Дело № 2-1076/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2016 года <адрес>.
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Хожаиновой О.В.,
при секретаре – ФИО,
с участием истца, представителя: - ФИО2, ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о признании незаконным постановления, обязании вынести постановление о предоставлении земельного участка,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о признании незаконным постановления, обязании вынести постановление о предоставлении земельного участка, мотивировав требования, тем, что Решением 52 сессии 6 созыва <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,0800 га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений с последующей передачей в собственность. В течение ДД.ММ.ГГГГ г.г. им получены: выкопировка из проекта застройки квартала <данные изъяты> индивидуальной застройки в <адрес> кадастровый план земельного участка, заказаны и оплачены геодезические работы, заказан проект землеустройства по отводу земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ проект землеустройства по отводу земельного участка согласован Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Феодосийского городского совета, что подтверждается заключением №. В связи со вступлением Республики Крым в состав Российской Федерации изменено законодательство в сфере земельных отношений. Так, ДД.ММ.ГГГГ подписан Закон Республики Крым №-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым. Решением 14 сессии 1-го созыва <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. На основании указанных нормативно-правовых актов в порядке завершения оформления прав на землю заказана и оплачена в полном объеме работа по изготовлению межевого плана. Согласно процедуре, полученный межевой план на электронном носителе сдан в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ получен кадастровый паспорт земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в ФИО2 о предоставлении земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ постановлением ФИО2 № истцу отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием утвержденной градостроительной документации <адрес> и сведений о видах разрешенного использования согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства <данные изъяты>. Полагает данный отказ незаконным, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность. Просит суд признать незаконным постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,0800 га, кадастровый № в отношении гр. ФИО1; обязать ФИО2 вынести постановление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,0800 га, кадастровый № в собственность ФИО1
Истец, его представитель, в судебном заседании требования иска поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность истцу земельного участка является законным и обоснованным. На момент переходного периода и начало 2015 года была сложная ситуация с передачей документации, Департамент дал заключение, что документы отсутствуют.
В соответствии со ст.ст. 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 26 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Статьей 37 выше указанного Закона установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 1, 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статьями 13, 14 Закона установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ; договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до ДД.ММ.ГГГГ с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в аренду – лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; -несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае - предоставления земельного участка для строительства).
До ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории.
Из материалов дела следует, что Решением 52 сессии 6-го созыва <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,0800 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений с последующей передачей в собственность из земель коммунальной формы собственности <данные изъяты> счет земель, не переданных в собственность, аренду или постоянное пользование (л.д.10).
Схеме размещения земельных участков утверждена Решением 55 сессии 5-го созыва <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11).
В течение ДД.ММ.ГГГГ г.г. истцом получены: выкопировка из проекта застройки квартала <данные изъяты> индивидуальной застройки в <адрес>, кадастровый план земельного участка, заказаны и оплачены геодезические работы, заказан проект землеустройства по отводу земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ проект землеустройства по отводу земельного участка согласован <данные изъяты>, что подтверждается заключением № (л.д.6,9,12,13,14-17).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО2 с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, с предоставлением необходимых документов (л.д.7-8).
Постановлением ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,0800 га, кадастровый №, в порядке завершения прав земельных участков в связи с отсутствием утвержденной градостроительной документации <адрес>, отсутствием сведений о видах разрешенного использования согласно заключения <данные изъяты> (л.д.5).
Положения ч.6 ст.13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусматривают исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность гражданам земельных участков.
Учитывая, что истцом предоставлен в ФИО2 необходимый перечень документов, постановление ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 в передаче земельного участка в собственность является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку вопрос о предоставлении земельного участка, в том числе в собственность, отнесен к компетенции ФИО2 и не входит в компетенцию суда, суд не находит оснований для удовлетворения требований об обязании вынести постановление о предоставлении земельного участка в собственность. Вместе с тем, в целях защиты нарушенных прав, суд полагает возможным возложить на ФИО2 обязанность рассмотреть повторно заявление истца о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельные участки, в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к ФИО2 о признании незаконным постановления, обязании вынести постановление о предоставлении земельного участка, - удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в удовлетворении заявлений о предоставлении земельных участков» в части отказа ФИО1 в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,0800 га, кадастровый №.
Обязать ФИО2 рассмотреть повторно заявление ФИО1 о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельные участки, в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,0800 га, кадастровый №.
В удовлетворении иной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: / подпись/ О.В.Хожаинова.
Копия верна: Судья:
Секретарь: