Дело № 2-308/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.
при секретаре Корнеевой Н.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора г. Кандалакши Свильповой Н.А.,
третьего лица Кузнецовой С.В.,
представителя ответчика Ермаковой Г.А., представившей доверенность <номер> от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Кузнецовой В.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша Мурманской области (межрайонное) о признании решения от <дата> <номер> незаконным и о назначении социальной пенсию по потере кормильца с <дата>,
третье лицо: Кузнецова С.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Кандалакши обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша Мурманской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше) о признании незаконным решения от <дата> и о назначении Кузнецовой В.В. социальной пенсии по потере кормильца с <дата>.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Кандалакши проверки по обращению Кузнецовой В.В. было установлено, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, в настоящее время является студенткой второго курса ГАПОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта», обучается по очной форме обучения по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности «Физическая культура».
<дата> Кузнецова В.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша с заявлением о назначении социальной пенсии по потере кормильца.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша от <дата> Кузнецовой В.В. было отказано в назначении социальной пенсии, в связи с отсутствием документа, подтверждающего ее постоянное проживание на территории Российской Федерации; согласно представленным документам Кузнецова В.В. имела временную регистрацию по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Кандалакша Свильпова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Кузнецова В.В. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом.
Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Кузнецова С.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша Ермакова Г.А. в судебном заседании иск не признала, по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 30-31).
Заслушав старшего помощника прокурора Свильпову Н.А., представителя ответчика Ермакову Г.А., третье лицо Кузнецову С.В., суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно пункту 22 статьи 24 указанного Федерального закона перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н.
Согласно пункту 2 данного Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии.
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на территории Российской Федерации, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации.
Из пунктов 41, 45 Перечня следует, что для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации, а также документы, подтверждающие смерть кормильца и родственные отношения с умершим кормильцем.
В соответствии с пунктом 46 указанного Перечня, для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходим также документ, об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Судом установлены и сторонами не оспариваются следующие юридически значимые обстоятельства.
Согласно сообщению Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район от <дата>, Кузнецова В.В., <дата> года рождения, с <дата> относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12). Мать Кузнецовой В.В. – ФИО6 умерла <дата> (запись акта о смерти <номер> от <дата>, Отдел ЗАГС администрации муниципального образования <адрес>, л.д. 13), отец Кузнецовой В.В. – ФИО7 умер <дата> (запись акта о смерти <номер> от <дата>, Отдел ЗАГС администрации муниципального образования <адрес>, л.д. 14).
Кузнецова В.В. является студенткой ГАПОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта», в настоящее время - 3 курса 3 группы, форма обучения – очная, на бюджетной основе по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01 «Физическая культура», что подтверждается справками от <дата> (л.д. 60) и от <дата> и сторонами не оспаривается.
<дата> от имени Кузнецовой В.В. ее представителем Кузнецовой С.В. было подано заявление о назначении пенсии, зарегистрированное под <номер>. К указанному заявлению были приложены: документ, подтверждающий ее статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – справка Управления образования администрации муниципального образования <адрес> от <дата> (л.д. 59); копия свидетельства о рождении Кузнецовой В.В. (л.д. 56); копии свидетельств о смерти родителей Кузнецовой В.В. (л.д. 54-55); справка образовательного учреждения об очном обучении Кузнецовой В.В. в ГАПРОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта» от <дата>; паспорт гражданина Российской Федерации, в котором имелась отметка о снятии Кузнецовой В.В. с регистрационного учета <дата>, отметка о регистрации по месту жительства отсутствовала (л.д. 50-52); свидетельство о регистрации Кузнецовой В.В. по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 53).
<дата> было вынесено решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше <номер> об отказе Кузнецовой В.В. в назначении пенсии; в обоснование отказа ответчик указал, что, согласно пункту 57 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, на основании чего был сделан вывод об отсутствии подтверждения правоустанавливающего факта постоянного проживания Кузнецовой В.В. на территории Российской Федерации.
Таким образом, единственным основанием для вынесения ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша решения об отказе в назначении Кузнецовой В.В. социальной пенсии по потере кормильца с <дата> стало отсутствие у нее регистрации по месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, понятия «место жительства» и «регистрация по месту жительства» не являются тождественными. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 4-П, Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Абзацем 2 пункта 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Кузнецовой В.В. при подаче заявления о назначении социальной пенсии по потере кормильца было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: город <адрес>, улица <адрес> дом <адрес> квартира <адрес>.
Кроме того, согласно имеющейся в деле справке образовательного учреждения - ГАПРОУ МО «Северный колледж физической культуры и спорта» от <дата>, копию которой Кузнецова В.В. представила в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше при подаче заявления о назначении социальной пенсии по потере кормильца <дата>, она зачислена в образовательное учреждение приказом от <дата> <номер> обучается по очной форме обучения, срок обучения – с <дата> по <дата>. Кузнецова В.В. продолжает обучение в указанном образовательном учреждении, что подтверждает постоянное проживание Кузнецовой В.В. на территории Российской Федерации, поскольку обучение в образовательном учреждении по очной форме предполагает ежедневное посещение студентом занятий.
С учетом вышеприведенных норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Кузнецовой В.В. были соблюдены требования действующего законодательства в части представления документов, необходимых для назначения социальной пенсии, в том числе подтверждающих ее место жительство на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах отказ ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше в назначении пенсии Кузнецовой В.В. по мотиву отсутствия документа, подтверждающего ее постоянное проживание на территории Российской Федерации, незаконен, нарушает конституционные права Кузнецовой В.В.
Приведенные ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше доводы о том, что для назначения социальной пенсии по потере кормильца в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, коим по мнению ответчика, является паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд полагает решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Кандалакша Мурманской области (межрайонное) от <дата> <номер> незаконным и подлежащим отмене.
Статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку Кузнецова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца <дата>, указанную пенсию ответчик должен был назначить заявителю с момента ее обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше.
Следовательно, при установленных судом обстоятельствах ответчик обязан произвести перерасчет пенсии за период с <дата> по <дата>.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.
Учитывая, что исковые требования прокурора г. Кандалакша удовлетворены, при этом от уплаты государственной пошлины он освобожден, но иск был подан в интересах физического лица, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора города Кандалакши в интересах Кузнецовой В.В. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша Мурманской области (межрайонное) от <дата> <номер> незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша Мурманской области (межрайонное) назначить Кузнецовой В.В. социальную пенсию по потере кормильца с <дата>.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша Мурманской области (межрайонное) в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.
Судья В.В. Рубан