Дело № 2-2215 /14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора Кычкиной О.В.,
истца Полякова А.И.,
при секретаре Денисюк В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах Ярославцева С.В., Ярославцевой Е.С., Полякова А.И., Полякова Р.И., к Муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах Ярославцева С.В., Ярославцевой Е.С., Полякова А.И., Полякова Р.И. к муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., указывая, что истцы зарегистрированы в жилом помещении муниципального жилого фонда, расположенном по адресу: <...>.
<дата> жилой дом по <...> заключением межведомственной комиссии администрации города Соликамска признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр аварийных домов, подлежащих расселению.
До настоящего времени жилыми помещениями истцы не обеспечены.
Просит обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края с момента вступления решения суда в законную силу предоставить истцам на условиях договора социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <...>, размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади.
В судебном заседании участвующий в деле помощник Соликамского городского прокурора Кычкина О.В. исковые требования поддержала, уточнив требования в части площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам – не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади.
Истец Поляков А.И. в судебном заседании с учетом уточнений на иске настаивал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что проживание в квартире по адресу: <...>, ул. <...> представляет угрозу для жизни и здоровья, поскольку в <дата> г. дом признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку другого жилья он не имеют, вынужден проживать на съемном жилье. Маневренного жилья ему не предоставлено.
Истцы Ярославцев С.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Ярославцевой Е.С., Поляков Р.И. в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, на иске настаивали по доводам, изложенным в заявлении, что подтверждается телефонограммами.
Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч.2, 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п.1,9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст. 673 Гражданского кодекса РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из пояснений истцов, представленной справки МУП «ИРЦ» <...> от <дата> г., выкопировки из технического паспорта многоквартирного жилого дома, поквартирной карточки судом установлено, что Ярославцев С.В., <дата> года рождения, его несовершеннолетняя дочь - Ярославцева Е.С. <дата> года рождения, и племянники - Поляков А.И., <дата> года рождения, Поляков Р.И., <дата> года рождения, зарегистрированы проживающими по адресу: <...>, занимаемое ими жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м., состоит из трех комнат и находится в муниципальной собственности.
Нанимателем указанного выше жилого помещения является истец Ярославцев С.В.
Право пользования истцов спорным жилым помещением по договору социального найма ответчиком не оспаривается.
На основании заключения межведомственной комиссии от <дата> № №, назначенной постановлением главы города <...> от <дата> № № " О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда" составленного на основании акта межведомственной комиссии по результатам обследования от <дата> № №, жилой дом по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 20-21, 22-23).
Предоставление гражданам жилого помещения в связи с признание аварийным и подлежащим сносом ранее занимаемого жилого помещения должно гарантировать условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
На основании договора № найма жилого помещения маневренного жилого фонда от <дата> Ярославцеву С.В. и его несовершеннолетним детям - Ярославцевой Е.С., Ярославцеву Я.С. было предоставлено на срок один год жилое помещение, состоящее из одной комнаты по адресу: <...>, однако в связи с невозможностью проживания по причине того, что указанная квартира не отвечала установленным требованиям, и приходящаяся на одного члена его семьи площадь жилого помещения составляла менее учетной нормы, в <дата> г. он вместе с детьми выехал из данного жилого помещения и до настоящего времени вынужден проживать на съемном жилье.
Полякову Р.И. и Полякову А.И. администрацией <...> жилые помещения не предоставлялись. В связи с невозможностью проживания по адресу: <...> они также проживают на съемном жилье.
При оценке доказательств по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие те обстоятельства, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...> является аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая вопрос о площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам, суд считает, что поскольку жилое помещение истцам подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, подлежащим сносу и предстоящем выселении (ст. 85 ЖК РФ), то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ). При этом действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрено предоставление по данным основаниям жилого помещения, равнозначного по жилой площади ранее занимаемому.
С учетом изложенного, поскольку общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет 58,8 кв. м, соответственно, истцам причитается жилое помещение не менее чем 58,8 кв. м. общей площади.
Суд считает, что предоставление жилого помещения с такими параметрами равнозначно ранее занимаемому помещению и гарантирует истцам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 30 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> № № администрация города Соликамска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <...>.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 31 Устава <...> городского округа, принятого Решением <...> городской Думы от <дата> № к полномочиям администрации <...> относятся: обеспечение проживающих в <...> городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.
На администрации города Соликамска Пермского края, как органе местного самоуправления, лежала обязанность по предоставлению другого жилого помещения истцам, эта обязанность ответчиком не была выполнена, что повлекло обращение истцов в суд за защитой своих нарушенных прав.
С учетом вышеизложенного, именно на муниципальное образование «<...> городской округ» в лице администрации <...> следует возложить обязанность по предоставлению истцам пригодного для проживания жилого помещения размером не менее ранее занимаемого – <данные изъяты> кв.м. общей площади, расположенное в черте <...>.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него в силу закона обязанности по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, признанных аварийными и подлежащими сносу, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцами исковых требований. Ответчик не оспаривает техническое состояние дома <...> и необходимость расселения проживающих в нем граждан. До настоящего времени конституционное право истцов на жилище не восстановлено, жилым помещением муниципального жилищного фонда они не обеспечены.
На основании вышеизложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), учитывая отсутствие у истцов права пользования иным жилым помещением по договору социального найма, а также принимая во внимание то, что в отношении истцов допущено нарушение гарантированного ст. 40 Конституции РФ права на жилище, суд считает возможным исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить и возложить на муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края обязанность предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города <...>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению - размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте города <...>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации города Соликамска Пермского края с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить Ярославцеву С.В., <дата> года рождения, несовершеннолетней Ярославцевой Е.С., <дата> года рождения, Полякову А.И., <дата> года рождения, Полякову Р.И., <дата> года рождения, на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города <...>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, жилое помещение размером не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в черте города <...>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 21 ноября 2014 года.
Председательствующая И.В. Шатуленко