Дело №2-192/2021
24RS0013-01-2019-016404-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2021 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яниевой А.А.,
при помощнике судьи Алексеевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шибаленко А.В., Заигралова В.А., Петраускене Н.А. к Администрации Советского района г.Красноярска об обязании исполнить постановление,
У С Т А Н О В И Л:
Шибаленко А.В., Заигралов В.А., Петраускене Н.А. обратились в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства (л.д.185-186 т.1, л.д.23-24 т.2), к администрации <адрес> требуя обязать ответчика исполнить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>, освободить 7 500 кв.м. муниципальной земли, используемой в коммерческих целях как базу <адрес> и привести в первоначальное состояние, а именно демонтировать и вывезти все деревянные беседки в количестве 9 штук, убрать железные контейнеры в количестве 2 штуки, демонтировать столбы ограждения в количестве не менее 155 штук, в том числе двое ворот с западной и восточной сторон, освободить территорию от разного, накопившегося в процессе деятельности базы, строительного хлама и ржавеющего кузова легкового автомобиля «Таврия», мотивируя требования тем, что администрацией <адрес> в соответствии с постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес> в адрес владельца объекта – база отдыха «зеленка» заказным письмом направлено уведомлением о необходимости проведения демонтажа (сноса) незаконно, установленных временных сооружений, расположенные по адресу: <адрес>. В газете «Городские Новости» в выпуске № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ были напечатаны информационные сообщения о необходимости в семидневный срок, освободить муниципальные земли силами самого индивидуального предпринимателя от незаконно размещенных сооружений и контейнеров. Истцы как граждане, проживающие на территории муниципального образования – <адрес>, имеют права предоставленные и охраняемые законом, в части обеспечения свободного доступа к водным ресурсам, земельным ресурсам, в том числе и зонам рекреации. Поскольку администрация Советского района г.Красноярска не исполняет обязанности установленные законодательство РФ, истцы, вынуждены обратится в суд с исковым заявлением, поскольку их права на свободный доступ в прибрежную часть водного объекта реки Енисей. В районе <адрес> в <адрес> нарушены.
В судебном заседании истцы Шибаленко А.В., Заигралов В.А., Петраускене Н.А., их представитель по устному ходатайству Лыхин А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика – Овчинников М.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.246 т.1) в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.22-224 т.1), дополнительно суду пояснил, что имеется судебный акт, вступивший в законную силу по тем же основаниям, между теми же лицами.
Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора Соломатова Г.А. – Бибик С.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27 т.2) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поскольку объекты, находящиеся на спорной территории расположены на законных основаниях, кроме того, часть объектов демонтирована.
Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования ДМИЗО администрации г.Красноярска – Иванова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87 т.2) в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования ККБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского», Саломатова А.Г. в лице законного представителя Соломатова Г.А.. прокуратура Советского района г.Красноярска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
До начала судебного заседания ККБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского» направило отзыв на исковое заявление, из которого следует, что спорный земельный участок, на котором самовольно размещены различные сооружения и конструкции базы отдыха «Зеленка», граничит с земельным участком, принадлежащем диспансеру на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельный участок расположен по адресу: <адрес> Площадь участка 2908 кв.м., кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - место размещения трассы сети ливневой канализации с очистными сооружениями для объекта <данные изъяты>. На данном земельном участке расположено сооружение с кадастровым № (внеплощадочные сети ливневой канализации протяженностью 625 м.), имеющее адресацию: <адрес> принадлежащее диспансеру на праве оперативного управления. Целью использования данного участка является правомерное размещение на нем объекта недвижимого имущества Диспансера для возможности его эксплуатации. Указанная ливневая канализация выходит далеко за пределы территории самого диспансера. Земельный участок фактически не эксплуатируется диспансером, а лишь следует за объектом недвижимости, просят удовлетворить исковые требования в полном объеме (л.д.28-29 т.2).
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ полагает возможным, рассмотрение гражданского дела в отсутствии неявившаяся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.2 ст.214 ГК РФ и п.1 ст.16 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с положением ст.301 ГК РФ, собственник вправе требовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права.
Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с п.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137~ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №137-Ф3) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в частности, восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (п.2 ст.62 ЗК РФ).
Согласно ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, установлено судом, по данным Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым №, площадью 2908 кв.м. зарегистрировано право собственности за ККБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского», постоянное (бессрочное) пользование) (номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ); земельный участок №, площадью 2000 кв.м. зарегистрирован на праве собственности за Саломатовой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.113-120 т.1).
Саломатову Г.А. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска выданы разрешения №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-65 т.2) на размещение объектов на следующих земельных участках:
- земельном участке в кадастровом № площадью 1 167,0 кв.м. – размещение элементов благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, расположенных по адресу: <адрес> на землях неразграниченной государственной собственности в соответствии со схемой границ земельного участка;
- земельном участке в кадастровом № площадью 1 408,0 кв.м. – размещение элементов благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, <адрес> на землях неразграниченной государственной собственности, в соответствии со схемой границ земельного участка;
- земельном участке в кадастровом № площадью 1 389,0 кв.м. – размещение проездов, в том числе вдоль трассовых и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство <адрес> на землях неразграниченной государственной собственности, в соответствии со схемой границ земельного участка.
В соответствии с указанными разрешениями №, № № от ДД.ММ.ГГГГ Саломатову Г.А. надлежало обеспечить беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц к указанным земельным участкам, без установки ограждений. Разрешения выданы сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановления администрации г.Красноярска от 12.09.2013 №471 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа, установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска» выявление Объектов осуществляется департаментом градостроительства администрации города Красноярска, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, администрациями районов в городе Красноярске в ходе исполнения возложенных на них задач и функций. В течение пяти рабочих дней со дня выявления Объектов сведения о выявленных Объектах направляются в администрацию района в городе Красноярске, на территории которого выявлен Объект (далее - уполномоченный орган). Сведения о выявленных Объектах должны содержать указание на месторасположение Объекта с нанесением на топографический план, фото Объекта, указание на его владельца, если владелец известен. В течение пяти рабочих дней с даты получения сведений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, либо с даты самостоятельного выявления Объекта уполномоченным органом последний организует проведение обследования земельного участка с участием членов комиссии по упорядочению размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - комиссия). Обследование земельного участка проводится с участием представителей департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска. По результатам обследования земельного участка составляется акт обследования земельного участка (далее - акт обследования). В акте обследования указываются: дата и место составления акта; точное месторасположение Объекта с нанесением на топографический план; полное описание Объекта (вид (тип) Объекта, строительный материал, цвет, размер); владелец Объекта (в случае если владелец известен). В течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об Объекте либо выявления его самостоятельно уполномоченный орган организует опубликование информации о факте выявления Объекта в газете «Городские новости» и размещение ее на официальном сайте администрации города. Информация должна содержать сведения о точном месте расположения Объекта, его владельце, если владелец известен, полное описание Объекта, указание на необходимость осуществления демонтажа выявленного Объекта и освобождения земельного участка в 7-дневный срок. Информация о необходимости демонтажа временного объекта также подлежит размещению на Объекте. В случае если владелец Объекта известен, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об Объекте либо выявления его самостоятельно направляет ему заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает лично владельцу уведомление о необходимости освобождения земельного участка, устранения допущенных нарушений градостроительного законодательства, демонтажа Объекта (далее - Уведомление). В Уведомлении указывается 7-дневный срок для выполнения владельцем работ по демонтажу Объекта, который исчисляется с даты получения Уведомления.
Согласно ответа администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, летние веранды (беседки, расположенные ближе к реке Енисей) размещены на земельном участке находящейся в муниципальной собственности, без правоустанавливающих документов, в связи с чем летние веранды включены в перечень объектов подлежащих сносу в рамках порядка выявления и демонтажа, установленных в нарушение порядка определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска от 12.09.2013 №471 и будут демонтированы в установленном порядке (л.д.8 т.1).
Согласно ответа администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, администрацией района проведена необходимая процедура предусмотренная порядком выявления и демонтажа установленных временных объектов, в связи, с чем в адрес владельца объекта направлено уведомление о необходимости проведения демонтажа, в случае не выполнения уведомления, администрацией района будет инициирована процедура демонтажа базы отдыха (л.д.9-12 т.1).
Согласно ответа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проверки установлено самовольное занятие физическим лицом земельных участков в кадастровом №, части земельного участка с кадастровым № в связи с чем в адрес владельцев выдано предписание об устранении нарушений в срок, в случае не устранения указанных нарушений, департамент будет направлено исковое заявление о сносе ограждений (л.д.13 т.1).
Согласно ответов органов прокуратуры Красноярского края, вопрос о самовольно занятом земельном участке, инициирована проверка, в ходе которой установлено, что Соломатов Г.А. самовольно занял земельные участки в кадастровом №, части земельного участка с кадастровым №
Как следует из заочного решения Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, по указанию заместителя Главы города – руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – главным специалистом отдела муниципального контроля департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по соблюдению требований земельного законодательства РФ при пользовании земельного участка с кадастровым №.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ ДМИЗО администрации г.Красноярска проверки соблюдения Саломатовым Г.А. требований земельного законодательства, установлены допущенные Саломатовым Г.А. нарушения требований п.7 ч.1 ст.1, п.1 ст.25, п.1 ст.39.1 ЗК РФ, выразившиеся в самовольном занятии земельных участков: части земельного участка с кадастровым № общей площадью 127 кв.м., в том числе места размещения ограждения и места размещения бетонных блоков со шлагбаумом; части земельного участка с кадастровым №, площадью 75 кв.м.; части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в кадастровом № общей площадью 5737,72 кв.м., в том числе места размещения ограждения, беседок, части контейнера, металлических столбиков.
Как следует из газеты Городские Новости, администрация Советского района г.Краноярска в соответствии Постановлением администрации г.Красноярска от 12.09.2013 №471 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа, установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска», необходимо демонтировать в течении 7-дневный срок с момента опубликования: демонтировать четыре летних веранды коричневого цвета каждая 9 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.23 т.1).
В соответствии с Заключением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кадастровый центр» Горизонтальная геодезическая съемка территории выполнена геодезистом ООО «Кадастровый центр» в ДД.ММ.ГГГГ с помощью аппаратуры геодезической спутниковой №, свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ. В результате камеральной обработки полученных данных, при нанесении координат на кадастровый план территории, выявлено следующее: фактически огороженная граница земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> пересекает границу земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, <адрес> до проходящего <адрес> (площадь пересечения составляет 76 кв.м.) и границы земель неразграниченной муниципальной собственности (площадь пересечения составляет 862 кв.м.) Контейнер расположен за пределами границы земельного участка с кадастровым № по сведениям ЕГРН. Фактически граница контейнера расположена на землях неразграниченной государственной собственности, при этом пересекая границу земельного участка с кадастровым № по адресу <адрес>, от <адрес> до проходящего <адрес> (площадь пересечения составляет 11 кв.м.). Мусорное захоронение пересекает границу земельного участка с кадастровым № по адресу <адрес>, от <адрес> до проходящего <адрес> (площадь пересечения составляет 0,70 кв.м.). Ворота, 2 бетонных блока, 2 большие беседки, мачта освещения и 7 малых беседок расположены на землях неразграниченной муниципальной собственности в пределах кадастрового № (л.д.217 т.1).
Заочным решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Саломатов Г.А. обязан в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом № в районе земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> путем демонтажа следующих объектов:
- <данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||
<данные изъяты> |
Заочным решением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, на Саломатова Г.А. возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым №, земли в кадастровом № путем демонтажа бетонных блоков со шлагбаумом, ограждения, контейнеров, металлических столбиков, девяти беседок в соответствии с каталогом координат ООО «Кадастровый центр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание тот факт, что администрация г.Красноярска в целях реализации мероприятий по благоустройству и содержанию территории города Красноярска, ускорения работ по освобождению земельных участков от установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов, в соответствии со ст.72 ЗК РФ, ст.ст.12-14 ГК РФ, утвердила Порядок устанавливающий процедуру выявления и демонтаж временных объектов, установленных (размещенных) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые на территории города не разграничена, в нарушение установленного правовыми актами города порядка, тот факт, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, а также тот факт, что администрацией Советского района г.Красноярска после получения сведений об объекте организовало опубликование информации о факте выявления Объекта в газете «Городские новости», суд полагает, что необходимо обязать администрацию Советского района г.Красноярска исполнить в течение одного месяцев со дня вступления решения суда в заоконную силу Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г.Красноярска: освободить 7 500 кв.м. муниципальной земли, используемой в коммерческих целях как базу отдыха «Зеленка» и привести в первоначальное состояние, а именно демонтировать и вывезти все деревянные беседки в количестве 9 штук, убрать железные контейнеры в количестве 2 штуки, демонтировать столбы ограждения в количестве не менее 155 штук, в том числе двое ворот с западной и восточной сторон, освободить территорию от разного, накопившегося в процессе деятельности базы, строительного хлама и ржавеющего кузова легкового автомобиля «Таврия», в месте распоряжения обозначенных территорий и объектов указанных в Заключении кадастрового инженера в соответствии с каталогом координат ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ, демонтировать мачту уличного освещения, установленную на данном земельном участке, поскольку в соответствии с п.9 указанного постановления, невыполнение владельцем Объекта условий Уведомления является основанием для организации, уполномоченным органом работ по демонтажу Объекта. Демонтаж Объекта осуществляется путем перемещения (перевозки) Объекта или в случае невозможности перемещения (перевозки) путем разбора конструкции Объекта и перемещения (перевозки) с занимаемого им земельного участка на специально отведенные (отобранные) для хранения Объектов места. Ответственным органом за хранение Объектов, демонтированных уполномоченными органами, является администрация Советского района в городе Красноярске (далее - ответственный орган). Демонтаж Объекта, а также вывоз и хранение имущества, находящегося в нем, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете города. Демонтаж Объекта осуществляется организацией, имеющей необходимую технику, транспортные средства, грузоподъемные механизмы для осуществления работ по демонтажу, на основе заключенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченным органом договора (контракта). Демонтаж производится в присутствии членов комиссии и представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Кроме того, судебными постановлениями, установлено, что земельный участок с кадастровым № является собственностью муниципального образования г. Красноярск, собственником земельного участка с кадастровым № является субъект Российской Федерации – Красноярский край, в данный период времени ККБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского», постоянное (бессрочное) пользование). ЕГРН не содержит сведений о зарегистрированных правах Саломатова Г.А. на вышеназванные земельные участки.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранение всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч.1 ст.26 ЗК РФ).
Положениями ст.60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право.
Довод стороны ответчика о том, что производство по делу подлежит прекращению, так как имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не может быть принят судом, поскольку в соответствии с положениями ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон. Из смысла положений п.2 ч.1 ст.134 ГПК РФ следует, что тождественность исковых требований определяется как совпадением сторон, предмета (материально-правового требования истца к ответчику) и основания иска (обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику). Если хотя бы один из названных элементов меняется, спор не будет тождественным.
Как следует из искового заявления, истцы обращаются к ответчику как органу местного самоуправления, в целях осуществления Постановления администрации г.Красноярска от 12.09.2013 №471 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа, установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска» принятого в целях реализации мероприятий по благоустройству и содержанию территории города Красноярска, ускорения работ по освобождению земельных участков от установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов.
Согласно заочного решения Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу, прокурор Советского района г.Касноярска, действующей в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к Саломатову Г.А. с требованием обязать ответчика освободить самовольно занятые земельные участки с кадастровыми №, №, земли в кадастровом №.
Как следует из заочного решения Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образование – г.Красноярск в лице ДМИЗО администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском (с учетом уточненных требований, л.д. 75) к Саломатову Г.А., в котором просит обязать ответчика освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом № в районе земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> путем демонтажа следующих объектов.
Принимая во внимание, что споры содержат разные обстоятельства, на которых истец основывает свое требование к ответчику, разное материально-правовое требование истца к ответчику, суд полагает, что оснований для прекращения производства по делу по ч.1 ст.220 ГПК РФ не имеется.
Рассматривая исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл.59 и ст.151 ГК РФ.
Компенсация морального вреда согласно действующему гражданскому законодательству (ст.12 ГК РФ) является одним из способов защиты субъективных прав и законных интересов, представляющим собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ №10 от 20.12.1994 года «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как следует из материалов дела, истцы, неоднократно обращались с требованием об исполнении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г.Красноярска, в ответ на которые было сообщено, что администрацией района проведена необходимая процедура предусмотренная порядком выявления и демонтажа установленных временных объектов, в связи, с чем в адрес владельца объекта направлено уведомление о необходимости проведения демонтажа, в случае не выполнения уведомления, администрацией района будет инициирована процедура демонтажа базы отдыха.
Принимая во внимание принцип состязательности сторон, истец должен доказать сам факт причинения ему физических и нравственных страданий, представить доказательства в обоснование размера морального вреда, а также наличие причинной следственной связи между действиями ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями, суд полагает, что требования о возмещении морального вреда в указанном размере не могут быть признаны обоснованными, и подлежат удовлетворению в сумме 10 000 рублей в пользу каждого истца, поскольку администрация Советского района г.Красноярска, как орган местного самоуправления осуществляет муниципальный контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в том числе и в виде компенсации морального вреда.
На основании ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» от 21.01.2016 №1 расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ, ст.112 КАС РФ, ч.2 ст.110 АПК РФ).
Как следует из уточненного искового заявления (л.д.185-186 т.1), истцы просят взыскать с ответчика в их пользу понесенные ими судебные расходы, а именно: в пользу Шибаленок А.В. – стоимость землеустроительных работ кадастрового инженера в размере 22 000 рублей, 19 000 рублей стоимость юридических услуг, 943.20 рублей стоимость услуг по копированию документов, 300 рублей расходы по оплате государственной пошлины, в том числе и в пользу Заигралова В.А.
Согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ Шибаленко А.В. заплатил ООО «Равновесие» денежные средства в сумме 19 000 рублей за оказание юридических услуг по подготовке искового заявления в Советский районный суд г.Красноярска, уточнений исковых требований юридической консультации, участие в судебном заседании (л.д.189-190 т.1), им были понесены почтовые расходы в размере 943,20 рублей (л.д.192 т.1) и расходы по проведению геодезической съемки границ и подготовки каталогов координат на объекты недвижимости, что подтверждается Договором № на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.194-195 т.1), актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.193 т.1), которые оплачены последним в полном объеме, в сумме 22 000 рублей, что подтверждается квитанциями к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.193 т.1), кроме того, истцами были понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей, что подтверждается чек-ордерами (л.д.7 т.1).
Норма ст.100 ГПК РФ направлена на обеспечение баланса процессуальных прав и обязанностей сторон по делу и на реализацию требования ч.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором.
Учитывая положения ст.100 ГПК РФ, разрешая вопрос о размере возмещения судебных расходов, исходя из объема и категории дела, его сложности, а также принципа разумности и соразмерности, суд приходит к выводу о том, что критерию разумности будет соответствовать взыскание с ответчика администрации Советского района г.Красноярска в пользу Шибаленко А.В. расходы понесенные в связи с проведением землеустроительными работами в размере 22 000 рублей, стоимость юридических услуг в размере 19 000 рублей, почтовые расходы в размере 943,20 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в пользу Петраускене Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шибаленко А.В., Заигралова В.А., Петраускене Н.А. к администрации Советского района г.Красноярска об обязании исполнить постановление – удовлетворить.
Обязать администрацию Советского района г,Красноярска исполнить в течение одного месяцев со дня вступления решения суда в заоконную силу Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>: освободить 7 500 кв.м. муниципальной земли, используемой в коммерческих целях как базу отдыха «Зеленка» и привести в первоначальное состояние, а именно демонтировать и вывезти все деревянные беседки в количестве 9 штук, убрать железные контейнеры в количестве 2 штуки, демонтировать столбы ограждения в количестве не менее 155 штук, в том числе двое ворот с западной и восточной сторон, освободить территорию от разного, накопившегося в процессе деятельности базы, строительного хлама и ржавеющего кузова легкового автомобиля «Таврия», в месте распоряжения обозначенных территорий и объектов указанных в Заключении кадастрового инженера в соответствии с каталогом координат ООО «Кадастровый центр» от ДД.ММ.ГГГГ, демонтировать мачту уличного освещения, установленную на данном земельном участке.
Взыскать с администрации Советского района г.Красноярска в пользу Шибаленко А.В. расходы понесенные в связи с проведением землеустроительными работами в размере 22 000 рублей, стоимость юридических услуг в размере 19 000 рублей, почтовые расходы в размере 943,20 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей, всего 52 243,20 рублей.
Взыскать с администрации Советского района г.Красноярска в пользу Заигралова В.А. в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Взыскать с администрации Советского района г.Красноярска в пользу Петраускене Н.А. в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 10 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Яниева
Дата изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.