УИД:№
Дело № 2а-225/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 г. город Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хробуст Н.О.,
при секретаре Наумовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области к Якимчуку Ивану Григорьевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области обратилась в Завитинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к Якимчуку И.Г. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, в обоснование указав, что в соответствии со ст. 19, п. 1 ст. 23 НК РФ Якимчук И.Г. является налогоплательщиком имущественных налогов и согласно ст. 45 НК РФ обязан ежегодно оплачивать их в установленные законом сроки. По состоянию на дату обращения в суд за данным налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу за 2018 год согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, в соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с абз. 3 п. 1 и п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога уплачивают указанный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В связи с неуплатой земельного налога в установленный срок инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени. Статьей 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3 НК РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога и пени. Неисполнение обязанности по уплате налогов и пеней явилось основанием для направления налоговым органом в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ требования о добровольной оплате суммы недоимки и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось добровольно погасить задолженность по налогу и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В указанный в требованиях срок и на момент обращения в суд требование административным ответчиком не исполнено, задолженность по земельному налогу и пени составила 91013 рублей 99 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 48 НК РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области просила суд взыскать с Якимчук И.Г. сумму задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 90683 рубля, пени в размере 330 рублей 99 копеек, а всего 91013 рублей 99 копеек.
В ходе производства по делу административным истцом был уменьшен размер заявленных административных требований, в обоснование указано, что инспекцией проведен анализ объекта налогообложения с кадастровым номером № с использованием федерального информационного ресурса, в ходе которого установлено, что данный объект принадлежит Якимчуку И.Г. на праве безвозмездного срочного пользования и передан ему по договору аренды (землепользователи) в соответствии со ст. 214 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования и переданных им по договору аренды. С учетом установленных обстоятельств в карточке расчетов с бюджетом земельный налог в сумме 451 рублей, исчисленный по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, и земельный налог в сумме 451 рубль, исчисленный по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка с кадастровым номером № был сторнирован в общей сумме 902 рубля за 2017, 2018 годы. Также инспекцией по произведенному налогоплательщиком платежу в сумме 30235 рублей произведено уточнение платежа, в связи с чем сумма задолженности по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером № за 2018 года составила 60448 рублей, пени 330 рублей 99 копеек.
На основании изложенного, в соответствии с уточненными требованиями Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области просит суд взыскать с Якимчук И.Г. сумму задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 60448 рублей, пени в размере 330 рублей 99 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области, административный ответчик Якимчук И.Г., явка которых в силу закона не является обязательной и не признана судом обязательной, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела, не явились, имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного истца, административный ответчик Якимчук И.Г. об уважительности причин неявки суду не сообщил. При данных обстоятельствах с учетом положений ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся представителя административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области, административного ответчика Якимчука И.Г.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В силу п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390, п.п. 1, 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеры, установленные п. 1 ст. 394 НК РФ.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 393 НК РФ Положением о земельном налоге на территории городского поселения «Город Завитинск», утвержденным решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащей применению при рассмотрении настоящего административного дела) налоговые ставки земельного налога установлены на территории городского поселения «Город Завитинск» в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков, в том числе в размере 0,1 % от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков с видом разрешенного использования – объекты гаражного назначения.
Пунктами 1, 3, 7 ст. 396 НК РФ, определяющей порядок исчисления налога, установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Из материалов административного дела следует, что согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом Якимчуку И.Г. была исчислена сумма земельного налога за 2018 год в общем размере 90683 рубля, в том числе: в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 451 рубль, в отношении земельного участка с кадастровым номером № – 90232 рубля, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов административного дела усматривается, подтверждается представленными по запросу суда выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривалось в ходе производства по делу административным ответчиком, в нарушение ст. 62 КАС РФ не опровергнуто им путем предоставления допустимых доказательств, что по состоянию на 2018 год Якимчук И.Г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, от ДД.ММ.ГГГГ № право собственности Якимчука И.Г. на данных земельный участок зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени).
При данных обстоятельствах по смыслу ст. 388 НК РФ Якимчук И.Г. является налогоплательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 6015498 рублей 58 копеек, дата утверждения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению главы городского поселения «Город Завитинск» № от ДД.ММ.ГГГГ было изменено функциональное назначение здания овощехранилища под гараж с автомастерской, соответствующий вид разрешенного использования был применен и к земельному участку с кадастровым номером №. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ правообладатель земельного участка Якимчук И.Г. обратился в орган регистрации прав с заявлением № об изменении вида разрешенного использования с «гараж с автомастерской» на вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство». ДД.ММ.ГГГГ органом регистрации прав были внесены изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № согласно поступившему заявлению. До указанной даты вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не изменялся. Относительно изменения величины кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, сообщает, что в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Амурской области» в 2013 году были проведены работы по государственной кадастровой оценке категории земель населенных пунктов. Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Амурской области являлось Министерство имущественных отношений Амурской области, исполнителем на основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Амурской области. Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» результаты по государственной кадастровой оценке были утверждены. Земельный участок с кадастровым номером № вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Филиалом были проведены работы по внесению кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 6015498,58 рублей, средний удельный показатель 1855,49 руб./кв.м., дата определения ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены изменения в площадь земельного участка с кадастровым номером № с <***>. В связи с указанными обстоятельствами, на основании п. 21 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастровая стоимость земельного участка № была пересчитана пропорционально площади земельного участка и составила 5525649,22 рублей, средний удельный показатель 1855,49 руб./кв.м., дата определения ДД.ММ.ГГГГ, дата применения ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены изменения в вид разрешенного использования с «для гаража с автомастерской» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». В соответствии с классификатором видов разрешенного использования к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № «ведение личного подсобного хозяйства» относится к 2 группе видов разрешенного использования (ВРИ). Согласно приложению № Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № средний удельный показатель для кадастрового квартала № 2 группы ВРИ составляет 482,18 руб./кв.м. В результате чего кадастровая стоимость земельного участка № была пересчитана и составила 1435932,04 рублей, дата определения ДД.ММ.ГГГГ, дата применения ДД.ММ.ГГГГ.
Как было указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1.1 ст. 391 НК РФ (введенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № вследствие изменения качественных и количественных характеристик земельного участка, а именно площади и вида разрешенного использования земельного участка, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости после ДД.ММ.ГГГГ, данные изменения подлежат учету при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. Оснований для учета данных сведений при расчете земельного налога за 2018 год не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговым органом Якимчуку И.Г. была верно рассчитана сумма земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 90232 рубля, исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 6015498 рублей, с применением налоговой ставки 1,5 %.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При этом как было указано выше, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом Якимчуку И.Г. была исчислена в том числе сумма земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 451 рубль, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, следует, что сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют. Согласно выписке из Единого государственного реестра невидимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в числе объектов недвижимого имущества, которые принадлежали (принадлежат) административному ответчику Якимчуку И.Г., указанный земельный участок не значится.
Согласно ответу ГБУ Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ в архиве технической документации, находящемся на хранении в Учреждении, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Из ответа на запрос суда Межмуниципального отдела по Завитинскому, Октябрьскому и Михайловскому районам Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вторые экземпляры ранее выданных комземресурсом Завитинского района свидетельств на право собственности на землю на земельные участки, расположенные в <адрес> и <адрес>, а также свидетельства на право собственности на земельные доли бывших колхозов и совхозов (ТОО), в том числе свидетельства на земельные доли ТОО «Майское», хранятся в архиве Межмуниципального отдела по Завитинскому, Октябрьскому и Михайловскому районам Управления Росреестра по Амурской области. При этом свидетельство на право собственности на землю в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, на имя Якимчука И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, либо иное лицо в отделе отсутствует. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, согласно данным государственного реестра недвижимости поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус «Ранее учтенный», сведения о правах отсутствуют.
Согласно ответу администрации Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном архиве <адрес> нет документов о передаче в собственность (постоянное бессрочное пользование и пр.) Якимчуку И.Г. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства административный ответчик Якимчук И.Г. также пояснял об отсутствии у него каких-либо документально подтвержденных прав на указанный земельный участок.
Из сообщений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что инспекцией проведен анализ объекта налогообложения с кадастровым номером № с использованием федерального информационного ресурса, в ходе которого установлено, что данный объект принадлежит Якимчуку И.Г. на праве безвозмездного срочного пользования и передан ему по договору аренды (землепользователи) в соответствии со ст. 214 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования и переданных им по договору аренды. С учетом установленных обстоятельств в карточке расчетов с бюджетом земельный налог в сумме 451 рублей, исчисленный по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, и земельный налог в сумме 451 рубль, исчисленный по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка с кадастровым номером № налоговой инспекцией был сторнирован в общей сумме 902 рубля за 2017, 2018 годы. В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был снижен размер заявленной ко взысканию задолженности по земельному налогу за 2018 год на сумму 451 рубль – размер исчисленного и ранее предъявленного ко взысканию с Якимчука И.Г. земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером №, а именно до 90232 рублей.
Вместе с тем документально подтвержденные сведения, подтверждающие факт принадлежности указанного земельного участка административному ответчику на каком-либо праве либо основании, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования либо на основании договора аренды, административным истцом суду не представлены, несмотря на то, что судом административному истцу было предложено их представить, они были истребованы у административного истца на основании запроса от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для начисления Якимчуку И.Г. земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером №, допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок Якимчук И.Г. по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ по УИН №, указанному в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, была произведена частичная уплата начисленного ему земельного налога за 2018 год в размере 30235 рублей.
Из сообщений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что инспекцией по произведенному налогоплательщиком платежу в сумме 30235 рублей произведено уточнение платежа, в связи с чем по данным налоговой инспекции сумма задолженности по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером № за 2018 года составила 60448 рублей, пени 330 рублей 99 копеек, до указанной суммы административным истцом был снижен размер заявленных требований.
Вместе с тем принимая во внимание, что земельный налог, начисленный Якимчуку И.Г. за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером № размере 451 рубль был инспекцией сторнирован (отменен) ввиду отсутствия оснований для его начисления административному ответчику, а также принимая во внимание, что в установленный законом срок административным ответчиком Якимчук И.Г. произведена частичная уплата земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером № на сумму 30235 рублей, размер задолженности Якимчук И.Г. по земельному налогу за 2018 год составляет 59997 рублей, исходя из расчета: 90683 рубля (общая сумма земельного налога, исчисленная Якимчуку И.Г. за 2018 года) – 451 рубль – 30235 рублей = 59997 рублей.
При этом как следует из материалов административного дела, не опровергнуто административным ответчиком путем предоставления допустимых доказательств, в установленный законодательством срок сумма земельного налога за 2018 год в размере 59997 рублей Якимчук И.Г. уплачена не была.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Правила, установленные указанными статьями, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться в том числе пеней.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в связи с неуплатой административным ответчиком в установленный законом срок земельного налога за 2018 год Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области были начислены пени в размере 330 рублей 99 копейки.
При этом в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области Якимчуку И.Г. было выставлено требование об уплате налога, пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное требование ДД.ММ.ГГГГ было направлено административному ответчику Якимчуку И.Г. по месту его жительства, что подтверждается списком почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем проверяя расчет заявленной ко взысканию пени в размере 330 рублей 99 копеек, исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельства сторнирования (отмены) налоговым органом ранее начисленного Якимчуку И.Г. земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 451 рубль в связи с отсутствием оснований для его начисления, а также обстоятельства своевременной частичной уплаты Якимчук И.Г. земельного налога за 2018 года в размере 30235 рублей, в результате чего просроченная задолженность по земельному налогу за 2018 год составила 59997 рублей, суд, исходя из приложенного к административному исковому заявлению расчета пени, включенной в требование № от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу, что размер пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленной на задолженность по земельному налогу в размере 59997 рублей, составляет 218 рублей 99 копеек, исходя из расчета:
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1/300 х 6,5% х 59997 рублей х 13 дней = 168 рублей 99 копеек;
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1/300 х 6,25% х 59997 рублей х 4 дня = 50 рублей;
итого: 168 рублей 99 копеек + 50 рублей = 218 рублей 99 копеек.
Представленный административным истцом ДД.ММ.ГГГГ расчет сумм пени, включенной в требование № от ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимается, поскольку данный расчет арифметически не верен, противоречит расчету пени, включенной в указанное требование, изначально приложенному к административному иску, аналогичному расчет пени, приложенному к поданному ДД.ММ.ГГГГ заявлению о вынесении судебного приказа, а также сведениям, содержащимся в самом требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что основанием начисления пени и выставления указанного требования явилась неуплата земельного налога за 2018 год в общем размере 90683 рубля по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Сведений о начислении пени на ранее возникшую задолженность и какую именно данное требование не содержит. Кроме того, каких-либо допустимых доказательств наличия у административного ответчика задолженности по земельному налогу за предыдущие периоды (налоговое уведомление, требование об уплате и т.д.), административным истцом суду не представлено, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ судом административному истцу было предложено их представить.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области обратилась к мировому судье Амурской области по Завитинскому районному судебному участку с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Якимчука И.Г. задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 90683 рубля, пени в размере 330 рублей 99 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей Амурской области по Завитинскому районному судебному участку был выдан судебный приказ № о взыскании с Якимчука И.Г. указанной задолженности по земельному налогу, пени, который определением мирового судьи Амурской области по Завитинскому районному судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ был отменен на основании поступивших от Якимчука И.Г. ДД.ММ.ГГГГ возражений относительно исполнения судебного приказа.
Принимая во внимание, что административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области к Якимчуку И.Г. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени было направлено в адрес Завитинского районного суда Амурской области посредством услуг почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что данное административное исковое заявление подано с соблюдением установленного действующим законодательством срока обращения в суд.
Из материалов административного дела следует, не опровергнуто административным ответчиком путем предоставления допустимых доказательств, что на момент обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области в суд с соответствующими требованиями и рассмотрения административного дела по существу сумма недоимки по земельному налогу за 2018 года в размере 59997 рублей и пени по данному налогу в размере 218 рублей 99 копеек не погашены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уточненные административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области о взыскании с Якимчука И.Г. задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени подлежат удовлетворению в части - с Якимчука И.Г. подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2018 году в размере 59997 рублей, пени в размере 218 рублей 99 копеек. Оснований для удовлетворения уточненных административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области в остальной части судом не усматривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Принимая во внимание, что при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика Якимчука И.Г. в доход федерального бюджета государственную пошлину, рассчитанную в соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 2006 рулей 48 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области к Якимчуку Ивану Григорьевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, - удовлетворить частично.
Взыскать с Якимчука Ивана Григорьевича, проживающего по адресу: 676870, <адрес> <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 59997 рублей, пени по земельному налогу за 2018 год в размере 218 рублей 99 копеек, а всего 60215 рублей 99 копеек.
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области к Якимчуку Ивану Григорьевичу о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год, пени в остальной части – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Якимчука Ивана Григорьевича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2006 рулей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.