Решение по делу № 2-219/2018 (2-1912/2017;) ~ М-1787/2017 от 01.11.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                        27 апреля 2018 года

Ломоносовский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Мелешковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исрапилова Шихмагомеда Гаджимурадовича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Исрапилов Ш.Г. обратился в Ломоносовский районный суд <адрес> с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, ссылаясь на то, что постановлением старшего следователя 1-го ВСО ВСУ СК России по ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него прекращено уголовное преследование по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 и п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава указанного преступления и признано право на реабилитацию.

За длительное незаконное уголовное преследование и содержание под стражей истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.

В ходе судебного разбирательства, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с согласия истца Управление Федерального казначейства по <адрес> было заменено на Управление Федерального казначейства по <адрес>.

В судебном заседании истец и представляющий его интересы адвокат Назаров Д.Ю., представивший ордер от ДД.ММ.ГГГГ год, исковые требования поддержали, просили об их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства по <адрес> Бахваловой Г.Ю., действующей по доверенности № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против исковых требований по доводам, содержащимся в письменных возражениях на иск, согласно которым, по мнению ответчика, необходимых условий для возложения на казну Российской Федерации обязательств по возмещению Исрапилову Ш.Г. морального вреда в форме денежной компенсации не имеется, поскольку по факту причинения Морозову П.П. телесных повреждений в виде ушибленной раны правой теменно-затылочной области, ссадины лобной области, в отношении Исрапилова Ш.Г. в возбуждении уголовного дела было отказано.

Представитель привлеченного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица Военно-следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу - Спичка И.В., действующий по доверенности № ПО/2247 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86), принимая участие в судебном заседании, полагал отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда в порядке реабилитации.

Представитель привлеченной в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица Военной Прокуратуры Западного Военного Округа - Багин А.Ю., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87), принимая участие в судебном заседании, полагал что у истца возникло право на реабилитацию, однако размер заявленной компенсации, по его мнению, завышен.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1; статья 46).

В силу положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.

Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. «а» п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.

В соответствии с п. п. 34, 35, 55 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда; реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с данным Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием; уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Частями 2 и 3 ст. 133 названного Кодекса установлено, что право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, имеют лица, по уголовным делам, в отношении которых был вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которых было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, за отсутствием события преступления, отсутствием состава преступления, за непричастностью лица к совершению преступления и по некоторым другим основаниям, а также лица, в отношении которых было отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении принудительной меры медицинского характера.

Согласно п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Исходя из содержания данных статей право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям).

При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, в отношении неустановленного лица. В качестве обвиняемого по указанному уголовному делу привлечен Исрапилов Ш.Г., которому следователем Следственного отдела по <адрес> Военно-следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 30 п.п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (л.д.95-96, 106-107).

Постановлением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга по делу от ДД.ММ.ГГГГ Исрапилову Ш.Г. была избрана по уголовному делу мера пресечения в виде заключения под стражу, истец был направлен для дальнейшего содержания в ФКУ «СИЗО-1» УФСИН РФ по Санкт-Петербургу и <адрес> (л.д.107-112).

ДД.ММ.ГГГГ в 8 часов 30 минут старшим следователем 1-го военного следственного отдела ВСУ СК России по ЗВО были вынесены постановления о возбуждении еще одного уголовного дела в отношении Исрапилова Ш.Г. по признакам преступления, предусмотренного п. «а, г» ч. 2 ст. 112 УК РФ, а также об объединении этого дела с уголовным делом, возбужденным ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 30 п.п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, обвиняемым по которому также являлся Исрапилов Ш.Г. (л.д.125-128,129-130).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов 00 минут старшим следователем 1-го военного следственного отдела ВСУ СК России по ЗВО было вынесено постановление о частичном прекращении уголовного преследования в отношении Исрапилова Ш.Г. в части предъявленного ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, п. «ж» части 2 ст. 105 УК РФ (по факту покушения на убийство Артеева А.В. группой лиц с Исрапиловым Г.Г. и Бахматом А.А.), на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 и п.2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в деянии состава указанного преступления.

Этим постановлением следователя в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 133 и ч. 1 ст. 134 УПК РФ, за Исрапиловым Ш.Г. признано право на реабилитацию с принятием мер, предусмотренных главой 18 УПК РФ в связи с прекращением уголовного преследования на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в части предъявленного обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (л.д.134-140).

Согласно справке ФКУ «СИЗО-1» УФСИН РФ по Санкт-Петербургу и <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ Исрапилов Ш.Г. содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 266 дней (л.д.88).

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.

В силу ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу абзаца 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер, объем и длительность, причиненных истцу нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, в том числе его возраст и состояние здоровья, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости.

В силу положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.

Суд, принимая во внимание все заслуживающие внимание обстоятельства, свидетельствующие об объеме и степени страданий истца, перенесенных в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 30 п.п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ и избранием в отношении него мер пресечения в виде заключения под стражу, а именно: длительность содержания Исрапилова Ш.Г. под стражей в течение 266 дней в следственном изоляторе по обвинению в совершении преступления, по которому впоследствии было прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям; невозможность истца видеться с родившейся в этот период дочерью, 2016 года рождения, семьей, супругой и малолетним сыном, 2011 года рождения; невозможность развиваться в социальной сфере, при том положении, что истец являлся трудоспособным, и с учетом возраста, будучи на свободе, имел возможность для такого развития, считает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда истца в размере 300000 рублей.

Устанавливая размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, суд принимает во внимание, что приговором Ленинградского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ Исрапилов Ш.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а» и «г» ч.2 ст. 112 УК РФ, связанным по обстоятельствам с уголовным преследованием в отношении него, впоследствии прекращенным производством по реабилитирующим основаниям.

При этом довод представителя Управления Федерального казначейства по <адрес> в возражения на иск об отсутствии необходимых условий для возложения на казну Российской Федерации обязательств по возмещению Исрапилову Ш.Г. морального вреда в форме денежной компенсации, по причине отказа в возбуждении в отношении истца уголовного дела по факту причинения Морозову П.П. телесных повреждений, отклоняются судом, поскольку право на реабилитацию признано по иному преступлению, инкриминированному Исрапилову Ш.Г.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░:                            ░.░. ░░░░░░░

2-219/2018 (2-1912/2017;) ~ М-1787/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Исрапилов Шихмагомед Гаджимурадович
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области
Другие
Назаров Даниил Юрьевич
Военная Прокуратура Западного Военного Округа
Военно следственное управление по Западному военному округу
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
lomonosovsky--lo.sudrf.ru
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2017Передача материалов судье
03.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.12.2017Предварительное судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
12.02.2018Судебное заседание
27.03.2018Судебное заседание
10.04.2018Судебное заседание
27.04.2018Судебное заседание
04.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2019Дело оформлено
27.09.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее