Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-470/2013 ~ М-175/2013 от 22.04.2013

Гражданское дело № 2-470/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2013 года                             пгт.Смирных

    Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.А.

при секретаре – Шастовой Е.С.

с участием

заместителя прокурора Смирныховского района Борониной Т.Д.

представителей ответчиков:

администрации МО ГО «Смирныховский» Шаламай А.А., действующей на основании доверенности от 23.05.2013 года,

Муниципального унитарного предприятия «Смирныховское жилищно-коммунальное хозяйство» Квартыч Ю.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2013 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Смирныховский», муниципальному унитарному предприятию «Смирныховское жилищно-коммунальное хозяйство» МО ГО «Смирныховский» о возложении обязанности принять меры к вывозу угольного шлака, отходов производства и потребления

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Смирныховского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к вывозу угольного шлака с территории земельного участка, расположенного в района <адрес> (за территорий МУП «Смирныховское ЖКХ» в северо-восточном направлении вдоль <адрес>), а также в вывозу отходов производства и потребления с территории земельного участка, расположенного в районе войсковой части (въезд со стороны автотранспортного предприятия ИП ФИО 1 по <адрес>). В обоснование заявленных требований указал о том, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что земельный участок площадью примерно 100 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес> (за территорией МУП «Смирныховское ЖКХ» в северо-восточном направлении вдоль <адрес>) усыпан остатками угольного шлака, по периметру имеются насыпи угольного шлака высотой около 1,5-2 м, а в районе восковой части (въезд со стороны автотранспортного предприятия ИП ФИО 1 по <адрес>) на земельном участке расположенном на противоположной стороне дороги на расстоянии не более 10-15 метров от лесного массива протяженностью около 150 метров вдоль дороги и 100 метров в сторону массива обнаружено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов производства и потребления (коробки, тара, полиэтиленовые пакеты, сломанная бытовая техника, порубочные остатки деревьев, стружка, покрышки колес и т.д.), что является нарушением требований ст.ст.3, 51 федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ст.ст.1, 2, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.9, 10 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года №417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах». Кроме того, выявленные нарушения грубо нарушают права жителей МО ГО «Смирныховский» на благоприятную среду обитания и пожарную безопасность, поскольку таяние снега, осадки, приводят к размытию шлака, загрязнению грунтовых вод, создают реальную угрозу возгорания лесного массива в пожароопасный сезон. Поскольку в соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления, истец обратился в суд с данным иском к администрации МО ГО «Смирныховский».

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответчика к участию в деле привлечено МУП «Смирныховское жилищно-коммунальное хозяйство» МО ГО Смирныховский.

    В судебном заседании заместитель прокурора Смирныховского района Боронина Т.Д. настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения, соответствующие обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

    В судебном заседании представитель ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» Шаламай А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части возложения обязанности принять меры к вывозу отходов производства и потребления с территории земельного участка, расположенного в районе войсковой части (въезд со стороны автотранспортного предприятия ИП ФИО 1 по <адрес>). В остальной части требования не признала, пояснив, что угольный шлак образовался в ходе деятельности МУП «Смирныхвоское ЖКХ», связанной с подачей тепла населению <адрес>, которое должно самостоятельно вывезти и утилизировать отходы от его деятельности. Не возражала против установления срока до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения суда, полагая его разумным.

    В судебном заседании представитель ответчика МУП «Смирныховское ЖКХ» Квартыч Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части возложения обязанности принять меры к вывозу угольного шлака с территории земельного участка, расположенного в районе <адрес>, поскольку данный шлак, образовался в результате деятельности МУП «Смирныховское ЖКХ». Полагала возможным и разумным установление срока для вывоза угольного шлака до ДД.ММ.ГГГГ.

    Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Статьей 3 федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены следующие принципы охраны окружающей среды: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.1, ч.ч.1, 2 ст.2 федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается среди прочего посредством соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

    В соответствии со ст.51 федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

    Аналогичное положение закреплено в ст.22 федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    В соответствии с п.п. 11, 24 ч.1 ст.16 федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    В соответствии с ч.3 ст.8 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образования подлежат регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункт 3.1). Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

    Кроме того, в соответствии со ст.ст.1.3 федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

    В соответствии со ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

    Согласно п.9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 запрещается засорение леса бытовыми, строительными и иными отходами и мусором.

В соответствии с п.п.10, 11, 23 ст.7 Устава МО ГО «Смирныховский» к вопросам местного значения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности и организация мероприятий по охране окружающей средств в границах округ, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в районе восковой части (въезд со стороны автотранспортного предприятия ИП ФИО 1 по <адрес>) на земельном участке расположенном на противоположной стороне дороги на расстоянии не более 10-15 метров от лесного массива протяженностью около 150 метров вдоль дороги и 100 метров в сторону массива обнаружено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов производства и потребления (коробки, тара, полиэтиленовые пакеты, сломанная бытовая техника, порубочные остатки деревьев, стружка, покрышки колес и т.д.)

Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками в судебном заседании и подтверждаются материалам дела актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями.

    Поскольку в судебном заедании установлено, что на территории МО ГО «Смирныховский» в пгт.Смирных в районе войсковой части (въезд со стороны автотранспортного предприятия ИП ФИО 1 по <адрес>) имеется свалка отходов производства и потребления, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа, требования прокурора, направленные на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них законодательством о возложении обязанности на администрацию МО ГО «Смирныховский» принять меры к вывозу данных отходов, подлежат удовлетворению.

    Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации вывоза отходов производства и потребления, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также к реальной угрозе возгорания расположенной возле свалки лесополосы.

    Также в судебном заседании, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения требований законодательства об отхода производства и потребления установлено, что земельный участок площадью примерно 100 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес> (за территорией МУП «Смирныховское ЖКХ» в северо-восточном направлении вдоль <адрес>) усыпан остатками угольного шлака, по периметру имеются насыпи угольного шлака высотой около 1,5-2 м., который хранятся под открытым небом, подвержены воздействию осадков. Угольный шлак образовался в результате деятельности МУП «Смирныховское ЖКХ» по предоставлению тепла жителям Смирныховского района.

    Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками в судебном заседании и подтверждаются материалам дела актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.

    Кроме того, как следует из устава МУП «Смирныховское ЖКХ» данное предприятие выполняет работы по бесперебойному функционированию в отопительный сезон котельных и систем теплоснабжения <адрес> (п.2.3 – Устава).

    Между МУП «Смирныховское ЖКХ» и ГУП СО «Управление по обращению с отходами» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг по приему и размещению отходов, который пролонгирован и на 2013 год. Из текста данного договора следует, что МУП «Смирныховское ЖКХ» обязалось самостоятельно доставлять на «Полигон ТБО» промышленные отходы (4-5 класса опасности), отходы, образованные в результате деятельности предприятия (4-5 класса опасности), и другие виды отходов, за исключением отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, а ГУП «СО «Управление по обращению с отходами» обязалось из принимать и размещать (п.1.1, 1.2 договора).

    

В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (пункт 3.2).

В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

    В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что

свалка угольного шлака на земельном участке, расположенном в районе <адрес>, <адрес> образовалась от деятельности МУП «Смирныховское ЖКХ», и, следовательно, угольный шлак является его собственностью, и данная организация должна принять меры к его вывозу к месту утилизации.

    Поскольку в судебном заседании установлен собственник угольного шлака, каковым является МУП «Смирныховское ЖКХ», оснований для возложения обязанности по принятию мер к его вывозу на администрацию МО ГО «Смирныховский» не имеется.

    В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    Судом принято решения о возложении обязанности принять меры к вывозу угольного шлака и отходов производства и потребления, и с учетом их опасности, нарушения фундаментальных права человека на благоприятную среду, суд соглашается со сроком исполнения решения суда, предложенным прокурором, и полагает необходимым установить его до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку прокурором Смирныховского района Сахалинской области предъявлен имущественный иск, не подлежащий оценке в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход государства (местный бюджет МО ГО «Смирныховский») государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Оснований для взыскания судебных расходов с администрации МО ГО «Смирныховский» не находит, поскольку она в силу положения п.19 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>).

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ 1 ░░ <░░░░░>).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» <░░░░░>).

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░ 2013 ░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-470/2013 ~ М-175/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.О. прокурора района Боронина Т.Д.
Ответчики
Администрация МО ГО "Смирныховский"
МУП Смирныховское ЖКХ
Суд
Смирныховский районный суд Сахалинской области
Судья
Михайлова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
smirnihovskiy--sah.sudrf.ru
22.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2013Передача материалов судье
23.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2013Подготовка дела (собеседование)
15.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2013Судебное заседание
10.06.2013Судебное заседание
17.06.2013Судебное заседание
21.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2013Дело оформлено
03.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее