Мотивированное решение суда
изготовлено 12 апреля 2022 года
Дело № 2-194/2022 (2-1559/2021)
УИД 25RS0013-01-2021-002465-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск 04 апреля 2022 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Дидур Д.В.
при секретаре Шляхтыч И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ситниковой А. СтепА. к войсковой части <адрес>, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ФГУ «Управление Тихоокеанского флота» о восстановлении трудовых прав и признании приказа незаконным,-
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к войсковой части 25030-6 о признании приказа незаконным и восстановлении трудовых прав, указав, что <Дата> командиром войсковой части №___ был издан приказ за №___ «Об отстранении от работы на период эпидемиологического неблагополучия гражданский персонал в войсковой части 25030-6». Приказ был издан в соответствии с требованиями абзаца 8 части 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ; постановления Главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации от 18 июня 2021 года № 129; пункта 2 ст.5 Федерального Закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ; Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года №825н. Этим приказом №___ до гражданского персонала (без указания фамилий) были доведены меры воздействия в случае отказа от вакцинации. Ранее в «разъяснительной работе» упор делался на выше упомянутое постановление Главного санитарного врача Министерства обороны, в котором предписывалось: «Руководителям органов военного управления, командирам соединений, воинских частей и начальникам организаций обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям лиц:...и. 1.3. Федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций». В п. 3 говорилось: «В срок до <Дата> организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до <Дата>- вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 65% от общей численности личного состава (сотрудников)». <Дата> истец получила уведомление за №___ об отстранении от работы без сохранения заработной платы с <Дата>, заверенное гербовой печатью и подписанное исполняющим обязанности командира в/ч 25030-6 подполковником Е. Копыловым. <Дата> за исходящим №___ в адрес работодателя истцом было сделано письменное заявление о несогласии с такой постановкой вопроса по двум причинам: 1) вакцинация в данной ситуации не может быть обязательной для всех категорий граждан; 2) препарат до конца не исследован, в частности его последствий, и его применение можно рассматривать исключительно как испытания, для чего в обязательном порядке необходимо личное добровольное согласие. <Дата> работодатель издал приказ №___, с которым истец была ознакомлена <Дата> и вернула т.к. на нем не стоял номер входящей документации, получила его на руки <Дата>, в приказе объявлялось с указанием должности, фамилии, имени и отчества об отстранении истца от работы с 29.10.2021 года. Также пунктом приказа доводилось, что возобновить работу отстранённый работник может после прохождения вакцинации от COVID-19 или с даты, когда санитарным врачом региона (Министерства обороны) будет снят режим обязательной профилактической вакцинации. Истец считает, что у работодателя отсутствуют основания, предусмотренные трудовым законодательством РФ, так как ст.76 ТК РФ оснований для отстранения работника из-за отсутствия прививок не содержит. В законе РФ от 17.09.1998 года №157-РФ говорится, что сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательным прививкам, должны быть утверждены Минздравом России, но никак не санитарным врачом Минобороны или региона. Истец работает в должности стрелка команды военизированной охраны (вольнонаемный) отдела хранения (радиотехнического вооружения, <адрес>) склада (комплексного хранения материальных и технических средств) войсковой части 25030-6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 года №825 определен перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок. Истец работает в должности, которая отсутствует в данном перечне, следовательно, законных оснований для отстранения от работы у ответчика не имеется. Гражданский персонал Министерства обороны не является военнослужащими или военнообязанными и исполнять распорядительные документы военного командования обязан только в рамках своих функциональных (должностных) обязанностей. Что же касается организации вакцинации граждан РФ в особые периоды времени на отдельных административных территориях, то это входит в компетенцию Главных государственных санитарных врачей в субъектах Российской Федерации, где при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний ими могут выноситься постановления об обязательности вакцинации по эпидемиологическим показателям (п.2 ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней)». Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемиологическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Ответчик не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство; граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (ч.1 ст.5, ч.2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ). В инструкции к вакцине Гам-КОВИД-Вак Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции и инструкции к вакцине для профилактики COVID- 19 ЭпиВакКорона указано, что они подготовлены на основании ограниченного объема клинических данных и будут дополняться по мере поступления новых данных. Защитный титр антител в настоящее время неизвестен. Продолжительность защиты неизвестна. Не проводилось изучение взаимодействия с другими лекарственными средствами. Клинические исследования по изучению эпидемиологической эффективности не проводились, т.е. долгосрочная эффективность также не подтверждена. В инструкциях отсутствуют данные относительно проверки препаратов на канцерогенность и мутагенность. Исследования безопасности вакцин продолжаются в ходе пострегистрационных исследований. То есть, регистрация вакцин прошла не в соответствии с п.п. 4.1.7 санитарных правил СП 3.3.2.561-96 «Медицинские иммунобиологические препараты. Государственные испытания и регистрация новых медицинских иммунобиологических препаратов», поскольку не были завершены все этапы клинических исследований. Эти препараты были зарегистрированы по особой, многократно сокращенной по времени и значительно упрощенной, процедуре регистрации. В настоящее время все существующие вакцины против новой коронавирусной инфекции официально находятся на разных стадиях клинических исследований и по сути являются экспериментальными, а вакцинация - медицинскими исследованиями препарата. Отказ истца от вакцинации обусловлен, прежде всего законодательством РФ, а также опасениями относительно возможных побочных эффектов. Истец допускает, что ее здоровью, с большой долей вероятности, может быть нанесен значительный ущерб. Считает недопустимым обусловливать возможность сохранения своего рабочего места согласием на участие в медицинском исследовании препарата. Трудовой договор также не содержит обязанности участвовать в медицинских исследованиях. Часть 2 статьи 21 Конституции РФ провозглашает: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Президент РФ В.В. Путин дважды (17.12.2020 г. и 22.03.2021 г.) публично заявлял, что вакцинация от коронавирусной инфекции может быть только добровольной. Точно также понимает и Губернатор Приморского края О.Н.Кожемяко с членами Законодательного Собрания, принявшими Закон «О мерах по стимулированию добровольной вакцинации от новой коронавирусной инфекции в Приморском крае в 2021 году» (№ 1106- КЗ, подписан 29 июля 2021 года). Об отсутствии у работодателя права на отстранение работника от работы в данной ситуации говорят и другие документы, например, письма и разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за подписью заместителя руководителя ведомства Е.Б. Ежловой и Федеральной службы по труду и занятости за подписью начальника отдела М.В. Волковой. Таким образом, издав приказ №___/ок от <Дата> об отстранении истца от работы, ответчик нарушил положения ч.2 статьи 5 Федерального Закона №157-ФЗ, произвольно причислив ее должность к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также лишил права на отказ от вакцинации (ч. 1 ст.5,ч.2 ст.11 упомянутого Закона). Помимо положений указанного Закона, ответчик нарушил положения Трудового Кодекса РФ, в частности ст.76, регламентирующей порядок отстранения от работы и абзаца 7 части 1 статьи 88 (об отсутствии права у работодателя на запрос информации о состоянии здоровья работника за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции).
Просит суд признать приказ №___/ок от <Дата>, вынесенный командиром войсковой части 25030-6 об отстранении истца от работы, незаконным и отменить его и обязать командира войсковой части 25030-6 произвести начисление заработной платы истцу за период отсутствия на работе (с даты отстранения до даты отмены приказа), вызванного вынесением незаконного приказа об отстранении.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дополнила, что находилась на больничном листе с <Дата> по <Дата>. С <Дата> она была в отпуске, а после отпуска снова на больничном листе. <Дата> она вышла на работу, <Дата> ей вручили уведомление за №___ об отстранении от работы без сохранения заработной платы с <Дата>. Учитывая вышеизложенное, считает, что ее лишили возможности добровольно привиться, возможно, она бы добровольно привилась. На сегодняшний день она так же не привита.
