ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Нерюнгри 15 июня 2016 года
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Адамов А.Г., с участием представителей Управления Роспотребнадзора РФ по РС (Я) по доверенности Зиминой О.С. и Сашинской Н.Л., индивидуального предпринимателя ФИО14 ФИО15., его представителя по доверенности Косюка А.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца РС(Я) <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: РС (Я) <адрес>, объект надзора - помещение столовой, расположенной в <адрес> в здании <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Управлением Роспотребнадзора РФ по РС (Я) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО17 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном по ст.6.6 КоАП РФ, по факту нарушения требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности в работе столовой, расположенной в здании <данные изъяты>» <адрес> на втором этаже.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Управление Роспотребнадзора РФ по РС(Я) поступило сообщение, в котором указывалось на нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения на объекте - столовая, расположенная в <адрес> в здании <данные изъяты>», выразившиеся в следующем: « … полная антисаниатрия, не промаркирована посуда, не пользуются дезсредствами, нет медицинского осмотра,… нет флюорографического обследования у персонала…, нет уборщиц, использование для изготовления блюд куриных яиц, подлежащих утилизации….».
По факту обращения (вх. № - Нерю ТО от 23.05.2016г.) ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом - экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Нерюнгринском районе ФИО4, в присутствии индивидуального предпринимателя Семенова С.Н. и двух понятых проведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО18. ( на правах договора аренды) помещений столовой расположенной в здании <данные изъяты>» <адрес> <адрес> (протокол осмотра помещений от 07.06.2016г.)
В ходе проведения административного расследования ФИО19. представлен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на аренду нежилого помещения, согласно которого «Арендодатель» в лице <данные изъяты>» передал в аренду нежилые помещения (195,196,197,198,199,200), а «Арендатор» в лице ФИО21. принял в аренду недвижимое имущество.
Столовая ИП ФИО2 работает на сырье с полным производственным циклом и осуществляет организацию питания работников обогатительной фабрики, разреза <данные изъяты>
В ходе осмотра помещений столовой установлено, что в реализации имелись первые, вторые блюда (мясные, рыбные, из мяса птицы), третьи блюда в ассортименте, салаты, гарниры в ассортименте, кулинарная продукция - выпечка в ассортименте. В составе помещений столовой (согласно договору аренды) задействован следующий набор помещений: обеденный зал, моечная столовой посуды, раздача, горячий цех, цех холодных закусок, моечная кухонной посуды, гардероб для персонала, санузел для персонала, кладовая хранения сыпучей продукции и консервации, кладовая для хранения овощей.
Согласно п.1 ст.17 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны выполняться санитарные правила, однако, в ходе осмотра, принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО2, помещений столовой в здании <данные изъяты>» <адрес> были выявлены следующие грубые нарушения требований санитарных правил при организации питания населения:
В нарушение обязательных требований ст.11, ст.17 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п.7.8, п.7.11, п.7.22 п.6.16, п.5.2, п.8.1, п.8.2, п.8.3, п.8.4, п.8.11, п.8.24, п.9.1, п.5.1, п.5.5, п.5.6, п.5.8, п.5.11, п.5.13, п.5.14, п.3.2, п.3.3., п.3.14, п. 3.13, п.4.2, п.4.13, п.4.16, п.4.15, п.4.17, п.6.1, п.6.2, п.6.4, п.6.3, п.6.5, п.6.10, п.6.11, п. 6.14, п.13.5, п.6.16, п.6.19, п. 6.18, п.6.21, п.7.29, п.8.19, п.8.21, п.15.1, СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» установлено следующее.
Ввиду отсутствия овощного цеха, все работы связанные с первичной механической обработкой овощей от грязи их (мытье, чистка) производятся в моечной кухонной посуды, в моечных ваннах, которые используются для мытья кухонной посуды.
Ввиду отсутствия в столовой отдельного мясо-рыбного цеха, в горячем цехе проведена реконструкция путем выгораживания перегородкой помещения для мясо-рыбного цеха, в результате чего нарушился принцип поточности, а именно, доставка и занос сырья (свежемороженого мяса, рыбы, птицы) в мясо-рыбный цех осуществляется через горячий цех, непосредственно через зону изготовления готовых блюд. Кроме этого вход персонала в гардероб (в том числе в верхней одежде) также осуществляется через помещение горячего цеха.
Не соблюдаются требования санитарных правил к водоснабжению, а именно:
Не обеспечен контроль за качеством воды в системах водоснабжения организации (исследование воды на соответствие требованиям гигиенических нормативов, в рамках производственного контроля - не проводилось, протоколы лабораторных исследований - отсутствуют). Конструкция смесителей на имеющихся раковинах, в том числе в туалете для персонала не исключают повторное загрязнение рук после мытья. В тамбуре туалета для персонала не оборудован отдельный кран со смесителем на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов.
Не соблюдаются требования санитарных правил к условиям работы в производственных помещениях. Не обеспечен контроль за показателями микроклимата производственных помещений (исследования показателей микроклимата производственных помещений (с целью установления соответствия гигиеническим требованиям) в рамках производственного контроля - не проводились, протоколы лабораторных исследований - отсутствуют). Не оборудована локальная вытяжная система с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения от оборудования (электрических плит) и моечных ванн, являющегося источниками повышенных выделений влаги, тепла.
Не обеспечен контроль за показателями освещенности производственных помещений (исследования показателей освещенности производственных помещений (с целью установления соответствия гигиеническим требованиям) в рамках производственного контроля - не проводились, протоколы лабораторных исследований - отсутствуют). Кроме этого ввиду проведенной реконструкции горячего цеха и установки перегородки из гипсокартона (с целью оборудования дополнительных цехов) вдоль светонесущей стены горячего цеха, отмечается недостаток поступления естественного освещения в горячий цех. Частично по помещениям отмечается отсутствие защитной арматуры на осветительных приборах.
В горячем цехе окна с наличием видимых загрязнений, поверхность окон и проемов с большим количеством пыли, сажи по всей площади остекленной поверхности; за осветительными приборами в моечной кухонной посуды имелись видимые биологические загрязнения от присутствия насекомых (тараканов), что также подтверждается жалобой гр. И. вх. № Нерю- ТО от 23.05.2016г.
Не обеспечено соблюдение требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре.
Допускается (частично) использование производственных столов, тумбочек, шкафов приспособленных, с нарушением целостности наружной поверхности, местами обтянутых клеенкой, целостность которой нарушена и др., что делает невозможным проведение качественной обработки их с применением моющих и дезинфицирующих средств. Допускается использование пластмассовых разделочных досок, качественная мойка и обработка которых затруднена и невозможна. Имеется холодильное оборудование не соответствующее требованиям санитарных правил, а именно бытовые холодильники, отделанные снаружи клеенкой, целостность которой нарушена. Все имеющееся на предприятии холодильное оборудование своевременно не размораживается, не обрабатывается. На момент осмотра все холодильное оборудование с наличием большого количества ледяной шубы, а также видимых загрязнений как на внутренней, так и на наружной поверхности.
Для технологических целей частично используется разделочный инвентарь (доски и ножи) без маркировки, что не исключает возможности нарезки на обезличенном инвентаре как сырой, так и готовой к употреблению продукции, кроме этого не обеспечено четкое закрепление разделочного инвентаря за каждым цехом.
Допускается использование посуды с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированной, с поврежденной эмалью (качественная мойка и обработка которой невозможна).
Не обеспечено соблюдение режима мытья столовой посуды и столовых приборов. Так в моечной столовой посуды фактически установлена трех-секционная моечная ванна, вместо трехсекционных ванн для мытья столовой посуды и двухсекционных - для стеклянной посуды и столовых приборов, т.е. 5 ванн.
Не обеспечено соблюдение режима мытья кухонной посуды, моечные ванны, предназначенные для мытья кухонной посуды, фактически используются и для мытья, обработки и первичной зачистки от грязи овощей и фруктов, что может привести к вторичному массивному микробному загрязнению кухонной посуды, а далее и готовых блюд, что может явиться причиной возникновения массовых и единичных случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений, среди неопределенного круга лиц - посетителей столовой.
На момент осмотра установлено, что хранение кухонной посуды осуществляется на стеллажах, нижняя полка которых выполнена на уровне менее 0,5 метра от пола. Кроме этого на одном уровне с полкой для хранения кухонной посуды (сковороды, противни) осуществлялось хранение половых тряпок, что является недопустимым и что может способствовать микробному загрязнению кухонной посуды, а далее готовых блюд и явиться причиной возникновения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди неопределенного круга лиц - посетителей столовой.
В моечной столовой посуды отсутствует инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов, применяемых моющих и дезинфицирующих средств.
Не соблюдаются требования санитарных правил к приему и хранению сырья, пищевых продуктов, а именно:
В кладовой сыпучей продукции и консервации на момент осмотра на хранении имелась продукция собственного домашнего изготовления: компот вишневый в количестве 4 банок по 3 литра, компот яблочный в количестве 1 банки по 3 литра, помидоры консервированные в количестве 2 банок по 3 литра, помидоры консервированные в количестве 1 банки по 1,7 литра, лечо в количестве 1 банки по 700 грамм.
Продукция с истекшим сроком годности: <данные изъяты>
<данные изъяты>
Также допускается прием в организацию яйца свежего "бой" (обработка которого невозможна).
Маркировочный ярлык с каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции при вскрытии заводской упаковки - не сохраняется, что не позволяет оценить в дальнейшем и определить конечный срок годности продукта.
Не соблюдаются требования к обработке сырья и производству продукции.
Допускается работа с необработанным пищевым сырьем (яйцом свежим) и готовыми продуктами в одном производственном помещении.
Приготовление блюд, полуфабрикатов осуществляется впрок, с запасом, что подтвердилось наличием в холодильниках нарезанных и замороженных заготовок овощей, фруктов, заправленных салатов и др.) время и дата изготовления которых неизвестна.
На момент осмотра инвентарь (4 промаркированных емкости) для обработки яиц отсутствовали, также отсутствовали дезинфицирующие средства, разрешенные для этих целей (септабик, хлорамин). Кроме этого, допускается прием на производство яйца «бой» (обработка которого невозможна), а также занос необработанного яйца в кассетах в помещение горячего цеха, о чем свидетельствовало наличие кассет из-под яиц с яичной скорлупой и разбитыми яйцами на производственном столе в горячем цехе (на момент осмотра), хранение очищенного картофеля допускается более 2- х часов.
Не обеспечено соблюдение требований к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.
Ежедневная оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий - не проводится, не указывается время изготовления продукта, время разрешения на реализацию. Бракеражный журнал готовых блюд не ведется.
На готовые блюда нормативно - технологическая документация (ТУ, ТИ) или технологические карточки, которые должны были быть составленные на основании Сборников рецептур - отсутствуют, что также является нарушением ст.16, ст.17 ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г., в соответствии с которыми « требования утвержденных технических документов являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов материалов и изделий», « изготовление пищевых продуктов …следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм».
Не обеспечено соблюдение требований к содержанию помещений:
Руководством своевременно не принимаются меры по улучшению санитарно-технического состояния объекта общественного питания - столовой: в кладовой сыпучих продуктов - линолеумное покрытие с нарушением целостности; в кладовой овощей - на стене имеются участки с отпавшей кафельной плиткой; в моечной кухонной посуды на стенах имеются участки с отпавшим покрасочным слоем; в помещении горячего цеха, часть стен выполнена из гипсокартона поверхность которого не окрашена влажная обработка которого невозможна; оконные откосы, подоконники в производственных цехах местами с облупившимся покрасочным слоем и др., что делает невозможным проведение качественных текущих и генеральных уборок с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Текущие и генеральные уборки в помещениях столовой проводятся некачественно. Так на момент осмотра по всем помещениям (моечные, цех холодных закусок, горячий цех, гардероб персонала) отмечалась захламленность, местами поверхность полов - зажирена; за осветительными приборами на стенах - скопление большого количества следов биологического присутствия насекомых (тараканов); что также подтверждается фактом жалобы гр. И. (вх.№- Нерю ТО от 23.05.2016г.).
Уборочный инвентарь (швабра с маркировкой «мясной цех» ведро для разведения дезинфицирующих средств) хранился в туалете для персонала.
Уборку помещений столовой осуществляет персонал по приготовлению готовых блюд, что также подтверждается жалобой гр. И (вх. №- Нерю То от 23.05.2016г.)
Не обеспечено соблюдение требований к личной гигиене персонала организации.
Не проводится обязательный осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний с последующей отметкой в журнале «Здоровья».
К работе допускаются лица, не прошедшие медицинский осмотр, аттестацию по программе гигиенического обучения и вакцинацию. Так из 5- ти сотрудников у ФИО6 - отсутствует пройденный медицинский осмотр и гигиеническое обучение; у ФИО7 - пройденное гигиеническое обучение; у ФИО8- в полном объеме не пройден медицинский осмотр. У всех сотрудников отсутствуют сведения об иммунизации против вирусного гепатита А и дизентерии. На предприятии в полном объеме не проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации. Договор на проведение дезинсекционных и дератизационных работ - не представлен, что является нарушением, радела 12 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
На предприятии не организован производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (договор с аккредитованной организацией на 2016г не представлен), что является нарушением ст.11 Федерального Закона № 52 от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», глава 14, п.15.1. СП 2.3.6.1079-01, СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
На предприятии не созданы условия, позволяющие выполнять обязательные требования санитарных правил при организации питания населения, т.к. отсутствуют достаточные площади для обустройства недостающих помещений. В связи с тем, что объемно-планировочные решения помещений не обеспечивают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, в соответствии с требованиями санитарных правил, а также отсутствие нормативно-технической документации на изготавливаемую продукцию, установленные в ходе осмотра грубые нарушения санитарных правил, таких как: несоблюдение требований к приему, и хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов, не соблюдение требований к обработке сырья и производству продукции, не соблюдение требований к устройству и содержанию помещений, не соблюдение требований к отпуску готовых блюд, несоблюдение правил товарного соседства, несоблюдение правил мытья столовой и кухонной посуды, отсутствие организации производственного контроля на объекте - предоставляемые предприятием столовой в здании <данные изъяты> по адресу <адрес> услуги общественного питания для потребителей (населения) осуществляются, заведомо, с нарушениями санитарных правил и создают угрозу выпуска блюд опасных в эпидемиологическом отношении и могут вызвать причинение вреда здоровью и жизни потребителей (граждан), ставя под угрозу конституционное право граждан на охрану здоровья.
Согласно п.1.5, п.5.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» «.. индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства…, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг..», «индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте … должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе : приостановить либо прекратить свою деятельность …».
В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ принято решение о временном запрете деятельности столовой в здании <данные изъяты>» <адрес> приостановления деятельности 18 ч. 00 м.
Представители Управления Роспотребнадзора РФ по РС (Я) Сашинская Н.Л. и Зимина О.С. считают, что в действиях индивидуального предпринимателя ФИО22 имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ. Все названные в протоколе нарушения были выявлены в ходе расследования по поступившей жалобе, при этом акт составляется только в случае проведения проверки. С учетом наличия грубых нарушений санитарного законодательства, с учетом того, что необходимые мероприятия для устранения выявленных нарушений безусловно потребуют временных затрат, с целью избежать угрозы жизни и здоровью неограниченного круга лиц просят приостановить деятельность столовой сроком до 90 суток.
ФИО10, являющийся индивидуальным предпринимателем, в судебном заседании пояснил, что все недостатки им устранены, о чем составлен акт, полагает, что у него предприятие малого типа и небольшой товарооборот, то часть выявленных нарушений исправлять нецелесообразно. В настоящее время заключен договор на исследование качества применяемой воды, установлены раковины, установлен кран для мытья полов, необходимое количество ламп и вытяжка имеются, промаркировали весь инвентарь и посуду, столы, работники имеют медицинские книжки и прошли гигиеническое обучение, заведен журнал органолептической оценки блюд, журнал учета приготовления пищи, выбросили замороженные продукты и избавились он консервов собственного производства, уборочный инвентарь хранится в специально отведенном месте и промаркирован, окна помыли, арматуру поставили, бытовые холодильники убрали, лари разморозили, приобрели 2 ванны, приобрели щетки для мытья посуды. Просит назначить штраф, а не приостанавливать деятельность.
Представитель ФИО10 - ФИО11 полагает, что проверка проведена внепланово, без согласования с соответствующими учреждениями, без распоряжения или приказа руководителя, по результатам проверки не составлен и представлен акт, что является грубым нарушением Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Протокол осмотра столовой, проведенный работниками Роспотребнадзора, не предусмотрен нормами указанного Закона. Учитывая, что в настоящее время устранены все выявленные нарушения, предпринимателем принимаются все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм. Учитывая, что ФИО2 в прошлом не привлекался к административной ответственности, полагает, что отсутствуют доказательства, в силу которых следует назначать административное наказание в виде приостановления деятельности и просит назначить наказание в виде штрафа, поскольку в соответствии с ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Суд, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, в том числе материалы, представленные сторонами в ходе судебного заседания, приходит к следующему.
В соответствии со ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно п.1.5, п.5.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», «.. индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства…, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг..», «индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте … должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе: приостановить либо прекратить свою деятельность …»
Суд полагает, что в судебном заседании установлены данные, позволяющие прийти к выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения индивидуальным предпринимателем ФИО2 указанного административного правонарушения подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении №-ОГП/0313 - 16 от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Суд не может согласиться с тем, что в рассматриваемом случае работниками отдела Ропотребнадзора проводилась проверка деятельности индивидуального предпринимателя в рамках ФЗ РФ №294-ФЗ. В ходе судебного заседания установлено, что основанием для выезда в столовую явилась жалоба гражданки ФИО12 В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ жалоба физического лица может явиться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в связи с чем в соответствии со ст.ст.28.3, 28.7 КоАП РФ должностным лицом, в данном случае специалистом-экспертом территориального отдела управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Нерюнгринском районе Сашинской Н.Л. принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведено расследование, в рамках которого проведен осмотр, собраны необходимые документы и составлен протокол об административном правонарушении. В связи с указанным суд полагает, что процессуальных нарушений при сборе материалов работниками управления Роспотребнадзора не допущено, они действовали в рамках представленных им КоАП РФ полномочий, согласования с надзирающими органами, разрешения руководства на проведение проверки в данном случае не требовалось.
Суд считает обстоятельства нарушения санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установленными. Факт административного правонарушения и вина ФИО2 в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе, выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные Санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение указанных Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Частью 1 ст. 17 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1 Правил).
Данные Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (п. 1.2 Правил).
При принятии решения суд руководствуется положениями указанных Санитарных правил.
В судебном заседании установлено, что помещение столовой размещается на 2 этаже здания по адресу: <адрес>, здание ФИО23 аренду ИП ФИО2 переданы помещения под номерами 195, 196, 197, 198, 199, 200 (согласно Приложения к Договору аренды). При этом, как установлено в судебном заседании, ФИО2 имеет возможность пользоваться помещениями под номерами 211, 212, 213, 214. В помещении под номером 196 расположен зал для приема пищи, в помещении 195 мойка, в помещениях 199, 198, 197 помещения, где хранится сырье, помещение № горячий цех, где идет процесс приготовления пищи. Следовательно, с учетом представленной планировки, занос продуктов неизбежно идет через горячий цех.
Согласно п.8.4 санитарных Правил обработка сырых и готовых продуктов производится раздельно в специально оборудованных цехах. В организациях, не имеющих цехового деления, с ограниченным ассортиментом выпускаемых блюд допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных столах. Учитывая, что столовая у ИП ФИО2 является организацией общественного питания с полным циклом, по мнению суда, на нее распространяется указанный пункт санитарных Правил. Суд, с учетом вышеуказанных обстоятельств, также полагает установленным факт нарушения п.5.1 Правил, согласно которому объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30524-2013 введенным в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г. предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) является имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
Столовая, это предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Как следует из материалов дела, в частности, из протокола об административном правонарушении, в ходе проведения расследования должностными лицами административного органа установлено, что набор и площади помещений на предприятии не соответствуют объему организации, в связи с чем отсутствует последовательность (поточность) технологических процессов, а потому оснований полагать, что к предприятию не применимы положения санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, в том числе по соблюдению товарного соседства, последовательности технологических процессов, установленные в санитарных правилах СП 2.3.6.1079-01, не имеется. Следует также учесть, что положения, установленные в санитарных правилах, не содержат обязательных требований, которые должны быть применены для определенного типа предприятия, общества, а распространяются на все виды и формы предприятий общественного питания. Довод ФИО2 об отсутствии нарушения поточности технологических процессов на предприятии, равно как и довод о том, что при изготовлении блюд их временное хранение не допускается, опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств, в том числе протоколом осмотра помещений, согласно которому на предприятии общества отсутствует необходимый набор помещений, а потому пересекаются потоки сырых продуктов и готовой продукции, хранение продуктов не является кратковременным, раздельного хранения продуктов на предприятии нет. В судебном заседании установлено, что в столовой используется различный ассортимент продуктов питания, в том числе относящихся к категории скоропортящихся и особо скоропортящихся товаров.Особый порядок хранения указанных продуктов строго регламентирован имеющимися санитарными нормами. При этом законодатель, определяя общий порядок хранения продуктов, руководствуется органолептическими, физико-химическими свойствами и показателями безопасности для обеспечения сохранности присущих пищевым продуктам, а не вопросами бизнес - планирования и целесообразности деятельности отдельных предприятий питания. Размер площади предприятия, занятой под обслуживание потребителей, либо его отсутствие, отсутствие необходимого инвентаря, оборудования и т.д. не освобождают от исполнения обязанности по соблюдению санитарных правил и норм. В судебном заседании установлено несоблюдение требований к мероприятиям по дезинсекции и деротации, отсутствует соответствующий производственный контроль, не соблюдаются правила к устройству и содержанию помещений, требования к водоснабжению, инвентарю, таре, посуде, не соблюдаются требования к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов.
Доводы ФИО2 о том, что все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, устранены, судом не принимаются, поскольку акт об устранении выявленных недостатков составлен в ненадлежащей форме, частично не читаем, содержит пропуск страниц, таким образом не возможно достоверно убедиться в устраненных нарушениях.
Суд принимает во внимание, что ИП ФИО2 в настоящее время принимаются меры для устранения нарушений, однако, соответствующая организация планировки помещений, установление приборов, обеспечивающих надлежащий микроклимат производственных помещений, установка дополнительных ванн, приведение стеллажей в норму, заведение технологических карточек, приведение в норму напольных покрытий и покрытий стен, потребует временных затрат.
Оценив все доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ суд полагает, что действия индивидуального предпринимателя ФИО2 подлежат квалификации по ст. 6.6 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Доказательства невозможности исполнения обществом санитарно-эпидемиологических требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Смягчающих наказание ФИО2 обстоятельств суд не усматривает.
Отягчающих административную ответственность ФИО2 обстоятельств при рассмотрении дела не установлено.
При избрании меры наказания суд учитывает, что выявленные нарушения санитарных норм и правил создают непосредственную серьезную угрозу наступления негативных последствий жизни и здоровью населения, для их устранения потребуется время, следовательно, применение штрафа не обеспечит достижение цели административного наказания.
С учетом характера допущенных нарушений, отсутствия отягчающих обстоятельств, во избежание негативных последствий для населения и, учитывая социальную значимость деятельности организации по организации питания, суд приходит к выводу о назначении наказания в пределах санкции ст.6.6 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности, сроком на 60 суток. Срок приостановления надлежит считать с момента непосредственного запрета деятельности, т.е. с 18 ч. 00 м. 09.06.2016 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.6.6, 29.7- 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца РС(Я) <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного приостановления деятельности объекта надзора - помещение столовой, расположенной по адресу: <адрес> в здании <данные изъяты>», сроком на 60 суток.
Срок приостановления данной деятельности исчислять с момента фактического запрета деятельности - с 18 ч. 00 м. ДД.ММ.ГГГГ
Постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через суд, вынесший постановление.
Судья Нерюнгринского
городского суда А.Г. Адамов