РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 марта 2019 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самара Дерунов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» Стрельникова В.В. на Постановление И.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Тананыкина С.А. № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «СРПП» виновным в нарушении, предусмотренным ст. 8.39 КоАП РФ, и о наложении административного штрафа в размере 300 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Постановлением И.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Тананыкина С.А. № о назначении административного наказания от 02 октября 2018 года, ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (далее ООО «СРПП») признано виновным в нарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, наложением административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Представитель ООО «СРПП», считая привлечение к административной ответственности неправомерным, обратился в суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также в связи со следующими допущенными процессуальными нарушениями: Акт обследования земельного участка не отвечает требованиям ст. 25.7, 27.8 КоАП РФ, т.к. составлен в отсутствии полномочных представителей заявителя. Протокол осмотра с привлечением понятых не составлялся;
Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности не содержат сведений позволяющих определить точное местонахождение сходней-мостков.
Кроме того, представитель ООО «СРПП» Стрельникова В.В. заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления № 20 от 02.10.2018 года, пропущенного по уважительной причине, в связи с подачей жалобы в Арбитражный суд Самарской области, которым производство по жалобе было прекращено в связи с подведомственностью спора судам общей юрисдикции.
Согласно ст. 30.3 ч. 2 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В связи с пропуском ООО «СРПП» процессуального срока на обжалование постановления № 20 от 02.10.2018 года по уважительной причине, суд восстанавливает процессуальный срок на обжалование указанного постановления.
В судебном заседании представитель ООО «СРПП» Стрельникова В.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного органа ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» просил в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав административный материал, суд полагает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Судом установлено, что Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984г. №161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». В соответствии с пунктом 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Позиция о наличии границ национального парка «Самарская Лука» подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 02.09.2015г. по делу №АКПИ15-681. При этом какие-либо нормативные акты, изменяющие границы национального парка «Самарская Лука», уполномоченным органом власти впоследствии не принимались, т.е. границы парка остаются неизменными с 1995г. и установлены до введения в действие ФЗ- 221 от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости».
ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в своей деятельности руководствуется нормами Федерального закона от 14.03.1994 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закона об ООПТ), Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 14.03.1994 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» одной из основных задач национальных парков является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов.
Национальный парк «Самарская Лука» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2055-р находится в ведении Минприроды РФ.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Закона об ООПТ с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Необходимость такого согласования исходит также из смысла ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»: хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Тем самым согласование требуется в целях предотвращения негативного воздействия хозяйствующих субъектов на особо охраняемую территорию федерального значения Национальный парк «Самарская Лука».
При создании национального парка «Самарская Лука» в его состав вошли и земли других собственников без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Однако на эти земли также распространяются нормы Закона об ООПТ в частности обязанность соблюдения режима национального парка.ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (ООО «СРПП») осуществляет деятельность, в том числе, и в границах национального парка «Самарская Лука», располагая пристани, сходни, причалы на территории национального парка.
Из оспариваемого постановления следует, что 30.08.2018г. в 11 час.29 мин. в ходе патрулирования территории 5 квартала Рождественского объединенного участкового лесничества государственной инспекцией ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» установлено:
На правом берегу р.Волга, в рекреационной зоне национального парка «Самарская Лука» расположена -пристань «Нижний пляж». На воде, в 20 метрах от уреза воды расположен дебаркадер от которого на берег проложены сходни для посадки и высадки пассажиров. Расстояние от уреза воды до точки соприкосновения с землей составляет 15 метров. Ширина сходней составляет 1 метр.
Деятельность по посадке и высадке пассажиров на территорию национального парка «Самарская Лука» осуществляется ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (далее ООО «СРПП»). Данная информация так же содержится на интернет сайте «Самарское речное пассажирское предприятие» расписание движения судов на маршрутах, тарифы на перевозку пассажиров/грузов).
В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти (Минприроды России). На основании данной нормы, деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, состоящая, в том числе, и при посадке и высадке пассажиров путем размещения сходней на территорию национального парка «Самарская Лука» подлежит согласованию с Минприроды России.
По состоянию на 03.09.2018г. в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует информация о согласовании осуществляемой ООО «СРПП» социально-экономической деятельности с Минприроды России, что указывает на нарушение ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и является нарушением режима особо охраняемой природной территории.
В качестве доказательства совершения указанного административного правонарушения административный орган ссылается на Акт обследования земельного участка пристань «Нижний пляж» от 30.08.2018 года, составленного госинспектором Голубевым А.В., в присутствие водителя Шмычкова М.Д., в ходе осмотра была произведена фотосъемка. На фотоснимках, являющихся приложением к акту осмотра земельного участка видно, что мостки-сходни расположены именно на берегу.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля госинспектор Голубев А.В., показал, что 30.08.2018г. в ходе патрулирования территории 5 квартала Рождественского объединенного участкового лесничества государственной инспекцией ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» им установлено, что на правом берегу р.Волга, в рекреационной зоне национального парка «Самарская Лука» расположена -пристань «Нижний пляж». На воде, в 20 метрах от уреза воды расположен дебаркадер от которого на берег проложены сходни для посадки и высадки пассажиров. Расстояние от уреза воды до точки соприкосновения с землей составляет 15 метров. Ширина сходней составляет 1 метр. Им были сделаны фотографии пристани и сходней.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 20 от 18.09.2018 года местом совершения административного правонарушения является правый берег р.Волга, на котором находится пристань «Нижний пляж», эксплуатируемая ООО «СРПП», расположенная на территории 5 квартала Рождественского объединенного участкового лесничества государственной инспекцией ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», то есть в рекреационной зоне национального парка «Самарская Лука».
Согласно приложению 1 к Решению Куйбышевского облисполкома от 10 августа 1984 г. N 333 были установлены границы национального парка «Самарская Лука»: «для сохранения цельности природного комплекса "Самарской Луки" границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг».
Между тем, согласно ситуационной схемы расположения пристаней и остановочных пунктов эксплуатируемых ООО «СРПП», пристань «Нижний пляж» располагается в не границах национального парка «Самарская Лука», следовательно, согласования осуществляемой ООО «СРПП» социально-экономической деятельности с Минприроды России не требовалось, нарушения ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не допущено.
Доводы представителя административного органа о том, что местом совершения административного правонарушения фактически является остановочный пункт «Пляж поляна им.Фрунзе», а в Протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности допущена техническая ошибка в части наименования пристани, суд не принимает во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства позволяющие точно идентифицировать участок местности на котором были обнаружены сходни, при этом на фотоматериалах к Акту осмотра земельного участка не указано название пристани.
Кроме того, согласно ст. 29.12.1 КоАП РФ Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения. Однако определение об изменении номера дома не выносилось, таким образом, было фактически изменено место предполагаемого правонарушения.
Таким образом, Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности не содержат сведений позволяющих определить точное местонахождение сходней-мостков, то есть место совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, которые, с учетом презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не могут быть устранены судом, в связи с чем являются основанием для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО «СРПП» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу представителя ООО «СРПП» удовлетворить.
Постановление И.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Тананыкина С.А. № 20 о назначении административного наказания от 02 октября 2018 года, которым ООО «СРПП» признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 300 000 рублей, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «СРПП» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 суток.
Судья Д.А. Дерунов