Дело № 2а-615/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2017 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Егоровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Карелия к Ильясову А.В. о взыскании задолженности по налогу и соответствующей суммы пени,
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5 по Республике Карелия (далее - Налоговый орган) предъявлен административный иск к Ильясову А.В. по тем основаниям, что по данным лицевого счета за налогоплательщиком числится задолженность: недоимка по транспортному налогу в сумме <Данные изъяты>. и пени в сумме <Данные изъяты>. Административный истец указывает, что обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги предусмотрена ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Порядок предъявления требования о взыскании налога в порядке искового производства определен п. 3 ст. 48 НК РФ. Между тем налоговый орган обращается в суд с требованиями, которые не являются бесспорными в смысле ст.ст. 123.1-123.4 КАС РФ, ссылаясь на п. 2 ст. 48 НК РФ, предусматривающей восстановление судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании, просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности и взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу, а также пени.
В судебное заседание представитель Налогового органа не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик в суд не явился, извещался.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно налогового уведомления № <Номер обезличен> налогоплательщику Ильясову А.В. произведен расчет транспортного налога за налоговый период <Данные изъяты> в сумме <Данные изъяты>. со сроком уплаты до <Дата обезличена>. По состоянию на <Дата обезличена> в адрес налогоплательщика направлено требование № <Номер обезличен> на сумму налога в размере <Данные изъяты>. и пени <Данные изъяты>., в котором указано, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до <Дата обезличена>, Налоговый орган примет все предусмотренные ст. 48 НК РФ меры взыскания в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В силу п. 2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В данном случае, с учетом положений ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 НК РФ срок обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании неуплаченных налоговых платежей должен исчисляться с <Дата обезличена> и его окончанием является <Дата обезличена>. Однако в суд с настоящим административным иском Налоговый орган обратился в 2017 году, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока. Ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и, как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен Налоговым органом без уважительных причин.
Исходя из положений ч. 5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Требования, заявленные в административном исковом заявлении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Карелия к Ильясову А.В. о взыскании задолженности по налогу и соответствующей суммы пени, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Летунова В.Н.
В окончательной форме решение принято 02.06.2017.