Дело № 2-2494/22-2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ИЮЛЯ 2015 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
Председательствующего судьи Муромской С.В.
С участием представителя истца Киреевой <данные изъяты>
представителя третьего лица судебного пристава-исполнителя УФССП России по <адрес> Топоровой <данные изъяты>
При секретаре Корсаковой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета социального обеспечения <адрес> к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора
У С Т А Н О В И Л:
Истец Комитет социального обеспечения <адрес> обратился в суд с иском к ответчику Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора, мотивируя тем, что решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на комитет социального обеспечения <адрес> была возложена обязанность предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда в <адрес> в порядке, предусмотренном Законом Курской области от 28.12.2007 № 139-3KO, с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области, заключить с ФИО5 договор найма специализированного жилищного помещения. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. На основании указанного решения выдан исполнительный лист №, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ и комитету социального обеспечения <адрес> предложено в срок 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить решение суда. ДД.ММ.ГГГГ комитет социального обеспечения <адрес> обратился в Промышленный суд <адрес> с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комитету предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с определением Промышленного районного суда <адрес> об отсрочке решения суда взыскатель ФИО5 обратился с частной жалобой в Курский областной суд. Апелляционным определением Курского областного суда частная жалоба ФИО5 была удовлетворена и определение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, а комитету социального обеспечения <адрес> в предоставлении отсрочки было отказано. Определением Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ комитету было отказано в передаче кассационной жалобы комитета социального обеспечения <адрес> на определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции - Президиума Курского областного суда. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> постановил взыскать с комитета исполнительский сбор в размере 50000 руб. ввиду того, что комитетом не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 18.11.2013 № 506-пг комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с подразделом III «Характеристика основных мероприятий подпрограммы 3» раздела II «Приоритеты государственной политики в вопросах обеспечения жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 3, сроков и этапов реализации подпрограммы 3» подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 11.10.2013 №716-па «Об утверждении государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан <адрес>» Комитет социального обеспечения <адрес> вправе приобретать на территории <адрес> жилые помещения в виде квартир или жилых домов общей площадью не менее 33 кв. м, при этом объем средств, необходимый на приобретение жилых помещений, определяется исходя из общей площади жилья, не превышающей 38 кв. м, и стоимости 1 кв. м жилья, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по <адрес> на соответствующий период. Жилые помещения приобретаются на первичном и вторичном рынках жилья, в том числе по договорам долевого участия в строительстве на территории муниципальных образований, включенных в реестр муниципальных образований. Приобретение жилья осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон). Анализ норм указанного Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и постановления Администрации Курской области от 29.02.2008 N 55 «О совершенствовании учета государственного имущества Курской области» (вместе с "Положением об учете государственного имущества Курской области") говорит о том, что минимальный срок необходимый для всех этих процедур составляет порядка четырех месяцев. Однако самой большой проблемой, находящейся вне сферы влияния уполномоченного органа является отказ подрядчиков продавать жилые помещения в связи с существенной разницей в рыночной стоимости 1 кв.м, и стоимости 1 кв.м жилья, установленной приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По информации, имеющейся на официальном сайте ООО «КПД» рыночная стоимость 1 кв.м, жилья в <адрес> составляет 40- 42тыс. рублей за 1 кв.м., а в соответствии с приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 5/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 35812) стоимость 1 кв.м, жилья в <адрес> составляет 25703 руб. В связи с чем, подрядчики не выходят на аукционы для того, чтобы приобрести в 2014 году 150 квартир в <адрес> комитету социального обеспечения <адрес> пришлось 43 раза выходить на электронную площадку. На сегодняшний день свободных жилых помещений на территории <адрес> нет. С целью исполнения решений судов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в том числе и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ комитетом социального обеспечения направлена документация в комитет по управлению имуществом <адрес> для осуществления процедуры по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для приобретения 50 жилых помещений в <адрес> (2 пакета документов по 28 и 22 квартиры) и обратился в комитет финансов <адрес> с письмом об увеличении финансирования на исполнение решений судов. В соответствии с выпиской из протокола заседания Администрации Курской области от 26.01.2015 №1, комитету социального обеспечения Курской области совместно с комитетом финансов Курской области Губернатор Курской области в недопущения роста задолженности по повышению государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поручил рассмотреть по итогам исполнения областного бюджета за I полугодие 2015 года вопрос об увеличении финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в <адрес>» в 2015 году в объеме до 140,0 млн. рублей. То есть комитетом был принят весь исчерпывающий комплекс мер, направленных на исполнение решения суда. Остальные обстоятельства находятся вне влияния комитета социального обеспечения <адрес>. В соответствии с правовой позицией, выраженной Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда <адрес>, Арбитражного суда <адрес> и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский», взыскание исполнительского сбора с должника производится, если исполнительный документ не исполняется без уважительных причин. Просят уменьшить размер исполнительского сбора в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" на одну четверть от размера, установленного судебным приставом - исполнителем.
