РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 января 2019 года Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Мовсесян С.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашева В.Е. по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ по жалобе заместителя руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашева В.Е. на постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заместитель руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашев В.Е. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 09-20 час. Ненашев В.Е., являясь должностным лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети в районе <адрес>, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения, не обеспечил безопасность дорожного движения, не проинформировав участников дорожного движения о вводимых ограничениях, а именно: отсутствовало удерживающее пешеходное ограждение, неправильное применение дорожных знаков 6.16 «Стоп-линия» отсутствовала горизонтальная дорожная разметка в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». В связи с чем, должностное лицо - заместитель руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашев В.Е. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заместитель руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашев В.Е. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении его как должностного лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Материалы дела содержат лишь сведения об извещении по месту нахождения юридического лица, что само по себе не противоречит нормам КоАП РФ. Однако данные сведения нельзя признать как надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, так как по данному адресу находится юридическое лицо, а не привлекаемое к административной ответственности должностное лицо. При этом судебная повестка (вх № от ДД.ММ.ГГГГ) о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него, поступившая в Департамент городского хозяйства и экологии ему на исполнение отписана не была, о назначенном судебном заседании ему было не известно. Сведений о том, что он был извещен по месту жительства (регистрации) в материалах дела отсутствуют. Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещение Ненашева В.Е. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по месту его жительства не направлялось, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют, при этом адрес места жительства (регистрации) лица, привлекаемого к административной ответственности, в протоколе об административном правонарушении указан. Указанное нарушение норм процессуального права, предусмотренное КоАП РФ, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. О вынесенном в отношении него постановлении об административном правонарушении ему стало известно 21.11.2018г. Допущенное процессуальное нарушение носит существенный характер, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
В судебном заседании Ненашев В.Е. доводы своей жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Представитель ОГИБДД в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). В силу ст. 3 указанного ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечением безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются непринятием мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения. Субъективная сторона правонарушений может выражаться в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 1 ГОСТ Р 50597-1993 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», все требования стандарта являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 20 мин. в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлено, что в районе <адрес>, в городе Самаре не в полном объеме установлены технические средства организации дорожного движения (отсутствовало удерживающее пешеходное ограждение в нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГ, неправильное применение дорожных знаков 6.16 «Стоп-линия», отсутствовала горизонтальная дорожная разметка в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»), что является нарушением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при пользовании таким участком несет угрозу безопасности дорожного движения.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Таким образом, контролирующим органом были выявлены нарушения должностным лицом требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог при установленных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, а также в постановлении мирового судьи о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельствах.
Установлено, что ответственность за содержание в надлежащем состоянии улично-дорожной сети в районе <адрес> г.о. Самара.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ДИ ОГИБДД УМВД России по городу Самаре составлен протокол об административном правонарушении №<адрес>, постановлением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашев В.Е. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Установлено также, что Ненашев В.Е. присутствовал при составлении протокола в отношении него. Таким образом, он был извещён о рассмотрении уполномоченным органом в отношении него дела об административном правонарушении.
Доводы жалобы об отсутствии вины заместителя руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Ненашева В.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подлежат отклонению, как не основанные на законе.
Субъектом административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ являются должностные лица и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, которым в обязанности вменяется своевременное и качественное выполнение ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах и контроль за их выполнением, проведение работ по устранению опасности дорожного движения, а также своевременное устранение помех для движения. Обеспечение осуществления дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог может выражаться, в том числе, в заключении органами, осуществляющими содержание автомобильных дорог, соответствующих гражданско-правовых договоров со специализированными организациями, несущими в этом случае обязанность по содержанию таких автомобильных дорог в силу возникновения гражданско-правовых отношений. Однако это не освобождает указанные органы от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в случае необеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Должностные лица на основании статьи 2.4 КоАП подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом - заместителем руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашевым В.Е. всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
Правильность выводов мирового судьи о наличии в действиях должностного лица - заместителя руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашева В.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, полностью подтверждается представленными и исследованными судом материалами.
Доводы заявителя жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении его как должностного лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, об отсутствии сведений о том, что он был извещен по месту жительства (регистрации), суд не принимает во внимание, поскольку в материалах дела имеется почтовое уведомление о получении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки по делу об административном правонарушении № в судебное заседание на ДД.ММ.ГГГГ, судебная повестка адресована заместителю руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашеву В.Е. и направлена по адресу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара. Судебная повестка получена сотрудником Департамента городского хозяйства и экологии по доверенности Дорониной, что не оспаривается в судебном заседании.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1).
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени рассмотрения дела, соответственно, в материалах дела должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей приняты необходимые и достаточные меры для надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и то обстоятельство, что поступившая судебная повестка не была отписана лично Ненашеву В.Е., не свидетельствует о нарушении права на защиту и не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, если избранный способ извещения позволяет подтвердить его получение адресатом. При этом основным условием правомерности рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте судебного заседания, а также предоставление ему возможности реализовать свои права. Следовательно, извещения о дне и месте рассмотрения дела должны направляться судом, должностным лицом с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала рассмотрения дела.
Изложенные требования о заблаговременном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела мировым судьей соблюдены.
Доводы жалобы о нарушении мировым судьей территориальной подсудности при рассмотрении данного дела несостоятельны.
По общему правилу территориальной подсудности дел, установленному частью 1 статьи 29.5 КоАП Российской Федерации, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения. Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП Российской Федерации, образуют действия (бездействие) должностных и юридических лиц, выразившиеся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорожных сооружений.
Объективную сторону такого административного правонарушения также образуют действия (бездействие) должностных и юридических лиц, выразившиеся в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Заместителю руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Ненашеву В.Е. вменено совершение такого административного правонарушения в связи с неисполнением обязанности надлежащего содержания улично-дорожной сети, где отсутствовали технические средства организации дорожного движения. То есть вмененное административное правонарушение выражается в несоблюдении должностным лицом требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги.
Постановление о привлечении должностного лица - заместителя руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Ненашева В.Е. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей соблюден. Доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется, наказание назначено в рамках санкции ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым.
Оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу заместителя руководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашева В.Е. – оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения.
На решение может быть подана жалоба в Самарский областной суд.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья