К делу №12-14/2022
Решение
село Успенское 08 февраля 2022 г.
Судья Успенского районного суда Краснодарского края Даниленко А.А.,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности - индивидуального предпринимателя Глава КФХ Трофименко С.П.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Глава КФХ Трофименко С.П. на постановление исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 28.10.2021 №16-29/2021-570 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 28.10.2021 №16-29/2021-570 ИП Глава КФХ Трофименко С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В Успенский районный суд поступила жалоба ИП Глава КФХ Трофименко С.П. на указанное постановление, которая была подана заявителем без нарушения срока, установленного ст.30.3 КоАП РФ, в связи с чем была принята к производству судом, назначившим заседание суда.
В своей жалобе ИП Глава КФХ Трофименко С.П. указал, что основанием для привлечения его к административной ответственности послужили выявленные 22.09.2021 обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении им требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> площадью 95800 кв.м., категории земель сельскохозяйственного назначения разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, предоставленном ИП Главе КФХ Трофименко С.П. в субаренду.
Он использует земельный участок в соответствии с правилами землепользования и застройки МО Успенский район.
При вынесения решения о признании его виновным не дана правовая оценка приобщенным к материалам дела документам. Также в материалах административного дела отсутствует заключение специалиста, подтверждающее ухудшение почвенных слоев земельных участков, нет материала о привлечении его к административной ответственности за ее целевое использование земельных участков, следовательно административный орган не доказал наличие в действиях ИП Главы КФХ Трофименко С.Н. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой в рамках проводимого контрольно-надзорного мероприятия была проведена выездная проверка в отношении главы КФХ Трофименко С.П. по осуществлению хозяйственной деятельности на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>.
В ходе проведения данной проверки должностное лицо установило факт нарушения требований законодательства Российской Федерации в области земельных отношений.
По результатам проверки составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.09.2021, в котором зафиксированы нарушения: на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенного по адресу:: <адрес> площадью 95800 кв.м.
28.10.2021 по результатам рассмотрения материалов административного дела Южным Межрегиональным Управлением Россельхознадзора принято постановление №16-29/2021-570 по делу об административном правонарушении о привлечении ИП Главы КФХ Трофименко С.Н. к административной ответственности.
Органом контроля неправомерно вменяется в вину ИП невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению защите земель и охране почвы от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качество состояния земель.
Таким образом, поскольку отсутствует событие административного правонарушения присутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, прихожу к выводу о необходимости отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Просит отменить указанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении него.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности - индивидуальный предприниматель Глава КФХ Трофименко С.П. доводы жалобы поддержал и настаивал на её удовлетворении.
Представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзоры в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом.
Выслушав лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья считает следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании установлено, что 10.09.2021 Прокуратурой Успенского района, в рамках рассмотрения обращения депутата Законодательного Собрания Краснодарского края ФИО1, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ИП главой КФХ Трофименко Сергеем Петровичем.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, адрес: <адрес> площадью 95 800 кв.м., категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, предоставленном в субаренду ИП Главе КФХ Трофименко Сергею Петровичу возведен корпус для зимнего содержания овец.
В соответствии с пунктом 1.3 Договора субаренды от 05.07.2017 № б/н, заключенного с ИП Главой КФХ ФИО2, земельный участок предоставляется ИП Главе КФХ Трофименко С.П. с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства.
В ходе осмотра, проведенного 10.09.2021 прокуратурой района с привлечением специалистов отдела по вопросам имущественных отношений и развития инвестиций, управления сельского хозяйства, начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Успенский район установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположены строения и сооружения для содержания овец. На день проверки ИП Главой КФХ Трофименко С.П. на арендуемом земельном участке содержится 915 голов овец.
В нарушение требований ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации к используемым на территории земельного участка помещениям, субарендатором отсыпаны инертным материалом и строительными отходами (асфальтно-битумная смесь) проезды к зданиям и строениям, эксплуатируемых для содержания овец, то есть используется не в соответствии с целевым назначением, способом, который наносит вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, приводит к порче земель сельскохозяйственного назначения.
В качестве нарушения ИП Главе КФХ Трофименко С.П. вменяется невыполнение правообладателем установленных требований, обязательных мероприятий по улучшению, защите, охране земель, окружающей среды от негативного воздействия, предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, ИП Глава КФХ Трофименко С.П. допустил нарушения: статей 7, 13, абз. 2, 4, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г №136-Ф3; статьи 8 Федерального Закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; абз. 2 части 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 5, 6, 24, 26 Постановления Правительства от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Таким образом, часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, ввиду перекрытия плодородного слоя почвы инертным материалом и строительными отходами, выведена из сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно части 1 статьи 79 Земельного Кодекса Российской Федерации, такие сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Частью 3 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, а также соблюдать иные требования законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктом 1 статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и к виду разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшению плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 г № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии.
Способы (комплекс мероприятий) защиты и охраны почвы от процессов, ухудшающих ее качественное состояние, землепользователи выбирают самостоятельно, учитывая требования закрепленные законодательством РФ: Федеральными законами, нормативно-правовыми актами, ГОСТ и не противоречащими им.
Проведение строительных работ, связанных с перекрытием плодородного слоя почвы (а следственно невыполнение обязательных требований и мероприятий по защите и охране почвы от процессов, ухудшающих ее качественное состояние), несут экологическую опасность окружающей среде, почве - как объекту природного мира. Так как плодородный слой почвы, нарушенный в результате таких работ, (перекрытый гравийно-песчаной смесью) может быть лишен питательных веществ и кислорода, в результате чего плодородный слой почвы может быть полностью уничтожен под ними.
Нормы снятия плодородного слоя почвы и порядок проведения работ, устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв, а так же на основании п. 1-36 Правил проведения рекультивации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 800 от 10.07.2018 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Постановлением Правительства от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Так, установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Факт, невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель подтвержден надлежащими доказательствами, применительно к требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, в действиях (бездействии) ИП Главы КФХ Трофименко С.П. документально, подтверждена субъективная сторона (вина) вмененного ему административного правонарушения.
Доказательствами, подтверждающими виновность лица в инкриминируемом административном правонарушении в соответствии с частью 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ являются: Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.09.2021, Объяснение ИП Главы КФХ Трофименко С.П., фотоматериалы.
В силу статьи 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано исключительными либо чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, лицом, привлекаемым к административной ответственности, представлено не было.
При назначении административного наказания административным органом учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 4.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и верно назначено наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.
При таких обстоятельствах судья считает, что постановление, которым Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Трофименко С.П. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законно и обоснованно, на основании собранных по делу доказательств, уполномоченным должностным лицом, а назначенное лицу наказание полностью соответствует санкции настоящей статьи.
С учетом вышеизложенного, судья не находит оснований для отмены указанного постановления и полагает необходимым в удовлетворении жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 28.10.2021 №16-29/2021-570, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░