Представитель войсковой части №___ Копылов Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Ситниковой А.С. не согласился, просил в удовлетворении искового заявления отказать, представил письменный отзыв, из содержания которого следует, что Ситникова А.С. в своем исковом ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 года №825, в котором утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Полагает в данном случае недопустимо ссылаться на данный нормально-правовой акт, так как он не распространяется на имеющееся фактические обстоятельства. Постановление №825 вынесено в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.09.1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и применимо не в связи с нарастанием неблагополучной эпидемиологической обстановкой в обществе и государстве (массовая угроза заражения коронавирусной инфекцией всего общества), а связано прежде всего с необходимостью и потребностью государства в защите ряда отдельных категорий профессий в сфере производства, где имеется высокий риск заражения опасными инфекциями, при выполнении таких работ, когда возникает угроза инфицирования человека, который тесно и непосредственно контактирует с источником заражения. Данное Постановление №825 перечисляет сферы, в которых имеется высокий риск заражения и в целях защиты имеется необходимость проведения профилактических прививок (например, врач, контактируя с больным гепатитом, в целях не заражения, должен привиться о гепатита; специалисты-сантехники, при выполнении канализационных работ, должны привиться от инфекций, которые могут потенциально находиться в сливных водах, протекающих в очистительно-канализационных путях; специалисты по животноводству, должны привиться от заболеваний, которые могут передаться от животного человеку и пр.). Вопросы, связанные с проведением вакцинирования в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.08.2021 № 14-2/ООГ-7691). Согласно статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно статьи 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Именно данный нормативно-правовой акт призван обеспечить мероприятия о защите не отдельных категорий профессий, которые в силу специфики деятельности постоянно сталкиваются с источником инфекции (Постановление № 825), а гражданское общество в целом, когда создается угроза эпидемии в целом, а не в связи с профессиональной деятельностью конкретных отдельных специалистов. Согласно статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя в том числе структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения). Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ст. 2 закона), других федеральных законов (например, Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанные в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию. В соответствии с указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы министерства обороны Российской Федерации» Министерство бороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативноправовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Главный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации как заместитель Главного санитарного врача Российской Федерации - является главным санитарным врачом органа исполнительной власти) вправе давать указания и требовать обязательную вакцинацию наравне с главными санитарными врачами субъектов РФ. Только требования этих должностных лиц распространяются на различные категории граждан. Так, требования главных санитарных врачей субъектов Российской Федерации должны и могут распространяться только на группы граждан, задействованных в профессиях, обслуживающих повседневно бытовые (в культурной сфере, в сфере развлечений, в сфере потребления, образования, здравоохранения и пр.) потребности общества в отдельном поселении, муниципалитете, округе, субъекте. Требования главных врачей органов исполнительной власти, в том числе главного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации распространяются на лиц, работающих и проходящих службу в отдельном органе исполнительной власти (ведомстве). Главный санитарный врач МВД РФ вправе давать указания лицам, работающим в учреждения органов внутренних дел, Главный санитарный врач на железнодорожном транспорте соответственно работающим в учреждениях РЖД и т.д. Главный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации дает указания и они распространяются на все категории военнослужащих и гражданского персонала (проходящих военную службу по контракту и работающих в Вооруженных силах Российской Федерации). То есть каждый главный санитарный врач, как органа исполнительной власти, так и субъекта Российской Федерации вправе давать указания только в соответствии со своей зональной и специальной подведомственностью. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации от 18 июня 2021 г. «О проведении профилактических прививок новой коронавирусной инфекции в Вооруженных силах Российской Федерации по эпидемическим показаниям, согласно которому руководители органов военного управления, командиры соединений, воинских частей и начальники организаций обязаны обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции следующим категориям лиц: Военнослужащим всех категорий, проходящим военную службу по призыву и контракту, гражданам, призванным на военную службу (военные сборы), не завершившим вакцинацию до призыва; Сотрудникам, работающим в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории объектов Минобороны России (в том числе сотрудников аутсорсинговых и иных подрядных организаций); Федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций (в данном случае истец Ситникова А. СтепА.). В соответствии со ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Таким образом, если лица относятся к какой-либо из указанных выше категорий, то прививка от коронавируса становится для них обязательной и в случае отказа от прививки работодатель вправе отстранить от работы, в рамках ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, без сохранения заработной платы. Мнение истца, где она считает, что их работа «выполнение ими должностных обязанностей» не связана с высоким риском заболевания новой коронавирусной инфекцией является абсолютно ошибочной. Ситникова А.С. несет службу (выполняет свои должностные обязанности) в помещении и условиях исключающих соблюдение социальной дистанции. Работники ВОХР стоят в едином строю при разводах и инструктажах, контактируя при этом со второй сменяющейся сменой. Работники ВОХР исполняют в течение суток совместные обязанности в закрытых помещениях, в непосредственной близости друг от друга, находиться 24 часа в масках и перчатках в соответствии с их функциональными обязанностями не представляется возможным. Во исполнение постановления Главного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации от 18.06.2021 №129, указаний командующего Тихоокеанским флотом от 30.06.202 года №26/2/126, телеграммы командира войсковой части 25030 от 02.06 2021 года № 2477/1-2 с требованиями отстранять от работы без сохранения заработной платы лиц не имеющих медицинских противопоказаний и отказавшихся от вакцинации от COVID-19, командиром войсковой части 25030-6 издан приказ от 02.07.2021 № 363 «Об организации проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». В связи с тем, что истец письменно отказалась от прохождения обязательной вакцинации при отсутствии противопоказаний, командиром войсковой части 25030-6 издан приказ «Об отстранении гражданского персонала от работы, в связи с отказом от вакцинации». Отстранение от выполнения служебных обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, зачастую и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным сдерживающим для снижения пика инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета. Просит отказать Ситниковой А.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Так же дополнил, что истец в соответствии с приказом командира от <Дата> №___ <адрес> допущена к исполнению должностных обязанностей с <Дата>, так как на дату издания приказа привито 95 % гражданского персонала и 100% военнослужащих.
Представитель ответчика Новикова М.Л. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований истца отказать.
Определением Партизанского городского суда от <Дата> по гражданскому делу по иску Ситниковой А. СтепА. к войсковой части №___ <адрес> о восстановлении трудовых прав и признании приказа незаконным в качестве соответчиков привлечены ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и ФГУ «Управление Тихоокеанского флота».
Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что ФКУ «ОСК Восточного военного округа» считает исковое заявление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (и с допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. Ситникова А. СтепА. принята на работу в войсковую часть 250306 на должность стрелка команды военизированной охраны (вольнонаемный) отдела хранения (радиотехнического вооружения, <адрес>) склада (комплексного хранения материальных и технических средств) войсковой части 25030-6. Трудовая деятельность Истца относится к гражданскому персоналу войсковой части 25030-6, подразумевает контакты с неограниченным кругом военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 25030-6. Согласно ст.4 и 12 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья граждан РФ является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который проводится путем осуществления санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-пСоV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 года №1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н» профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям». В силу п.6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ («О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года №1100, установлено, что должностным лицом, уполномоченным на организацию государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) является, в числе прочего, руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора). Проанализировав эпидемиологическую обстановку по новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отметив осложнение эпидемиологической ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации, главным государственным санитарным врачом Министерства обороны Российской Федерации было принято постановление от 18 июня 2021 года №129 «Об обеспечении проведения обязательных профилактических прививок». Согласно названного постановления, руководителям органов военного управления, командирам соединений, воинских частей и начальникам организаций необходимо обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) в том числе, федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций. В срок до 15 июля 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавируеной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации не менее 65% от общей численности личного состава (сотрудников). Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации против COVID-19. Отсутствие профилактических прививок влечет отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в соответствии с ч.2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Требованием командующего ТОФ от 30 июня 2021 года №26/2/126, на основании постановления главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации было принято постановление, где командиры войсковых частей обязаны в срок до 15 июля 2021 года завершить проведение вакцинации против коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины, а в срок до 5 августа - вторым компонентом вакцины всех военнослужащих и гражданского персонала тихоокеанского флота. Ситникова А.С. отказалась от вакцинации против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (COVID-19), документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к вакцинации против SARS-CoV-2 (COVID-19) не представила. На основании вышеизложенного, приказом командира войсковой части №___ от <Дата> Ситникова А.С. была отстранена от работы без сохранения заработной платы. На основании вышеизложенного, процедура и основания отстранения истцов от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, работодателем были соблюдены, при этом Истец добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной на то причины, информацию о том, что она собирается ставить профилактическую прививку в адрес командира войсковой части 25030-6 предоставлена не была. В заявленных исковых требованиях просит отказать в полном объеме. Так же указывается, что в соответствии с указаниями Командующего войсками Восточного военного округа от 19.07.2021, Командующим Тихоокеанским флотом подано сообщение в налоговый орган о постановке на налоговый учет воинских частей входящих в состав Тихоокеанского флота, в том числе войсковой части №___. В настоящее время войсковая часть 25030 (в том числе 25030-6) входит в состав Тихоокеанского флота (Федеральное казенное учреждение «<адрес>), является его обособленным подразделением. В связи, с чем ФКУ «ОСК Восточного военного округа» является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом споре.
Представитель ФГУ «Управление Тихоокеанского флота» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец <Дата> принята в войсковую часть №___) на должность <данные изъяты>. В соответствии с дополнительным соглашением, истец с <Дата> является стрелком команды ВОХР отдела хранения радиотехнического вооружения, склада комплексного хранения материальных и технических средств.
18 июня 2021 года главным государственным санитарным врачом Министерства обороны РФ вынесено постановление, в соответствии с которым руководители органов военного управления, командиры соединений воинских частей и начальники организаций должны обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID – 19, в том числе федеральным государственных гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций.
Срок вакцинации установлен до 15 июля 2021- первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021- вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, количество вакцинированным должно быть не менее 65% от общего числа личного состава (сотрудников).
Во исполнение указаного постановления, указаний командующего Тихоокеанским флотом от 30 июня 2021 №26/2/126, телеграммы командира войсковой части 25030 от 02.06.2021 года №2477/1-2, командиром войсковой части 25030-6 издан приказ от 02 июля 2021 № 363 об организации проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции в войсковой части.
<Дата> командиром войсковой части №___ издан приказ №___ «Об отстранении от работы на период эпидемиологического неблагополучия гражданского персонала в войсковой части №___», согласно которому в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 гражданский персонал отстранить от работы, заработную плату не начислять.
Истец получила уведомление №___ об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы с <Дата>.
<Дата> ответчик получил от Ситниковой А.С. письменное несогласие с вакцинацией.
Приказом №___ от <Дата> на основании абз.8 ч.1 ст.76 ТК РФ, Постановления Главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации от 18.06.2021 года №129 и положения Федерального закона №157-ФЗ Ситникова А.С. отстранена от работы с <Дата> в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 без сохранения заработной платы.
Истец в обоснование исковых требований ссылается на то, что ответчик не имел полномочий обязать своих работников пройти вакцинацию, поскольку работа, которую она выполняет по занимаемой должности, не входит в перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение профилактических прививок, ее должность отсутствует в перечне, определённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825, считает, что она как гражданский персонал Министерства обороны обязан исполнять распорядительные документы военного командования только в рамках своих функциональных (должностных) обязанностей. Кроме того, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство.
Доводы истца основаны суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ( абзац 7).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
В соответствии с абз. 3,4 ч.2 ст.5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 2 и частью 1 статьи 29 данного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) возможно не только путем введения ограничительных мероприятий (карантина), но и своевременного и в полном объеме проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе мероприятий по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведения медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний, проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения).
Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 статьи 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию (пункт 4 статьи 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Из приведённых правовых норм следует, что Министерство обороны Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти входит в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, следовательно, Главный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации является заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и вправе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний давать предписания, обязательные для исполнения в установленные срок в Вооружённых сила Российской Федерации.
В силу изложенного постановление Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 № 129 о проведении обязательных профилактических прививок в Вооружённых Силах Российской Федерации, принято в пределах полномочий, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, и являлось обязательным для исполнения, в том числе гражданским персоналом органов военного управления Минобороны России, к которому отнесена должность истца.
Согласно ст. 10 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно- эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1,4.2, СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора: с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает, в том числе, принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №___н профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Принимая во внимание, что оправданность мер по введению вакцинации в обязательном порядке вызвана осложнением эпидемической ситуации в Вооруженных силах Российской Федерации, ростом заболеваемости и направлена на предотвращение угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, имеет своей целью защиту жизни и здоровья человека, создания условий для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приказ командира войсковой части №___ от <Дата> принят во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 № 129, истец относится группе лиц, подлежащих обязательной вакцинации от короновирусной инфекции, наличие противопоказаний для проведения вакцинации истцом не представлено, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ является законным, соответствующим приведённых выше нормам права, оснований для его отмены не имеется.
Отсутствие должности истца в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, не влечёт признание незаконным оспариваемого приказа, учитывая, что он принят во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.2021 № 129, вынесенного в пределах полномочий, определённых законом.
Суд отклоняет довод истца, что ее лишили возможности добровольно пройти вакцинацию, так как до настоящего времени истец так и не вакцинировалась, о чем пояснила в судебном заседании.
При установленных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования Ситниковой А.С. о признании незаконным приказа №___/ок от <Дата> не подлежат удовлетворению.
В требованиях о возложении обязанности на командира войсковой части 25030-6 произвести начисление заработной платы за период отстранения от работы также суд отказывает, поскольку они являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Ситниковой А. СтепА. к войсковой части №___ <адрес>, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ФГУ «Управление Тихоокеанского флота» о восстановлении трудовых прав и признании приказа незаконным, отказать.
Стороны вправе обжаловать решение в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский городской суд.
Судья Д.В. Дидур