Решение по делу № 3а-31/2019 от 21.12.2018

Дело № 3а-31/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2019 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Стародубцевой Л.И.,

при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Асютина Анатолия Михайловича к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Асютин А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости площадью 210,5 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1027000 руб., определенной по состоянию на 17 ноября 2015 г.

Требования мотивировал тем, что он является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г.Шумерля, <адрес>. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, по состоянию на 17 ноября 2015 г. в размере 1319 011 руб. 95 коп. существенно превышает действительную его рыночную стоимость, составившую согласно отчету ООО ЦНОЕ «Эксперт» от 13 декабря 2018 г. №Н-049/2018 1027 000 руб., что нарушает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец Асютин А.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Его представитель Якушев В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствова М.Г. удовлетворение административных исковых требований оставила на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике Сафронова О.С. вопрос об удовлетворении административного искового заявления оставила на усмотрение суда.

Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованные лица Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, администрация г.Шумерля Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.

В отзывах и заявлениях, представленных суду, удовлетворение исковых требований также оставили на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Как следует из материалов дела, Асютин А.М. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ..., общей площадью 210,5 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012г. № 586 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики.

В соответствии с этим Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики (приложение № 1), кадастровая стоимость упомянутого выше объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет 1319011 руб. 95 коп.

Согласно представленной стороной административного истца выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05 декабря 2018 года на 17 ноября 2015 г. кадастровая стоимость нежилого здания также составляет 1319011 руб. 95 коп.

Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены
физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости
затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания
физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 настоящего Кодекса.

Пункт 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 г. №42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.

Таким образом, поскольку Асютин А.М. является собственником указанного выше нежилого здания и размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В обоснование своего требования Асютиным А.М. представлен отчет ЦНОЕ «Эксперт» от 13 декабря 2018 г. №Н-049/2018, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного нежилого здания, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, <адрес>, по состоянию на 17 ноября 2015 г. составляет 1027 000 руб.

Как было указано выше, сторона административного ответчика удовлетворение предъявленного требования оставила на усмотрение суда, возражений против удовлетворения иска не выразила.

Представленный административным истцом отчет ЦНОЕ «Эксперт» от 13 декабря 2018 г. №Н-049/2018 подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения.

В представленном административным истцом отчете ЦНОЕ «Эксперт» от 13 декабря 2018 г. №Н-049/2018 оценщиком проведен анализ рынка, анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик применил сравнительный подход, применимый при оценке такого рода объектов капитального строительства, как нежилое административное здание, исходя из положений пункта 22 «в» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 №611. В рамках сравнительного подхода применил метод корректировок, позволяющий наиболее объективно и достоверно определить рыночную стоимость оцениваемого объекта.

Составленный отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.

В результате осмотра объекта оценки, выполненных расчетов, определенных сравнительным методом, рыночная стоимость спорного нежилого здания определена в размере 1027000 руб.

Оценив указанный отчет, суд приходит к выводу о том, что методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости - нежилого административного здания площадью 210,5 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, <адрес>, сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.

При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 22,14%.

Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлемым и допустимым и свидетельствует о нарушении прав административного истца.

Согласно разъяснениям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.

В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 21 декабря 2018 года.

В соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии" или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Следовательно, рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Поскольку предметом доказывания по данному делу является определение действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, то суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Асютина А.М. и установления кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ..., площадью 210,5 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1027 000 руб. по состоянию на 17 ноября 2015 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1027000 руб. по состоянию на 17 ноября 2015 г. на период с 1 января 2018 г. до даты внесения сведений о его кадастровой стоимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Л.И. Стародубцева

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2019 года.

3а-31/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Асютин А.М.
Ответчики
УФСГР кадастра и картографии по ЧР
Кабинет Министров ЧР
Другие
администрация г. Шумерля
ФГБУ" Росреестра"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
21.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
01.02.2019[Адм.] Судебное заседание
04.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее