63RS0039-01-2021-006607-93
2а-4559/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4559/2021 по административному исковому заявлению Созоновой Екатерины Андреевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Созонова Е.А. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
В обоснование заявления указано, что административный истец, являясь ветераном Великой Отечественной войны, обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, площадью 990 кв.м. Распоряжением от 14.10.2021 № РД-1632 в согласовании отказано со ссылкой на топографические материалы Департамента градостроительства г.о. Самара, согласно которым испрашиваемый земельный участок представляет собой сложившееся землепользование (на земельном участке расположен объект). По мнению истца, данные обстоятельства не соответствуют действительности, капитальные строения на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
Ссылаясь на изложенное, просит суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 14.10.2021 № РД-1632 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Созоновой Е.А. от 15.09.2021.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Марченко К.Б. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Беришвили В.Р. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что согласно топографическим материалам Департамента на испрашиваемом земельном участке расположен фундамент, имеется ограждение. Выход на место для проверки данного обстоятельства Департамент не осуществлял.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться бесплатно на основании решения уполномоченного органа отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» предусмотрено предоставление инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны в собственность бесплатно земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства в городских округах с численностью населения от 100 тысяч человек, в муниципальных районах с численностью населения от 200 тысяч человек.
Из материалов дела следует, что административный истец является ветераном Великой Отечественной Войны.
Административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, площадью 990 кв.м.
Распоряжением от 14.10.2021 № РД-1632 в согласовании отказано на основании подп. 2 п. 8 ст. 39.15, подп. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, и топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара, на части испрашиваемого земельного участка расположены строение, фундамент строения. Данные о правообладателе в ЕГРН отсутствуют.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания данной нормы следует, что земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, не может быть предоставлен лицам, не являющимся собственниками этих здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.
Административным ответчиком не представлено доказательств расположения на испрашиваемом земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащего каким-либо иным лицам.
Из заключения кадастрового инженера Русских С.А. от 08.09.2021 следует, что в результате кадастровых работ была составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 31.05.2021. На момент выезда капитальные строения, здания, сооружения на земельном участке, государственная собственность на которую не разграничена, площадью 990 кв.м отсутствуют.
Свидетель Б., допрошенный в судебном заседании, пояснил, что Созонова Е.А. обратилась к нему как бывшему депутату Куйбышевского района г.Самары с просьбой помочь приобрести в собственность земельный участок, выдала доверенность для представления интересов. Свидетель выезжал и осматривал испрашиваемый земельный участок, на территории имеются навалы мусора, вагончик. Объекты капитального строительства, фундамент отсутствуют.
Заключение кадастрового инженера и показания свидетеля подтверждаются фотоматериалами.
Доказательства того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок когда-либо предоставлялся в собственность или в аренду какому-либо лицу, материалы дела не содержат. Представленное административным ответчиком постановление главы г.о. Самара от 12.05.1996 №552 «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в Куйбышевском районе» не подтверждает доводы ответчика, поскольку не содержит графического описания земельных участков, а указанный в приложении список граждан и номеров земельных участков не позволяет соотнести их с земельным участком, являющемся предметом спора, и установить их тождественность.
Ссылка административного ответчика на топографические материалы Департамента, согласно которым в пределах испрашиваемого земельного участка расположен фундамент капитального строения, является необоснованной, поскольку данные материалы не подтверждает фактическое существование объекта в настоящее время.
Кроме этого, обстоятельства расположения какого-либо объекта и наличия сложившегося землепользования на спорной территории уже являлись предметом рассмотрения суда. Решениями Ленинского районного суда г.Самары от 06.06.2021 по делам №2а-3398/2021, №2а-3381/2021 по административным иска Созоновой Е.А. и Портновой М.И. признаны незаконными распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара, которыми было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных на той же территории, по тем же основаниям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств расположения на испрашиваемом земельном участке каких-либо капитальных строений, находящееся в собственности иных лиц, что является условием применения подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, а также доказательств предоставления кому-либо земельных участков на спорной территории, суд приходит к выводу, что распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания его незаконным.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Созоновой Екатерины Андреевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 14.10.2021 № РД-1632 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Созоновой Екатерины Андреевны о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2022.