Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1467/2013 от 28.08.2013

Дело № 2 – 1467/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2013 года гор. Тейково

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Сочиловой А.С.,

при секретаре Панкратовой Т.Н..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к командиру войсковой части 12465, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западному региональному управлению жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании за ней права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма, постановке на учёт в очередь на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства по договору социального найма, признании незаконными бездействий командования войсковой части 12465 по вопросу обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в Тейковский районный суд с иском к командиру войсковой части 12465, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ и просила суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно федеральным органом исполнительной власти - Министерством обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать бездействие командира в/ч 12465 по вопросу признания ее нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства - <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», незаконным; признать решение начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в <адрес> от 12.053.2013 года незаконным; признать ее по фактическим обстоятельствам дела, в виду отсутствия в законодательстве
нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить ее – ФИО1 - в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренных ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». В обоснование заявленных исковых требований указала, что она проходила военную службу по контракту в в/ч 12465, приказом командира в/ч 12465 от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с военной службы в отставку в связи с достижением предельного срока пребывания на военной службе ( подпункт «а» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе») и исключена из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ года. на момент увольнения общая продолжительность военной службы составила 21 год 05 месяцев 07 дней. На время прохождения службы ей и членам ее семьи была предоставлена квартира по адресу: <адрес>21. На момент увольнения данная квартира находилась на территории закрытого военного городка. Считает, что в соответствии со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства, в связи с увольнением по льготным основаниям. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в территориальный отделение ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в <адрес> о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства. Решением начальника данного территориального отделения от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, в связи с тем, что она утратила статус военнослужащего. Считает, что в отношении нее имелись все основания для признания нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, а именно: увольнение по льготному основанию, выслуга лет более 10 лет, проживание на момент увольнения на территории закрытого военного городка, отсутствие в собственности у нее жилых помещений. Действующий на момент ее увольнения военной службы приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и действующий до настоящего времени приказ Министра обороны РФ регламентируют порядок признания не имеющих жилых помещений и нуждающихся в их получении, определяют орган, выполняющий данные функции признания только для военнослужащих, проходящих военную службу. Считает, что отсутствие механизма признания нуждающимися граждан, уволенных с военной службы, при наличии к тому правовых оснований, который должен быть урегулирован Правительством РФ не может являться основанием для нарушения ее прав.

В судебное заседание истец ФИО1 будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, причины неявки суду не сообщила.

Определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято изменение заявленных исковых требований в части обеспечения ФИО1 жилым помещением по избранному месту жительства не в собственность бесплатно, а по договору социального найма, в остальной части заявленные исковые требования представитель истца ФИО5 поддержал в полном объеме.

    В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить, при этом дополнил, что со стороны военного командования имело место бездействие, в результате которого было нарушение право на жилище истца. До исключения истца из списков личного состава она обращалась с рапортами на имя командира войсковой части с просьбой признать ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, однако ни каких действий со стороны командира войсковой части по признанию нуждающейся ее в получении жилого помещения произведено не было.

В судебное заседание представитель ответчика в/ч 12465 ФИО6, действующая на основании доверенности, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, а так же письменный отзыв в котором просила заявленные исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям: старший сержант запаса ФИО1 проходила военную службу в войсковой части 12465, была исключена из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ приказом командира. Заявление в территориальное отделение ФГКУ «Западрегионжилье» в <адрес> ею подано ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после исключения заявителя из списков личного состава части. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" установлен порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и совместно проживающих с ними членов их семей. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Органами, уполномоченными принимать заявления и выносить решение о признании (об отказе в признании) нуждающимися в получении жилого помещения в период увольнения ФИО1 являлись жилищные комиссии войсковых частей по месту прохождения службы военнослужащих. Органом, уполномоченным включать военнослужащих в реестр нуждающихся в военном городке Тейково являлось КЭУ «43 Эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть 62681). Уполномоченным органом с 2010 года является Департамент жилищного обеспечения МО РФ, а также созданные Управления, в частности ФГКУ «Западрегионжилье» по западному военному округу (далее- Управление) согласно Приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе и обособленное структурное подразделение ФГКУ «Западрегионжилье» в <адрес>. Информация об уполномоченных органах является открытой и доступной, изложена на официальном сайте МО РФ в специальном разделе для ознакомления военнослужащими. Согласно действующей в Российской Федерации презумпции знания Закона, и тому, что вышеуказанная информация и нормативные акты, регулирующие жилищные правоотношения, не являются секретными и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, считает разумным полагать, что истец знала или должна была знать о порядке реализации права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ. Обстоятельств, препятствующих подаче заявления ФИО1 до момента исключения из списков личного состава части в уполномоченный орган не имелось, кроме как отсутствия у нее волеизъявления на получение жилого помещения. На основании вышеизложенного доводы заявителя о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по фактическим обстоятельствам дела и ввиду отсутствия в законодательстве нормативно правового акта, определяющих порядок и орган, наделенный такими полномочиями, считает несостоятельными и надуманными и не могут быть приняты во внимание. Порядок обращения военнослужащего в уполномоченный орган носит заявительный характер и подразумевает волеизъявление военнослужащего. Так же указала, что в период прохождения военной службы ФИО1, как член семьи - теперь уже бывшего супруга (военнослужащего) была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны общей площадью 47, 48 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>21 и проживает по указанному адресу по настоящее время. В указанном жилом помещении зарегистрированы согласно справке ОАО «Славянка» два человека: ФИО1 - и ее бывший супруг, на каждого члена семьи, таким образом, приходится 23, 74 кв.м., то есть сверх установленной учетной нормы 10.0 кв.м. на члена семьи. Соответственно, ФИО1 является обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания по нормам законодательства. Таким образом, от Министерства обороны ФИО1 не получала жилое помещение, а была обеспечена как член семьи нанимателя и не могла быть признана нуждающейся в получении жилого помещения в избранном ею месте жительства, поскольку первоначален сам факт нуждаемости в жилье, и в случае, если военнослужащему ранее предоставлялось жилое помещение, то при обеспечении последнего жильем в избранном месте жительства он обязан сдать ранее полученное жилье. Так же не согласна с требованиями истца в части понуждения Департамента жилищного обеспечения МО РФ включить заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, считаю, что функция по признанию гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением и последующему включению в реестр военнослужащих-граждан, а также граждан уволенных с военной службы относится к исключительной компетенции уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и нормами ЖК РФ.

    Ответчик - Департамент жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно талону к ордеру от 10.02.1989г. ФИО2, с семьёй из двух человек: жену – ФИО8 и дочь – Ирину, 1982 года рождения, предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>21 (л.д. 14).

Из свидетельства о расторжении брака усматривается, что брак между ФИО1 и ФИО2 был прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Из поквартирной карточки на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>21, следует, что в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы: ФИО1 и ФИО2 (л.д. 15).

Приказом командира войсковой части 12465 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена с военной службы с в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключена из списков личного состава (л.д. 12).

В соответствии с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части 12465 ФИО1 в период прохождения военной службы обращалась с просьбой признать ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес>. Аналогичная просьба была высказана военнослужащей в рапорте на увольнение и листе беседы.

Из ответов на запросы суда ФГКУ «43-ЭТК», войсковой части 12465, ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ следует, что сведений о признании ФИО1, ее бывшего супруга ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства, о включении их в программу «Жилище» не имеется (л.д. 62, 94-96).

Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО1 жилых помещений на праве собственности не зарегистрировано (л.д. 16).

Согласно уведомлениям Управления Россреестра по <адрес> ФИО1 и ФИО2 о правах отдельного лица на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не значатся.

Так же в материалах дела имеются справки из военного комиссариата <адрес> из которых следует, что ни ФИО1 ни ее бывший супруг ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из вооруженных сил Российской Федерации не использовали.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 закона).

В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

Действующая на момент увольнения ФИО1 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из приведенных выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и уволенных по «льготным основаниям», признанных нуждающимися в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.

При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещают увольнение военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жилым помещением по установленным нормам, распространяются на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении условий по нормам, установленным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предусмотренную п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту жительства органами местного самоуправления, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с действующей редакцией ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 298-ФЗ). Порядок признания лиц, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.

Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.

Из установленного указанными Правилами порядка также не следует, что жилищные комиссии войсковых частей не могут признавать нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и имеющих правовые основания для такого признания.

Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствие с действовавшим на тот период приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг., командиры соединений, воинских частей обязаны организовать проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления и других полномочия.

Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 ЖК РФ, для такого признания в отношении ФИО1 имели место: она уволена в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма она не имеет, что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, проживала на момент увольнения на территории закрытого военного городка. То есть на момент увольнения истец не была обеспечена жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства.

Указанное дает суду основания согласиться с доводами истца о том, что при увольнении ФИО1 из рядов вооруженных сил по льготному основанию, ей не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением, при этом стороной ответчика не представлено доказательств обратному. Согласно представленному рапорту на имя командира в/ч 124654 ФИО1 в период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ обращалась с просьбой признать ее на заседании жилищной комиссии нуждающейся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства, в котором стоит резолюция «рассмотреть на заседании в установленном порядке». Представителем ответчика в/ч 12465 в ходе судебного заседания не оспаривалась подлинность данного рапорта. Из представленного по запросу суда сообщения представителя войсковой части 12465 следует, что сведениями подавался ли рапорт военнослужащей ФИО1 на имя командира о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, признавалась ли она нуждающейся на заседании комиссии в получении жилого помещения, он не располагает. Наряду с этим, обращение ФИО1 к командиру войсковой части 12465 с рапортом о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в период прохождения военной службы подтверждается рапортом военнослужащей ФИО1 об увольнении, согласно которому ФИО1 при увольнении с военной службы просила направить личное дело в ОВК <адрес> до получения жилья в избранном месте жительства, а так же высказала просьбу оставить ее в очереди на получение жилья по избранному месту жительства <адрес>, та же просьба содержится и в листе беседы, которая была проведена с ФИО1 при увольнении. Таким образом, из указанного следует, что командование располагало сведениями о желании ФИО1 проживать по иному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что со стороны командира воинской части 12465 имело место бездействие по разрешению вопроса обеспечения военнослужащего ФИО1, подлежащей увольнению с военной службы, жилым помещением, в связи с чем, требование истца о признании незаконными действия (бездействия) командира в/ч 12465 по вопросу обеспечения ее жилым помещением по избранному месту жительства суд считает подлежащим удовлетворению. Доказательств обратному стороной ответчика не представлено. Каких-либо сведений о том, что рапорт ФИО1 был рассмотрен на заседании жилищной комиссии в установленном порядке, стороной ответчика так же не представлено.

Такое длительное затягивание решения жилищного вопроса ФИО1 является нарушением ее жилищных прав, предоставленных ей федеральным законодательством.

При этом суд учитывает, что, предоставив истцу жилое помещение на территории закрытого военного городка, Министерство Обороны РФ выполнило лишь свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего на период военной службы, что не исключает права истца на обеспечение жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства.

Квартира, в которой с 1989 года проживает истец, с учётом нахождения её на момент увольнения на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Тейково-10» стал закрытым только в 2000г., истцу соответственно указанное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых служебных жилых помещений осуществляется, по сути, с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ею квартира в закрытом военном городке сдаётся Министерству Обороны РФ и включается в разряд служебных.

Военнослужащая ФИО1 не желала после своего увольнения остаться проживать в <адрес>, а высказала желание проживать в <адрес>, о чём был направлен рапорт на имя командира войсковой части 12465 от ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. до увольнения из рядов вооруженных сил. При этом как установлено в судебном заседании ФИО1 не является ни участником программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ни состоит в списке кандидатов на получение ГЖС. То есть ни одна из форм, предусмотренных законодательством РФ обеспечения жилым помещением, так и не была реализована ФИО1, в том числе, и ее право как военнослужащего уволенного по льготному основанию с выслугой более 10 лет, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства, из чего следует, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права им не пропущен.

Довод представителя ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о том, что ФИО1 могла быть признана нуждающейся в получении жилого помещения в качестве члена семьи супруга ФИО2 и обеспечена жилым помещением по избранному месту жительства не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, не подтвержден ни какими доказательствами со стороны ответчика, более того, опровергаются иными доказательствами по делу, а именно: свидетельством о расторжении брака из которого следует, что брак расторгнут в 2008году, справкой ФГ КЭУ ЭТК» о том, что ФИО2 нуждающимся в получении жилого помещения на заседании жилищной комиссии не признавался. Так же не нашел своего подтверждения довод представителя ответчика о наличии в собственности бывшего супруга ФИО1 объектов недвижимого имущества, приобретенного в период брака с истцом, который соответственно опровергается сообщением Управления Росрсеестра по <адрес> об отсутствии в собственности у ФИО2 в собственности на момент расторжения брака зарегистрированных объектов недвижимого имущества.

Так же не может быть принят во внимание довод представителя ответчика о том, что ФИО1 нуждающейся в получении жилого помещения не является, в связи с тем, что на каждого члена семьи занимаемого ФИО9 и ее бывшим супругом жилого помещения приходиться сверх установленной учетной нормы (более 10 кв.м.), поскольку согласно подп. «и» п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года).

Так же суд не может согласиться и с доводом представителя ответчика о том, что поскольку ФИО1 не является нанимателем занимаемого жилого помещения, она не сможет сдать его в установленном законом порядке, в связи с чем не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, так как для решения вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства данные обстоятельства юридического значения не имеют. При этом, суд считает необходимым учесть то, что ФИО2, которому предоставлялось жилое помещение по адресу: <адрес>21, так же является бывшим военнослужащим, и, вопрос об освобождении занимаемого в настоящее время истцом жилого помещения с учетом вышеизложенного подлежит разрешению при предоставлении ей жилого помещения по избранному месту жительства.

Наряду с Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в настоящее время приняты и действуют утверждённые постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по «льготным» основаниям, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.

В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.

Согласно Приказу Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и виду деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися распределение жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..

Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, и, в силу приказа 1441 ФГКУ «Западным региональным управлением жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что они являются надлежащими ответчиками по делу.

Учитывая, что право ФИО1 на признание ее нуждающейся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения ею военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент ее увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволена с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 20 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, проживала на момент увольнения на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет, избрала постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст.51 ЖК РФ, Правилам признания нуждающимися от ДД.ММ.ГГГГг.

При таких обстоятельствах исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.

Однако суд не может согласиться требованиями истца о признании решения начальника Территориального отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях» поскольку оно является законным и обоснованным, принятым в соответствии с предоставленными территориальному отделу полномочиями, поскольку Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, так и Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают возможность постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении военнослужащих до исключения их из списка личного состава, заявление ФИО1 в Территориальный отдел было подано после исключения из списков воинской части, в период прохождения военной службы ее рапорт рассмотрен не был. Однако, территориальный отдел полномочиями по признанию нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих уволенных с военной службы (после их увольнения) не наделен. В связи с чем, в данной части заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства – <адрес> за счет средств федерального бюджета, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать бездействие командира в/ч 12465 по вопросу обеспечения ФИО1 жилым помещением по избранному месту жительства – незаконным.

Признать ФИО1 нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить ФИО1 в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»

    В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Сочилова

2-1467/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Валуева Тамара ивановна
Ответчики
ДЖО МО
в/ч 12465
Западное РУЖО
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Сочилова Александра Сергеевна
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
28.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.08.2013Передача материалов судье
30.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2013Судебное заседание
07.10.2013Судебное заседание
31.10.2013Судебное заседание
26.11.2013Судебное заседание
12.12.2013Судебное заседание
17.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2014Дело оформлено
07.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее