – 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 года – 11163 рубля.
Согласно ст. ст. 2 и 3 указанного Закона, минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда.
Постановлением Конституционного Суда от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
После провозглашения названного Постановления Конституционный Суд РФ высказался по вопросу разрешения судами дел по требованиям об исчислении заработной платы в размере МРОТ без учета районного коэффициента и процентных надбавок (Определение от 27.02.2018 N 252-О-Р).
В Определении, в частности, указано: Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края», установлен коэффициент в размере – 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30% надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере -1,30, применяется и на территории Ермаковского района.
Из представленных бухгалтерских документов видно, что размер начисленной истцу заработной платы в спорный период ниже минимального размера оплаты труда, на который в последующем подлежали начислению районный коэффициент и надбавка за особые климатические условия (до 01.07.2017 года 7500х1,3х1,3 = 12000 рублей, после 01.07.2017 года 7800х1,3х1,3 = 12480 рублей, с 01.01.2018 года 9489х1,3х1,3=15182,4 рублей, с 01.05.2018 года 1163х1,3х1,3=17860,8 рублей).
Таким образом, суд полагает, что ответчиком были нарушены трудовые права истца при выплате заработной платы за оспариваемые периоды.
Учитывая представленные сведения о начисленной заработной плате истца и выполнении нормы рабочего времени суд считает необходимым взыскать недоначисленную заработную плату в пользу истца в следующих размерах в соответствии со следующим расчетом:
- за июнь 2017 года в сумме 1408 рублей (7500 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 151,2 рабочих часов месяца х 151,2 отработанных в месяце часов – 10592 рубля начисленной заработной платы;
- за июль 2017 года в сумме 899,05 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 151,2 рабочих часов месяца х 72 отработанных в месяце часов – 5043,81 рублей начисленной заработной платы);
- за август 2017 года в сумме 1231,3 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 165,6 рабочих часов месяца х 108 отработанных в месяце часов – 6907,83 рублей начисленной заработной платы);
- за сентябрь 2017 года в сумме 1258,67 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 151,2 рабочих часов месяца х 100,8 отработанных в месяце часов – 7061,33 рублей начисленной заработной платы;
- за октябрь 2017 года в сумме 1888 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 158,4 рабочих часов месяца х 158,4 отработанных в месяце часов – 10592 рубля начисленной заработной платы);
- за январь 2018 года в сумме 4166,4 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 122,4 рабочих часов месяца х 122,4 отработанных в месяце часов – 11016 рублей начисленной заработной платы);
- за февраль 2018 года в сумме 4061,76 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 135,8 рабочих часов месяца х 135,8 отработанных в месяце часов – 11120,64 рублей начисленной заработной платы);
- за март 2018 года в сумме 4166,4 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 рабочих часов месяца х 143 отработанных в месяце часов – 11016 рублей начисленной заработной платы);
- за апрель 2018 года в сумме 4166,4 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 150,2 рабочих часов месяца х 150,2 отработанных в месяце часов – 11016 рублей начисленной заработной платы););
- за май 2018 года в сумме 6697,4 рублей (11163 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 рабочих часов месяца х 143 отработанных в месяце часов – 11163 рублей начисленной заработной платы);
- за июль 2018 года в сумме 2799,55 рублей (11163 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 158,4 рабочих часов месяца х 93,6 отработанных в месяце часов – 7757,56 рублей начисленной заработной платы);
- за август 2018 года в сумме 6083,76 рублей (11163 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 165,6 рабочих часов месяца х 165,6 отработанных в месяце часов – 11776,64 рублей начисленной заработной платы)
Итого: 38826 рублей 69 копеек.
Расчет, представленный прокурором в исковом заявлении, суд не принимает во внимание, поскольку в ходе исследования представленных материалов дела в нем были установлены арифметические неточности.
Оценивая доводы представителя третьего лица, о том, что заработная плата работника начисляется и выплачивается в соответствии с действующим законодательством, причем в размере более установленного МРОТа, суд отвергает их, как не соответствующие действующему законодательству.
В связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1364 рубля 80 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ермаковского района в интересах Никифоровой Ольги Васильевны и исковые требования Никифоровой Ольги Васильевны удовлетворить частично.
Взыскать с КГКУ «Ермаковский детский дом» в пользу Никифоровой Ольги Васильевны задолженность по заработной плате за период с июня 2017 года по октябрь 2017 года включительно и января 2018 года по август 2018 года включительно в сумме 38826 рублей 69 копеек.
Взыскать с КГКУ «Ермаковский детский дом» 1364 рубля 80 копеек государственной пошлины в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ермаковский районный суд.
Председательствующий Шабловский А.О.
Резолютивная часть Решения объявлена 25 декабря 2018 года.
Мотивированное Решение составлено 29 декабря 2018 года.