В судебном заседании представитель истца Киреева А.И. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Залогина О.Г. в судебное заседание не явилась. О дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно представленного суду отзыва, исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать. В МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> на исполнении находится исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Промышленным районным судом <адрес> о возложении обязанности на Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО5, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>. Постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено должнику ДД.ММ.ГГГГ Поскольку исполнительный лист впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель, в постановлении о возбуждении исполнительного производства установил срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупредил должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 ФЗ «Об исполнительном производстве». Срок для добровольного исполнения составил пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т. е. до ДД.ММ.ГГГГ включительно. В связи с тем, что в срок для добровольного исполнения требования, содержащиеся в исполнительном документе исполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Топоровой М.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Комитет социального обеспечения <адрес> в срок для добровольного исполнения не проявил ту степень заботливости осмотрительности, которая требовалась от нее в данной ситуации, а именно: не принял мер, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» и ГПК РФ. Определением Промышленного районного суда <адрес> с учетом апелляционного определения Курского областного суда в отсрочке исполнения решения суда Комитету социального обеспечения <адрес> было отказано. Само по себе обращение должника в суд с заявлением об отсрочке исполнения не освобождает его от обязанности совершить действия, указанные в исполнительном документе, в том числе и в период рассмотрения этого заявления судом. Из представленных документов не следует, что заявитель совершал какие-либо действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, как в срок для добровольного исполнения, так и в период рассмотрения заявления об отсрочке исполнения. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., то есть обязанность по предоставлению жилого помещения возникла с этого времени, а не с момента возбуждения исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ г.
Третье лицо судебный пристав-исполнитель УФССП России по <адрес> Топорова М.В.. в судебном заседании требования истца признала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации Курской области в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Комитет социального обеспечения <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес> в порядке, предоставленном Законом Курской области от 28.12.2007 г. № 139-ЗКО (ред. 28.11.2012 г.) «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области» за счет средств выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении Комитета социального обеспечения <адрес>, которым должнику предоставлен срок в течение пяти дней для добровольного исполнения решения суда, а также разъяснены последствия неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании с Комитета социального обеспечения <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с не исполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Определением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Комитета социального обеспечения <адрес> об отсрочке исполнения решения Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В силу части 2 статьи 56, статей 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников.
Доводы представителя истца о том, что процесс приобретения и предоставления жилья носит объективный характер и занимает по продолжительности значительный период времени, а также то обстоятельство, что подрядчики отказываются продавать жилые помещения в связи с существенной разницей в рыночной стоимости квадратного места жилья, являются несостоятельными, поскольку Комитет социального обеспечения <адрес> обязан исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ответственность за их неисполнение в добровольном порядке. Наличие данных обстоятельств, не влияет на их обязанность, предусмотренную статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Ссылки представителя истца на отсутствие реальной возможности у Комитета социального обеспечения <адрес> не подтверждаются доказательствами наличия уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа либо невозможности их исполнения вследствие непреодолимой силы.
При этом суд принимает во внимание, что решение суда до настоящего момента истцом не исполнено.
Ссылка представителя истца на обращение в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда, не свидетельствуют о совершении должником определенных действий для исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Учитывая, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом по истечении срока для добровольного исполнения; в период указанного срока ФИО5 жилое помещение не предоставлено; доказательств, подтверждающих невозможность исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, представлено не было, постановление соответствует требованиям Федерального Закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Часть 7 ст. 112 Федерального Закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.ч.1,2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как установлено в судебном заседании, истцом меры к исполнению исполнительного документа в течение срока для добровольного исполнения приняты не были. Степень вины должника в исполнении исполнительного документа, иные существенные обстоятельства не являются основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку в соответствии со ст. 401 ГК РФ, таким основанием является отсутствие вины.
Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых, при данных условиях обстоятельств, а также не представлены доказательства невиновности должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд не находит оснований, для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Комитета социального обеспечения <адрес> к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: