Судья Каткасова И.В. № 12-248/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 23 июля 2015 года
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Безенчукский аграрный техникум» ФИО3 на постановление Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности м.р. Безенчукский, Хворостянский и Приволжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Безенчукский аграрный техникум» (далее ГБПОУ « Безенчукский аграрный техникум») привлечено по основаниям, предусмотренным ч.ч.3,4 ст.20.4 КоАП РФ к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
08.07.2014г. ГБПОУ « Безенчукский аграрный техникум» выдано предписание с перечнем подлежащих устранению недостатков по обеспечению пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной внеплановой проверки составлен протокол № об административном правонарушении ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум», которое допустило повторное административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 КоАП РФ, которые выразились в том, в нарушены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2009 «Свод правил» Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009г № (СП 1.13130.21009), Строительными нормами и правилами. Противопожарные нормы СНиП 21.-01-.97. «Пожарная безопасность зданий и сооружений ( СниП 21-01-97), СП 1.13130.2009 « Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009), утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 171.
Безенчукским районным судом Самарской области 20 апреля 2015 года вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением, директор ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» ФИО3 обратился в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Полагает, что при производстве по делу допущены грубые процессуальные нарушения, в связи с чем, просит постановление суда отменить, а производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава вмененного административного правонарушения, а также на множественные нарушения при проведении проверки.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» ФИО4 в поддержание доводов жалобы, возражения представителей МЧС России по Самарской области ФИО5 и ФИО6, оснований к отмене состоявшегося судебного решения не усматриваю.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, СНиП 21-01-97 включены в систему технического регулирования, их применение обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ к объекту технического регулирования.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 5 ст. 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за повторное совершение правонарушения предусмотренного ч.ч.3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности м.р. Безенчукский, Хворостянский и Приволжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
08.07.2014г. ГБПОУ « Безенчукский аграрный техникум» выдано предписание с перечнем подлежащих устранению недостатков по обеспечению пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут в ходе проведения в отношении ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» внеплановой проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности по адресу: <адрес>, п.г.т. Безенчук, <адрес>, вновь были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
высота горизонтальных участков путей эвакуации с лестничной клетки в тамбур выхода менее нормативной( менее 2м., фактическая высота 1,94 м.);
ширина эвакуационного выхода(выход с лестничной клетки в тамбур выхода, менее нормативной 1,2 при числе эвакуирующихся более 50 человек(фактически 0,73 м.);
двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
ширина эвакуационного выхода из комнат № и № на втором этаже менее нормативной 0,8 м., факт 0,74 м. и 0,75 м.
Таким образом, контролирующим органом были повторно выявлены нарушения юридическим лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности по ч. ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, норм пожарной безопасности.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» своих уставных, а также установленных законом обязанностей.
Судом объективно, полно и всесторонне исследованы все обстоятельства данного административного дела, к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» привлечено обоснованно.
Ссылки в жалобе юридического лица на наличие процессуальных нарушений при осуществлении процедуры проверки и привлечения к административной ответственности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Иные доводы жалобы в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей при рассмотрении данного дела.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности могут либо способствовать развитию пожара, либо препятствовать его своевременному обнаружению, а также указывают на ненадлежащую организацию работы по обеспечению требований пожарной безопасности и отсутствие надлежащего контроля привлекаемого к ответственности лица за соблюдением требований пожарной безопасности.
Судья апелляционной инстанции, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее.
Согласно положений ч. ч. 1, 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, санкцию ч. 5 ст. 20,4 КоАП РФ, предусматривающую наложение на юридических лиц административного штрафа от 200 000 до 400 000 рублей, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние государственного бюджетного учреждения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ГБПОУ «Безенчукский Аграрный техникум» административного штрафа в сумме 100000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Доводы, на которые ссылается ФИО3 в жалобе, в том числе и в части допущенных, по его мнению, грубых процессуальных нарушений при проведении проверки, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену решения судьи.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого по делу постановления судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № судьи Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей оставить без изменения, а жалобу директора ГБПОУ «Безенчукский аграрный техникум» ФИО3 – без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков