дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2017 года <адрес>
Изобильненский районный суд, <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мишина Е.А.;
при секретаре ФИО4;
с участием истца ФИО3;
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес>, действующей по доверенности, ФИО5;
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Изобильненского районного суда, <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, об оспаривании отказа в досрочном назначении пенсии по старости,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском, (впоследствии с уточненным), к ГУ - УПФ РФ по <адрес>, об оспаривании отказа в досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что истец обратился в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии, так как он имеет необходимый стаж на работах с тяжелыми условиями труда. Однако ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием, специального трудового стажа. В его специальный трудовой стаж необоснованно не были включены следующие периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ПМК-20 треста «Промстрой-1».
Считает, что решение об отказе в назначении пенсии является необоснованным.
Время выполнявшихся до ДД.ММ.ГГГГ работ, предусмотренных списками № и 2 производств от ДД.ММ.ГГГГ №, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными списками №, №, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ. При обращении за назначением пенсии истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, а именно: трудовая книжка, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы, в том числе и стаж работы на соответствующих видах работ.
Согласно списку № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № правом на досрочное назначение трудовой пенсии имеют, а также каменщики в бригадах каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексной бригады. Непредставление работодателями соответствующих сведений о его работе, ухудшает истца положение, по сравнении с другими работниками, получающими пенсию по старости, что в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и согласно Конституции РФ, не допустимо.
Действующее пенсионное законодательство, не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной), от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике.
Таким образом, работодатель истца обязан был предоставлять в отношении застрахованного лица сведения в органы Пенсионного фонда РФ о его льготной работе, а органы Пенсионного фонда РФ обязаны требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, предоставленных страхователями.
То обстоятельство, что в указанный период истца работа носила льготный характер, может быть подтверждено трудовой книжкой, которая подтверждает выполнение истцом тяжелой работы.
Таким образом, истец считает, что при обращении за назначением пенсии им были представлены все необходимые для назначения досрочной страховой пенсии документы, а отказ в назначении пенсии был произведен необоснованно.
В ходе разбирательства дела истец ФИО3 отказался от части исковых требований в части включения в его общий страховой стаж и в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в СМУ «Кавказтрансгаз; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ООО фирма «Керсер»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ТСЖ «Корсэр-3»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ООО «Сан». Отказ от иска принят судом, о чем ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение.
Просит суд обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> включить в его общий страховой стаж и в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ПМК-20 треста «Промстрой-1», а также обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО3, в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес>, действующая по доверенности, ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО3, просила в удовлетворении отказать в полном объеме.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 пояснил, что ФИО3 он знает с 1987 года, когда пришел работать в ПМК-20. ФИО3 уже работал в данной организации каменщиком. Бригадиром каменщиков в ПМК-20 был ФИО7 В бригаде работало более 10 человек. Рабочий день был у них полный. Строили жилые дома в <адрес>. ФИО6 уволился из данной организации в 1996 году, а истец ФИО3 еще продолжал там работать. Устроен был официально, имелись инструкции, занят был полный рабочий день.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснил, что истца ФИО3 он знает с 1986 года. Они вместе работали в ПМК-20 до 1996 года. ФИО3 работал в данной организации каменщиком. В бригаде работало 15-17 человек. Рабочий день был у них полный. Бригадиром каменщиков в ПМК-20 был ФИО7 Они строили жилые дома, школу № в <адрес>.
Суд, выслушав мнение истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО3 являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Порядок исчисления, назначения и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ст. 8 указанного федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч.1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки истца, следует, что он работал в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ПМК-20 треста «Промстрой-1».
Профессия каменщика предусмотрена выше указанными Списками. Вместе с тем, условием включения в специальный стаж работы является постоянная работа в качестве каменщика в бригадах каменщиков, либо специализированном звене каменщиков комплексной бригады занятых на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Отказ во включении указанного периода в специальный стаж работы истца нарушает его конституционное право.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П разъяснено, что требования, вытекающие из ст. 17 и 55 Конституции РФ, предполагают, что целью обеспечения прав других может обуславливаться только устанавливаемое федеральным законом соразмерное ограничение прав. Вместе с тем ни законодатель, ни правоприменитель не вправе исходить из того, что с этой целью может быть оправдано какое-либо существенное нарушение права, а также отказ в его защите, поскольку тем самым фактически допускалось бы умаление права, как такового.
Непредставление работодателями соответствующих сведений о работе истца, ухудшает его положение по сравнению с другими работниками, получающими пенсию по старости, что в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» и согласно Конституции РФ не допустимо.
Действующее пенсионное законодательство, не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной), от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике.
Как указано в ст. 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.
Таким образом, работодатель истца обязан был предоставлять в отношении застрахованного лица сведения в органы Пенсионного фонда РФ о его льготной работе, а органы Пенсионного фонда РФ обязаны требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, предоставленных страхователями
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан» положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П разъяснено, что требования, вытекающие из ст. 17 и 55 Конституции РФ, предполагают, что целью обеспечения прав других может обуславливаться только устанавливаемое федеральным законом соразмерное ограничение прав. Вместе с тем ни законодатель, ни правоприменитель не вправе исходить из того, что с этой целью может быть оправдано какое-либо существенное нарушение права, а также отказ в его защите, поскольку тем самым фактически допускалось бы умаление права как такового.
Работа истца в оспариваемый период в тяжелых условиях труда подтверждается показаниями свидетелей, а также их трудовыми книжками, трудовой книжкой ФИО3 из которых следует, что в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ПМК-20 треста «Промстрой-1» на предприятии работали в качестве каменщиков, что позволяет суду сделать вывод о наличии бригады каменщиков.
Оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что работа ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ПМК-20 треста «Промстрой-1» соответствует требованиям Списка № и проходила в тяжелых условиях труда, в связи с чем, спорный период подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Право на досрочную страховую пенсию у истца, с учетом оспариваемых периодов имеется с момента достижения возраста 55 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, об оспаривании отказа в досрочном назначении пенсии по старости, - удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить в специальный трудовой стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве каменщика в ПМК-20 треста «Промстрой-1».
Обязать государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Изобильненский районный суд, <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.А. Мишин