Гражданское дело № 2- 285/2011
Решение
Именем Российской Федерации 1 июля 2011 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Быстровой М.Г.
при секретаре Гребенюк М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баженовой Светланы Яковлевны к Администрации г. Енисейска и ООО УК «Наш город» об оспаривании бездействия должностного лица по неосуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, уклонению от проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, признании сделки- муниципального контракта на управление жилищным фондом -незаконным и прекратившим свое действие, устранении нарушений прав нанимателя жилого помещения и препятствий к их осуществлению,
установил:
Обратившись в суд с иском, Баженова С. Я. оспаривает бедействие Администрации г. Енисейска и просит признать незаконным неисполнение ею обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления муниципальным жилищным фондом, которая возложена на органы местного самоуправления пп.5-6 ст. 2 и ч.4 ст. 161 ЖК РФ, ст. 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», пп.3, 10 и 16 п. 1 ст. 46 Устава города Енисейска и п.6.2 муниципального контракта от 1 августа 2006 года на передачу жилищного фонда в управление МУП «Управляющая компания», при этом данный муниципальный контракт также просит признать незаконным и прекратившим свое действие в связи с ликвидацией МУП «Управляющая компания».
Кроме того, просит признать незаконным неисполнение Администрацией г. Енисейска требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в связи с ненадлежащим санитарно-техническим состоянием жилого <адрес> в <адрес> и обязать ответчика в полном обьеме устранить нарушения ее прав и препятствия к их осуществлению.
Свои требования мотивировала тем, что по договору социального найма (на основании ордера от 14 декабря 1993 года) проживает в <адрес> многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>, собственниками помещений которого способ управления домом в порядке ст. 161 ЖК РФ не выбирался. Администрация г. Енисейска по муниципальному контракту от 1 августа 2006 года передала весь жилищный фонд, в том числе и данный жилой дом, в управление МУП «Управляющая компания», а после ее ликвидации- в управление ООО УК «Наш город», указав в п.2.1.1., 2.1.7 и 6.2 муниципального контракта, что МУП «Управляющая компания» обязана управлять жилищным фондом в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и заключать от своего имени договоры управления с собственниками жилых помещений, а по завершении срока действия контракта Администрация г. Енисейска вправе провести конкурс по отбору новой организации для управления муниципальным жилищным фондом. Эти условия муниципального контракта считает незаконными, поскольку Правила и нормы технической эксплуатации, на которые имеется ссылка в контракте, не устанавливают способа управления жилищным фондом. Управлять жилищным фондом может лишь организация, которая выбрана по конкурсу в порядке ст. 161 ЖК РФ, однако конкурс по отбору управляющей организации Администрацией г. Енисейска до настоящего времени не организован и не проведен. Администрация г. Енисейска надлежащего контроля за деятельностью управляющей организации не осуществляет, несмотря на то, что МУП «Управляющая компания», а ныне и ООО УК «Наш город» надлежащим образом свои обязанности по управлению и содержанию жилищного фонда не исполняют, чем нарушают условия муниципального контракта ее жилищные права, а именно нарушают ее право на получение ежемесячно платежных документов (счетов) для внесения платы за жилье и коммунальные услуги и тем самым лишают ее возможности ежемесячно производить платежи за жилье и коммунальные услуги на основании платежных документов и ограничивают ее право на выбор способа оплаты коммунальных услуг, нарушают ее право на получение в письменной форме информации об изменениях размера платы за жилье и коммунальные услуги, нарушают ее право на проживание в доме, управляемом в порядке, установленном ст. 161-161 ЖК РФ, то есть право на проживание в доме, способ управления которым выбран с соблюдением установленного законом порядка его выбора и нарушают ее право на получение коммунальных услуг в виде пользования дворовой уборной в виду ее ненадлежащего состояния.
Поскольку истицей заявлено о нарушении ее прав на пользование коммунальными услугами, с ее согласия в качестве соответчика по делу определением суда от 24 мая 2011 года привлечено ООО УК «Наш город» как исполнитель коммунальных услуг и управляющая организация, в управление которой в настоящее время находится многоквартирный жилой дом, в котором проживает истица.
В судебном заседании Баженова С.Я. и ее представитель от требования признать муниципальный контракт на управление жилищным фондом от 6 августа 2006 года незаконным и прекратившим свое действие отказались, пояснив, что сам факт ликвидации МУП «Управляющая компания», с которой был заключен данный муниципальный контракт», свидетельствует о прекращении действия данного муниципального контракта, в связи с чем необходимости в установлении или констатации этого факта в судебном порядке не требуется.
Отказ истицы от этого требования в силу ст. 39 ГПК РФ является ее правом, заявлен ею добровольно с подтверждением этого волеизъявления и после разьяснения последствий отказа от иска (его части), закону не противоречит, ничьих прав не ущемляет и в связи с этим принимается судом, что в силу ст. 173, 220 и 221 ГПК РФ влечет прекращение производство по делу в этой части.
Заявленные требования в остальной части Баженова С.Я. и ее представитель Серватюк Б.М. поддержали. При этом, уточняя предмет иска, а именно уточняя, какие обязанности она просит возложить на ответчика с целью устранения нарушений ее прав и препятствий к их осуществлению, представитель Баженовой С.Я. Серватюк Б.М. в письменных объяснениях (л.д. 219-230) указал, что, признание незаконным бездействия Администрации г.Енисейска по существу повлечет возложение на Администрацию г. Енисейска обязанности осуществлять контроль за деятельностью управляющей компанией по выполнению обязательств муниципального контракта, и контроль за качеством обслуживания (содержания) жилого дома путем обследования жилого дома и его придомовой территории, проведения встреч с представителями этой управляющей организацией и ее контрагентами по договорам и проверкой договоров, заключенными гражданами с этой управляющей организацией, с составлением актов проверок по результатам обследования жилого дома и передачей таких актов управляющей организации для устранения выявленных в ходе обследования жилого дома недостатков, а также возложение обязанности обеспечить реальный контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам и обязанности управлять квартирой № 6 данного жилого дома в соответствии с действующим законодательством, обязанности обеспечить на территории г.Енисейска соблюдение законности, охрану указанных в исковом заявлении жилищных прав граждан, и обязанность объявить конкурс по отбору управляющей организации в соответствии с положениями ч.4 ст. 161 ЖК РФ.
Таким образом, из содержания искового заявления, устных пояснений истицы и ее представителя и письменного заявления об уточнении исковых требований следует, что по существу Баженова С.Я. путем оспаривания действий и бездействия Администрации г. Енисейска просит понудить ее провести конкурс по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес> и совместно с ООО УК «Наш город» осуществлять контроль за содержанием общего имущества жилого дома по <адрес> в <адрес> и обеспечивать предоставление ей как нанимателю муниципального жилого помещения в этом доме коммунальных услуг надлежащего качества путем устройства дворовой уборной, соответствующей требованиям строительных норм и правил, обеспечивать предоставление ей в письменной форме информации об изменениях размера платы за жилье и коммунальные услуги, и предоставление ей ежемесячно платежных документов для оплаты за жилье и коммунальные услуги.
Представитель Администрации г. Енисейска Лифантьев Д.В., представитель ООО УК «Наш город» Гриднев Д.О. заявленные требования не признали, указав, что Баженова С.Я. является нанимателем муниципального жилого помещения в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>, в то время как только собственнику жилого помещения предоставлено право выбирать способ управления многоквартирным жилым домом и управляющую организацию, в связи с чем Баженова С.Я. надлежащим истцом по этим требованиям не является. Кроме того, они представили протоколы общих собраний жильцов данного дома о выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Наш город», указав, что в связи с реализацией собственниками жилых помещений права на выбор способа управления и управляющей организации законных оснований для проведения конкурса по отбору управляющей организации не имеется, а требование об оспаривании действительности этих решений общего собрания Баженова С.Я. не заявляла и заявлять не вправе, поскольку это право также принадлежит исключительно собственникам жилых помещений данного жилого дома. Также они заявили, что Администрация г. Енисейска надлежащим образом осуществляет контроль за содержание вышеуказанного жилого дома и за деятельностью ООО УК «Наш город» по выполнению условий муниципального контракта о содержании данного жилого дома, поскольку регулярно проводятся совещания при граве Администрации г. Енисейска с заслушиванием на них отчета управляющей организации, которая, в свою очередь, регулярно, весной и осенью ежегодно, проводит осмотры и обследования жилого дома в целях определения нуждаемости дома в ремонте. Считают, что коммунальные услуги Баженовой С.Я. как нанимателю жилого помещения, оказываются надле-
жащего качества, счета на оплату коммунальных услуг ей предоставляются, дворовая уборная, по их мнению, находится в исправном состоянии, в связи с чем жилищные права Баженовой С.Я. не нарушаются.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц собственники жилых помещений жилого дома по <адрес> в <адрес> Малюга М.А. Швабенланд Э.А., Курылева Э.А. и другие жильцы данного жилого дома-наниматели жилых помещений в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие. При этом Малюга М.А. ранее в судебном заседании пояснила, что на общем собрании жильцов данного жилого дома способ управления был выбран в виде управления управляющей компанией и управляющей компанией была выбрана ООО УК «Наш город», с которой она впоследствии заключила договор на управление жилым домом, однако насколько правильно были оформлены протокол и решение общего собрания, она не знает и оспаривать эти документы не желает, так как ООО УК «Наш город» в настоящее время является единственной управляющей организацией в г. Енисейске, в связи с чем только ей может быть поручено управление жилым домом. Просила в дальнейшем дело рассматривать в ее отсутствие, что суд считает возможным.
Исследовав дело, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 3 и 4 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой только своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены положениями ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется только теми способами, которые установлены непосредственной данной нормой закона, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 56 ГПК РФ истец должен доказать, что оспариваемые им действия или бездействия ответчика действительно нарушают именно его права и законные интересы, а выбранный им способ защиты установлен законом и направлен на защиту непосредственно ее прав и интересов.
Эти же правила закреплены и ст. 254- 258 ГПК РФ, согласно которым гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, а суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что права либо свободы гражданина не были нарушены.
При этом суд учитывает, что Баженова С.Я. заявила первоначально как спор о праве- об оспаривании сделки- муниципального контракта, так и требования об оспаривании законности действий и бездействий должностных лиц органа местного САмоуправления, а в дальнейшем, путем привлечения к участию в деле ООО УК «Наш город» в качестве соответчика, также заявила спор о праве- требование об оспаривании действий должностных лиц управляющей компании, в связи с чем заявленные истицей требования подлежат разрешению как по правилам искового производства, так и по правилам, установленным ст. 254- 258 ГПК РФ для рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органа местного самоуправления (на необходимость определения вида судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в зависимости от характера спорных правоотношений, а не от избранной лицом формы обращения в суд указано и п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2).
Как видно из содержания искового заявления, Баженова С.Я. обратилась с данным иском в защиту собственных интересов- интересов нанимателя многоквартирного жилого дома на пользование общим имуществом жилого дома и коммунальными услугами- по тем основаниям, что управляющая компания ООО УК Наш город» не справляется со своими обязанностями по управлению многоквартирным жилым домом по <адрес>. 5 в <адрес>, в котором она проживает на правах нанимателя жилого помещения, и тем самым нарушает ее права потребителя коммунальных услуг, полагая, что все выбранные ею способы защиты направлены на защиту и восстановление ее прав как нанимателя жилого помещения и потребителя коммунальных услуг.
Между тем, в соответствии с ч. 2. ст. 161 ЖК РФ обязанность выбрать способ управления многоквартирным домом возложена на собственников помещений в многоквартирном жилом доме, что согласуется с положениями ст. 209 ГК РФ, согласно которой право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит исключительно его собственнику и только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе передать его в управление другим лицам, распоряжаться им иным образом.
Порядок выбора способа управления многоквартирным жилым домом установлен п.4 ч.2 ст. 44 и ч.3 ст. 161 ЖК РФ, согласно которым способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Причем, право инициировать проведение общего собрания по выбору способа управления многоквартирного жилого дома также предоставлено исключительно собственникам многоквартирного жилого дома (ч.2 ст. 45 ЖК РФ)
При этом ч.4 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. При введении в действие ЖК РФ обязанность органа местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ в срок до 1 мая 2008 года провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, была предусмотрена ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75, пп.2 п.3 которых установлено, что конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в случаях, если не заключены договоры управления многоквартирным домом, а п. 39 этих Правил предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Согласно ч. 7 ст. 161 ЖК РФ право обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию путем проведения конкурса также предоставлено только собственнику помещения в многоквартирном доме.
.В силу п. п. 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом, а также вправе в одностороннем порядке на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Из содержания вышеприведенных норм ЖК РФ и ГК РФ следует, что право требовать (инициировать) проведения общего собрания по выбору способа управления и управляющей организации и право в установленных законом случаях требовать от органов местного самоуправления проведения конкурса по отбору управляющей организации принадлежат исключительно собственникам помещений в многоквартирном жилом доме и направлены на реализацию ими своих правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению своей собственностью посредством выбора управляющей организации с передачей ей своего имущества в управление и содержание, то есть являются способами защиты прав собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в то время как права нанимателя жилого помещения и способы их защиты установлены ст. 65-67 ЖК РФ, среди которых такой способ защиты как право требовать проведения конкурса по отбору управляющей организации не указан.
Кроме того, соблюдение или несоблюдение собственниками помещений в многоквартирном жилом доме порядка выбора способа управления и управляющей организации непосредственной гарантией соблюдения и восстановления прав нанимателя жилого помещения на получение качественных коммунальных услуг и безопасности пользования общим имуществом не является, поскольку качество оказываемых услуг зависит от добросовестности исполнения управляющей организацией своих обязанностей по оказанию коммунальных услуг, а не от того, выбрана она по волеизъявлению собственников помещений в многоквартирном жилом доме или путем проведения конкурса по ее отбору.
Так как Баженова С.Я. собственником помещений в указанном многоквартирном доме не является, проживает в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> на правах нанимателя жилого помещения- <адрес>, находящейся в муниципальной собственности муниципального образования г. Енисейск, то она не имеет законных оснований использовать для защиты своих прав нанимателя жилого помещения способы, установленные для защиты прав собственником помещений в многоквартирном жилом доме, в связи с чем ее требование о признании незаконным неисполнения Администрацией г.Енисейска обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления муниципальным жилищным фондом и возложении на Администрацию г. Енисейска обязанности объявить в соответствии с положениями ч.4 ст. 161 ЖК РФ конкурс по отбору управляющей организации не подлежит удовлетворению.
Более того, в подтверждение своих доводов о том, что собственники помещений в вышеуказанном многоквартирном доме реализовали свои полномочия по выбору способа управления и управляющей организации и заключили с ней договоры на управление жилым домом, в связи с чем установленные законом условия для проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации отсутствуют, представители ответчиков Администрации г. Енисейска и ООО УК «Наш город» Лифантьев Д.В. и Гриднев Д.О. в судебном заседании представили копии протоколов общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 19 сентября 2008 года и от 22 апреля 2011 года, согласно которым собственниками помещений в этом многоквартирном жилом доме принято решение об управлении управляющей компанией «Наш город», а также копии договоров управления многоквартирным домом: договор от 25 июня 2008 года, заключенный между ООО УК «Наш город» и Швабенланд Э.А. как собственником <адрес> данном жилом доме, договор от 18 февраля 2008 года, заключенный между ООО УК «Наш город» и Малюга М.А.как собственником <адрес> данном жилом доме.
При этом Малюга М.А. ранее в судебном заседании пояснила, что как собственник квартиры в этом многоквартирном жилом доме она действительно на основании решения общего собрания собственников заключила договор управления с управляющей организацией ООО УК «Наш город» и с требованием о расторжении этого договора, а равно с требованиями об оспаривании решения общего собрания она обращаться не желает, поскольку ООО УК «Наш город» является единственной управляющей организацией в г. Енисейске
Факт проведения в апреле 2011 года общего собрания собственников и нанимателей помещений в указанном жилом доме подтвердили допрошенные в качестве свидетелей Шадрин М.С., Сулейманов Р.Т., проживающие в указанном жилом доме.
Серватюк Б.М., представитель истицы Баженовой С.Я. в судебном заседании заявил о том, что эти протоколы общих собраний и соответственно, решения общих собраний, он считает недействительными, однако, учитывая, что в силу ч.6 ст. 46 ЖК РФ право оспаривать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит исключительно собственникам помещений, а привлеченные к участию в деле собственники жилых помещений в этом доме с таким требованием не обратились и требование о признании этих протоколов и решений недействительными в установленном порядке никем не заявлено, суд в рамках разрешения данного спора не вправе высказывать свою точку зрения по незаявленным требованиям и давать оценку законности принятого на этом собрании решения.
Разрешая требования Баженовой С.Я.о признании незаконным неисполнения Администрацией г. Енисейска требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в связи с ненадлежащим санитарно-техническим состоянием жилого <адрес> в <адрес> и устранении нарушения ее прав и препятствий к их осуществлению путем возложения на этого ответчика обязанности осуществлять контроль за содержанием общего имущества жилого дома по <адрес> в <адрес> и обеспечивать предоставление ей как нанимателю муниципального жилого помещения в этом доме коммунальных услуг надлежащего качества путем устройства дворовой уборной, соответствующей требованиям строительных норм и правил, обеспечивать предоставление ей в письменной форме информации об изменениях размера платы за жилье и коммунальные услуги, и предоставление ей ежемесячно платежных документов для оплаты за жилье и коммунальные услуги, суд находит данные требования подлежащими удовлетворению.
Так, согласно ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, а в силу п. 6 ст. 16 названного Федерального закона вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления. Это же положение закреплено и ст. 14 ЖК РФ, согласно которой осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 288, ст. 289, 290, 210 ГК РФ и ст. 39 ЖК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, бремя содержание которого несет собственник имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ, ст. ст. 60, 61 65 и ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма в многоквартирном доме приобретает право пользования общим имуществом в этом доме, имеет право требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, а наймодатель, под которым понимается собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган местного самоуправления, либо иное управомоченное им лицо, которое выступает стороной в договоре социального найма, обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, и обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу ст. 162 ЖК РФ и ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, в том числе и нанимателям жилого помещения, является обязанностью не только наймодателя, но также и управляющей организации, которая обязана предоставить потребителю услуги, качество которых соответствует договору.
Пунктами 10, 11, 13 и 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования помещениями общего пользования, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Как следует из положений ст. 158 ЖК РФ, п. 28 и п. 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Более того, ст. 36 Федерального закона 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Это же правило закреплено п.п. «и» п.9 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25, а также пп. «в, е, ж» п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315, которыми предусматривается обязанность наймодателя систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений и профилактическое обслуживание санитарно-технического оборудования, находящегося в них, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Анализ вышеуказанных норм в их совокупности показывает, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения отдельное решение общего собрания собственников помещений в доме, а под ремонтными работами и услугами, для проведения которых в соответствии со ст. 162 ЖК РФ требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, понимаются лишь те работы и услуги, которые оказываются управляющей компанией сверх работ, в штатном режиме обеспечивающих исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Как установлено в судебном заседании вышеуказанный многоквартирный жилой дом состоит из 10-и квартир, 6 из которых (№ № 4-6, 8-10) находятся в муниципальной собственности муниципального образования г. Енисейск, а функции наймодателя в отношении этих жилых помещений выполняет Администрация г. Енисейска, которая по муниципальному контракту № 1 от 1 октября 2009 года передала все муниципальные жилые помещения в многоквартирных жилых домах, в том числе и муниципальные квартиры в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, в управление управляющей организации ООО УК «Наш город», предоставив этой управляющей организации при осуществлении управления этими жилыми помещениями действовать от имени и за счет средств собственника, в том числе выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества объектов муниципального жилищного фонда, предоставлять качественные коммунальные услуги ( п. 1.3, 1.4 муниципального контракта).
Также установлено, что муниципальная <адрес> вышеуказанном жилом доме, в которой по договору социального найма проживает истица Баженова С.Я., неканализована, то есть санузлом не оборудована, в связи с чем Баженова С.Я. вынуждена пользоваться общественной дворовой уборной, расположенной на придомовой территории.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, установлено, что на территории неканализованных домовладений должны быть устроены дворовые уборные, как правило, объединенные общим выгребом с помойницами для сбора жидких бытовых отходов и помоев, при этом в помещениях общественных уборных должны быть гладкие стены и полы, допускающие их промывку, водонепроницаемый выгреб. Уборные должны иметь естественное и электрическое освещение и вытяжную вентиляцию. Допускается устраивать теплые (внутриквартальные) уборные с унитазом со смывом из ведра, а также неотапливаемые дворовые уборные ( п. 3.7.8, 3.7.9, 3.7.10).
Согласно заключению Отдела строительства и архитектуры Администрации г. Енисейска, сделанному со ссылкой на СанПин 42-128-4690-88, дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий на расстояние не менее 20 и не более 100 м, сооружаются из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.), с минимальными размерами по высоте- 2 м., по площади пола- 1 кв.м..
Как следует из акта обследования от 17 июня 2011 года, составленного должностными лицами ООО УК «Наш город», дворовая уборная (туалет) на территории домовладения по <адрес>. 5 в <адрес> находится в удовлетворительном состоянии, расположена на расстоянии более 20 метров от жилого дома, в 1 м. от проезда к гаражам, имеет высоту 1, 92 м., шириной и длиной 0,90 х 0.91 м и высотой ступени 30,5 см., из чего уже следует, что размеры дворовой уборной не соответствуют минимально установленным для дворовой уборной размерам
Кроме того, как пояснили в судебном заседании Баженова С.Я. и ее представитель Серватюк Б.М., состояние дворовой уборной удовлетворительным признать нельзя, поскольку пользоваться ею практически невозможно: дворовая уборная расположена очень близко к дороге, ведущей к гаражам, при этом входная дверь в дворовую уборную расположена прямо со стороны проезжей части дороги, в связи с чем создается угроза стать участником ДТП при выходе из дворовой уборной; одна ступенька при входе в дворовую уборную сломана, а следующая расположена на высоте более 50 см. от земли, что делает затруднительным посещение такой дворовой уборной, кроме того, площадь уборной значительно меньше нормы, что также затрудняет пользование этой дворовой уборной. В подтверждение этих доводов ими представлены акт самостоятельно проведенного обследования дворовой уборной и фотографии, действительно подтверждающие ненадлежащее состояние дворовой уборной.
В связи с противоречиями между актом, составленным должностными лицами управляющей организации, и актом, составленным истицей и ее представителем, Администрации г. Енисейска было повторно предложено организовать с участием истицы, ее представителя и представителей управляющей организации совместный осмотр дворовой уборной с целью установления ее состоянии и возможности использования ее по назначению, однако от организации такого осмотра представитель Администрации г. Енисейска Лифантьев Д.В. отказался, каких-либо доказательств, опровергающих доводы истицы и ее представителя и представленные ими доказательства в подтверждение ненадлежащего состояния дворовой уборной, не предоставил, в то время как допрошенный в качестве свидетеля Сулейманов Т.Ф. в судебном заседании также показал, что дворовая уборная из-за ее малых размеров и местаположения (вблизи к дороге) непригодна для использования по назначению.
При таких обстоятельствах суд считает, что доводы истицы о том, что коммунальные услуги по пользованию дворовой уборной ей предоставляются ненадлежащего качества, нашли полное подтверждение в судебном заседании, в связи с чем ее требование о возложении на Администрацию г. Енисейска как наймодателя и на ООО УК «Наш город» как управляющую организацию обязанности обеспечивать предоставление ей коммунальных услуг надлежащего качества путем обустройства на территории многоквартирного жилого дома по <адрес>. 5 в <адрес> дворовой уборной, соответствующей по своим размерам и местоположению требованиям санитарных норм и правил, подлежит удовлетворению.
Несоответствие составленного должностными лицами ООО УК «Наш город» акта осмотра дворовой уборной фактическому ее состоянию свидетельствует о том, что проводимые должностными лицами этой управляющей организации осмотры общего имущества вышеуказанного жилого дома не всегда отражают действительное фактическое состояние общего имущества этого жилого дома.
Как показал допрошенный в судебном заседании свидетель Сулейманов Т.Ф., также проживающий в указанном многоквартирном жилом доме в качестве нанимателя муниципального жилого помещения, в доме протекает крыша. Он также подтвердил, что фундамент дома имеет трещины, крыльцо дома нуждается в ремонте, однако мер к осуществлению ремонта общего имущества данного жилого дома ни собственниками помещений, ни управляющей организацией не принимается, несмотря на неоднократные жалобы жильцов дома, в том числе и его жалобы.
Все это свидетельствует о том, что Администрация г. Енисейска как наймодатель не принимает участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится занимаемой Бажденовой С.Я. по договору социального найма муниципальное жилое помещение, тем самым не осуществляет должным образом контроля за содержанием общего имущества жилого дома по <адрес> в <адрес>, то есть уклоняется от выполнения этих своих обязанностей, что ведет к нарушению прав не только собственников помещений, но и нанимателей, поскольку вследствие отсутствия надлежащего контроля за состоянием и содержанием общего имущества многоквартирного жилого дома наниматели вынуждены пользоваться общим имуществом жилого дома, состояние которого не обеспечивает соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Следовательно, подлежит удовлетворению и требование Баженовой С.Я. о возложении на Администрацию г. Енисейска и ООО УК «Наш город» обязанности осуществлять контроль за содержанием общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> и принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>, в том числе путем проведения должностными лицами Администрации г. Енисейска совместно с ответственными лицами, являющимися должностными лицами управляющей организации ООО УК «Наш город» осмотра общего имущества данного жилого дома с оформлением результатов осмотра общего имущества актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В соответствии со ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
В силу п. 13 ст.. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Как установлено п.п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документом, предоставляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. При этом перечень сведений, которые должны быть указаны в платежном документе, приведен в п. 38 названных Правил: указываются почтовый адрес помещения, сведения о нанимателе жилого помещения, наименование исполнителя, наименование оплачиваемых коммунальных услуг с указанием на оплачиваемый месяц,, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды и другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором. Информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Между тем, ответчиками не доказано, что эти обязанности Администрацией г. Енисейска как органом местного самоуправления и наймодателей и ООО УК «Наш город» как управляющей организацией исполнялись и вышеуказанная информация и платежные документы Баженовой С.Я. предоставлялись, а сама Баженова С.Я. получение информации об установленных ценах и тарифах и их изменении, а также получение платежных документов отрицает. Более того, на беседе она пояснила, что длительное время принципиально не оплачивает коммунальные услуги именно по той причине, что ей не предоставляют платежные документы (счет) на оплату коммунальных услуг, чем ущемляют ее право на своевременное получение всей необходимой информации для внесения платы и ущемляют ее право произвести оплату не только непосредственно в кассу управляющей компании, но посредством банковских операций.
При таких обстоятельствах требования Баженовой С.Я. о возложении на ответчиков обязанности обеспечивать предоставление ей в письменной форме информации об изменениях размера платы за жилье и коммунальные услуги, и предоставление ежемесячно платежных документов для оплаты за жилье и коммунальные услуги, суд находит также подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Енисейска и ООО УК «Наш город» обеспечить Баженовой Светлане Яковлевне как нанимателю по договору социального найма жилого помещения - <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, управляемого управляющей организацией ООО УК «Наш город», благоприятные и безопасные условия проживания и пользования общим имуществом многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> и с этой целью осуществлять контроль за содержанием общего имущества указанного многоквартирного жилого дома в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности указанного многоквартирного дома для жизни и здоровья граждан и доступности пользования помещениями общего пользования, принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в указанном многоквартирном доме, в том числе путем проведения должностными лицами Администрации г. Енисейска совместно с ответственными лицами, являющимися должностными лицами управляющей организации ООО УК «Наш город», осмотра общего имущества данного жилого дома с оформлением результатов осмотра общего имущества актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), обеспечивать предоставление Баженовой Светлане Яковлевне как нанимателю по договору социального найма жилого помещения - <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> коммунальных услуг надлежащего качества путем устройства дворовой уборной, соответствующей требованиям строительных норм и правил: с сооружением ее из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.), с гладкими стенами и полом, допускающими их промывку, и водонепроницаемым выгребом, с естественным и электрическим освещением и вытяжной вентиляцией, с минимальными размерами по высоте- 2 м., по площади пола- 1 кв.м. и расположением ее на территории домовладения по <адрес> в <адрес> на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м. от указанного жилого дома, а также обеспечивать предоставление ей информации об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам.
Обязать ООО УК «Наш город» обеспечивать предоставление Баженовой Светлане Яковлевне как нанимателю по договору социального найма жилого помещения - <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, платежных документов для оплаты за жилье и коммунальные услуги, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, с указанием в платежном документе почтового адреса помещения, сведений о нанимателе жилого помещения, наименования исполнителя, наименования оплачиваемых коммунальных услуг с указанием на оплачиваемый месяц, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды и другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Прекратить в связи с отказом от иска производство по делу в части требований о признании незаконным и прекратившим свое действие муниципального контракта на управление жилищным фондом от 6 августа 2006 года, заключенного между Администрацией г. Енисейска и МУП «Управляющая компания», разьяснив, что повторное обращение в суд с таким же требованием и по тем же основаниям не допускается.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий М.Г.Быстрова