Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1723/2021 ~ М-660/2021 от 08.02.2021

Дело 2а-1723/2021

УИД 36RS0004-01-2021-001020-81

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2021 года                                                                                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                                 Жмудь Р.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности             Могунова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области к Елютину Сергею Александровичу о взыскании задолженности по уплате налогов, начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Елютину С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 8650 руб., пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 13.02.2020 в сумме 132,20 руб., пени по транспортному налогу с 02.12.2017 по 04.07.2019 в сумме 773,09 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 по 04.07.2019 в размере 8,97 руб.

Мотивируя заявленные требования, административный истец указывал в поданном иске, что Елютин С.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области.

За Елютиным С.А. в период 2018 года было зарегистрировано транспортное средство Тойота LAND CRUISER 150 (PRADO), в связи с чем, согласно ст. 357 НК РФ он является плательщиком транспортного налога.

Налог исчислен в соответствии с Законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 г.               «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области»: 173,00 (налоговая база) х 50,00 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения) = 8 650,00 руб.

У налогоплательщика имеется задолженность по пене по транспортному налогу в размере 905 руб. 29 коп.: пеня в размере 132,20 руб. начислена в период с 03.12.2019 г. по 13.02.2020 г. на задолженность 2018 г. в размере 8650,00 руб.; пеня в размере 773.09 руб. начислена в период с 02.12.2017 г. по 04.07.2019 г. на задолженность 2016-2017 г.г. в размере 8650.00 руб.

Также в собственности Елютина С.А. находилось недвижимое имущество по адресу:                     <адрес>. В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На сумму налога и пени были выставлены требования:

- требование № 19498 по состоянию на 05.07.2019 г. об уплате задолженности пени по транспортному налогу в размере 773.09 руб., пени по налогу на имущество в размере 8.97 руб., со сроком исполнения до 13.08.2019 г.;

- требование № 14183 по состоянию на 14.02.2020 г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 8650 руб. и пени по транспортному налогу в размере                          132.20 руб., со сроком исполнения до 24.03.2020 г.

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье участка № 1 Ленинского судебного района Воронежской области. 27.10.2020 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа                 № 2а-1778/2020 от 25.09.2020 года, в связи с поданными ответчиком возражениями.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании 05.04.2021 г. объявлялся перерыв до 12.04., 13.04. и 20.04.2021 г.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности               Могунов В.С. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Елютин С.А. о судебном заседании 05.04.2021 г. надлежащим образом извещен, после перерыва в судебное заседание не явился.

В порядке ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного ответчика.

        Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-1778/2020, суд приходит к следующему выводу.

27.07.2020 г. приказом ФНС России № ЕД-7-4/469 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» принято решение о реорганизации ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа путем присоединения к ИФНС по Советскому району г. Воронежа. Тем же приказом ИФНС по Советскому району г. Воронежа также переименовано в МИФНС № 16 по Воронежской области.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено сторонам посредствам почтового отправления и последними получено; разъяснены присутствующим в судебном заседании лицам.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2018 г. являлся собственником легкового автомобиля, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель ТОЙОТА LAND CRUISER 150 (PRADO), VIN: , год выпуска 2012, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Транспортный налог за 2018 г. был исчислен налоговой инспекцией следующим образом:

- на сумму 8650 руб. за автомобиль - ТОЙОТА LAND CRUISER 150 (PRADO), государственный регистрационный знак <данные изъяты>: за налоговый период 12/12 месяцев 2018 г., налоговая база 173 л.с., налоговая ставка в размере 50,00 руб. (173x50 = 8650 руб.).

Данный расчет произведен налоговым органом исходя из ставок по транспортному налогу, установленных ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области».

Проверив расчет суммы транспортного налога, суд приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении налогооблагаемого имущества. Принадлежность вышеуказанного имущества и правильность расчета не была оспорена административным ответчиком, при этом расчет начисленных ответчику налогов за 2018 г. является арифметически верным.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В силу положений п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.

Как следует из материалов дела, должнику было направлено налоговое уведомление                        № 26488780 от 10.07.2019 г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить, в том числе сумму по транспортному налогу за 2018 г. в размере 8 650 руб.

В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктами 1- 6 пункта 1 которой предусмотрены: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.ст. 402, 403 НК РФ.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В силу ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 - ЕГРП) по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) - на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).

В силу положений ст.ст. 68,70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Административному ответчику были направлены следующие требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов:

- требование № 19498 по состоянию на 05.07.2019 г. об уплате задолженности пени по транспортному налогу в размере 773.09 руб., пени по налогу на имущество в размере 8.97 руб., со сроком исполнения до 13.08.2019 г.;

- требование № 14183 по состоянию на 14.02.2020 г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 8650 руб. и пени по транспортному налогу в размере                          132.20 руб., со сроком исполнения до 24.03.2020 г.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком в подтверждение исполнения возложенных на него обязательств в материалы дела представлены копии чек - ордеров от 12.07.2018 г. и от 11.06.2019 г. на сумму 8650 руб. каждый. На основании материалов административного дела, пояснений представителя налоговой инспекции судом установлено, что указанные платежи поступили в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2016, 2017 г.г., взысканной ранее с Елютина С.А. решениями Ленинского районного суда г. Воронежа                       от 22 мая 2019 г. и 27 февраля 2020 года.

На основании чек – ордера от 07.11.2020 г. Елютиным С.А. произведен платеж в счет уплаты суммы транспортного налога за 2019 год в сумме 8 650 руб. Указанный вывод сделан судом на основании соответствия указанного в чек - ордере УИН документа, на основании которого был произведен указанный платеж, уникальному идентификационному номеру документа указанному в направленном налогоплательщику уведомлении № 36078328 от 01.09.2020 г. на уплату транспортного налога за 2019 год.

Таким образом, в материалах дела не имеется сведений, подтверждающих уплату суммы транспортного налога за 2018 год.

С учетом изложенного, суд полагает заявленные административные исковые требования в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 8 650 руб. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).

С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания.

С учетом изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с Елютина С.А. сумм пени, начисленных на задолженность по транспортному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 г. по 13.02.2020 г. в сумме 132,20 руб.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 05.06.2018 г. по административному делу № 2а-2945/18 с Елютина С.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 8 650 руб.

Решением Ленинского районного суд г. Воронежа от 22.05.2019 г. по административному делу № 2а-2499/2019 с Елютина С.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана, в том числе, задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере в сумме 8 650 руб.

Недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 8650 руб. была взыскана с                 Елютина С.А. на основании решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 27 февраля                 2020 года по делу № 2а-730/2020.

Проверив изложенный в административном иске расчет задолженности пени, суд находит его арифметически верным, нормативно обоснованным, выполненным в соответствии действующими положениями законодательства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предусмотренный вышеуказанными нормативными акта порядок взыскания налоговой задолженности инспекцией был соблюден, в связи с чем, суд полагает подлежащими удовлетворению требования о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за предыдущие годы за период с 02.12.2017 по 04.07.2019 в размере 773,09 руб.

В тоже время судом не усматривается оснований для взыскания сумм пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 по 04.07.2019 г., ввиду не представления доказательств соблюдения установленного законом порядка взыскания налоговой задолженности, а также не представления судебного акта, которым была установлена сумма недоимки за пенеобразующий период.

Как установлено в ходе рассмотрения дела на основании выписок по счетам административного ответчика, удержанные в ходе исполнительных производств судебными приставами – исполнителями суммы были направлены в счет погашения сумм пени, взысканных на основании вышеуказанных судебных актов. При этом, в случае излишнего удержания денежных средств в сумме, превышающей сумму недоимки, административный ответчик вправе обратится в инспекцию с заявлением о возврате излишне удержанных средств, либо о зачете их в счет погашения задолженности за иные периоды, что судом не может быть осуществлено самостоятельно в рамках рассмотрения настоящего дела до принятия налоговым органом такого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней, за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Так общая сумма задолженности превысила сумму 3 000 руб. с момента выставления налогового требования № 14183 от 14.02.2020 г.

В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что 24.09.2020 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента истечения срока исполнения налоговых требований, ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области о вынесении в отношении Елютина С.А. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налогов, пени.

25.09.2020 г. мировым судьей судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2а-1778/2020 г., которым с Елютина Сергея Александровича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, наряду с иными, были взысканы недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год с размере 8 650 руб., пени по транспортному налогу в размере 905 руб. 29 коп.

27.10.2020 г. в соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен.

08.02.2021 г. настоящее административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд г. Воронежа.

По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что срок на предъявление настоящих требований в судебном порядке налоговым органом не пропущен.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины подлежат освобождению инвалиды I и II группы, к категории которых административный ответчик не относится.

В связи с изложенным, с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Елютина Сергея Александровича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>)                 в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в сумме 8 650 руб.; пени на недоимку по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 13.02.2020 г. в размере 132,20 руб.; пени на недоимку по транспортному налогу за период с 02.12.2017 г. по 04.07.2019 г. в размере 773 руб.              09 коп., а всего 9555 руб. 29 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по <адрес>, - отказать.

Взыскать Елютина Сергея Александровича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 05 мая                 2021 года.

Дело 2а-1723/2021

УИД 36RS0004-01-2021-001020-81

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2021 года                                                                                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                                 Жмудь Р.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности             Могунова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области к Елютину Сергею Александровичу о взыскании задолженности по уплате налогов, начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Елютину С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 8650 руб., пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 13.02.2020 в сумме 132,20 руб., пени по транспортному налогу с 02.12.2017 по 04.07.2019 в сумме 773,09 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 по 04.07.2019 в размере 8,97 руб.

Мотивируя заявленные требования, административный истец указывал в поданном иске, что Елютин С.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области.

За Елютиным С.А. в период 2018 года было зарегистрировано транспортное средство Тойота LAND CRUISER 150 (PRADO), в связи с чем, согласно ст. 357 НК РФ он является плательщиком транспортного налога.

Налог исчислен в соответствии с Законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 г.               «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области»: 173,00 (налоговая база) х 50,00 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения) = 8 650,00 руб.

У налогоплательщика имеется задолженность по пене по транспортному налогу в размере 905 руб. 29 коп.: пеня в размере 132,20 руб. начислена в период с 03.12.2019 г. по 13.02.2020 г. на задолженность 2018 г. в размере 8650,00 руб.; пеня в размере 773.09 руб. начислена в период с 02.12.2017 г. по 04.07.2019 г. на задолженность 2016-2017 г.г. в размере 8650.00 руб.

Также в собственности Елютина С.А. находилось недвижимое имущество по адресу:                     <адрес>. В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На сумму налога и пени были выставлены требования:

- требование № 19498 по состоянию на 05.07.2019 г. об уплате задолженности пени по транспортному налогу в размере 773.09 руб., пени по налогу на имущество в размере 8.97 руб., со сроком исполнения до 13.08.2019 г.;

- требование № 14183 по состоянию на 14.02.2020 г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 8650 руб. и пени по транспортному налогу в размере                          132.20 руб., со сроком исполнения до 24.03.2020 г.

ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье участка № 1 Ленинского судебного района Воронежской области. 27.10.2020 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа                 № 2а-1778/2020 от 25.09.2020 года, в связи с поданными ответчиком возражениями.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании 05.04.2021 г. объявлялся перерыв до 12.04., 13.04. и 20.04.2021 г.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности               Могунов В.С. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Елютин С.А. о судебном заседании 05.04.2021 г. надлежащим образом извещен, после перерыва в судебное заседание не явился.

В порядке ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося административного ответчика.

        Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а-1778/2020, суд приходит к следующему выводу.

27.07.2020 г. приказом ФНС России № ЕД-7-4/469 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» принято решение о реорганизации ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа путем присоединения к ИФНС по Советскому району г. Воронежа. Тем же приказом ИФНС по Советскому району г. Воронежа также переименовано в МИФНС № 16 по Воронежской области.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено сторонам посредствам почтового отправления и последними получено; разъяснены присутствующим в судебном заседании лицам.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с положением ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении транспортных средств, указанных в п.п. 1, 1.1 и 2 п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст. 361 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2018 г. являлся собственником легкового автомобиля, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, марка/модель ТОЙОТА LAND CRUISER 150 (PRADO), VIN: , год выпуска 2012, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Транспортный налог за 2018 г. был исчислен налоговой инспекцией следующим образом:

- на сумму 8650 руб. за автомобиль - ТОЙОТА LAND CRUISER 150 (PRADO), государственный регистрационный знак <данные изъяты>: за налоговый период 12/12 месяцев 2018 г., налоговая база 173 л.с., налоговая ставка в размере 50,00 руб. (173x50 = 8650 руб.).

Данный расчет произведен налоговым органом исходя из ставок по транспортному налогу, установленных ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области».

Проверив расчет суммы транспортного налога, суд приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении налогооблагаемого имущества. Принадлежность вышеуказанного имущества и правильность расчета не была оспорена административным ответчиком, при этом расчет начисленных ответчику налогов за 2018 г. является арифметически верным.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В силу положений п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечение шести дней с даты направления заказного письма, при этом указанные нормы не содержат обязанности направления заказного письма с уведомлением.

Как следует из материалов дела, должнику было направлено налоговое уведомление                        № 26488780 от 10.07.2019 г., в котором налогоплательщику было предложено уплатить, в том числе сумму по транспортному налогу за 2018 г. в размере 8 650 руб.

В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктами 1- 6 пункта 1 которой предусмотрены: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.ст. 402, 403 НК РФ.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В силу ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 - ЕГРП) по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) - на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).

В силу положений ст.ст. 68,70 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Административному ответчику были направлены следующие требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов:

- требование № 19498 по состоянию на 05.07.2019 г. об уплате задолженности пени по транспортному налогу в размере 773.09 руб., пени по налогу на имущество в размере 8.97 руб., со сроком исполнения до 13.08.2019 г.;

- требование № 14183 по состоянию на 14.02.2020 г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 8650 руб. и пени по транспортному налогу в размере                          132.20 руб., со сроком исполнения до 24.03.2020 г.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком в подтверждение исполнения возложенных на него обязательств в материалы дела представлены копии чек - ордеров от 12.07.2018 г. и от 11.06.2019 г. на сумму 8650 руб. каждый. На основании материалов административного дела, пояснений представителя налоговой инспекции судом установлено, что указанные платежи поступили в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2016, 2017 г.г., взысканной ранее с Елютина С.А. решениями Ленинского районного суда г. Воронежа                       от 22 мая 2019 г. и 27 февраля 2020 года.

На основании чек – ордера от 07.11.2020 г. Елютиным С.А. произведен платеж в счет уплаты суммы транспортного налога за 2019 год в сумме 8 650 руб. Указанный вывод сделан судом на основании соответствия указанного в чек - ордере УИН документа, на основании которого был произведен указанный платеж, уникальному идентификационному номеру документа указанному в направленном налогоплательщику уведомлении № 36078328 от 01.09.2020 г. на уплату транспортного налога за 2019 год.

Таким образом, в материалах дела не имеется сведений, подтверждающих уплату суммы транспортного налога за 2018 год.

С учетом изложенного, суд полагает заявленные административные исковые требования в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 8 650 руб. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).

С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено или не приобретено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года № 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и соблюдена процедура их взыскания.

С учетом изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с Елютина С.А. сумм пени, начисленных на задолженность по транспортному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 г. по 13.02.2020 г. в сумме 132,20 руб.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 05.06.2018 г. по административному делу № 2а-2945/18 с Елютина С.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 8 650 руб.

Решением Ленинского районного суд г. Воронежа от 22.05.2019 г. по административному делу № 2а-2499/2019 с Елютина С.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа взыскана, в том числе, задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере в сумме 8 650 руб.

Недоимка по транспортному налогу за 2017 год в сумме 8650 руб. была взыскана с                 Елютина С.А. на основании решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 27 февраля                 2020 года по делу № 2а-730/2020.

Проверив изложенный в административном иске расчет задолженности пени, суд находит его арифметически верным, нормативно обоснованным, выполненным в соответствии действующими положениями законодательства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что предусмотренный вышеуказанными нормативными акта порядок взыскания налоговой задолженности инспекцией был соблюден, в связи с чем, суд полагает подлежащими удовлетворению требования о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за предыдущие годы за период с 02.12.2017 по 04.07.2019 в размере 773,09 руб.

В тоже время судом не усматривается оснований для взыскания сумм пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 по 04.07.2019 г., ввиду не представления доказательств соблюдения установленного законом порядка взыскания налоговой задолженности, а также не представления судебного акта, которым была установлена сумма недоимки за пенеобразующий период.

Как установлено в ходе рассмотрения дела на основании выписок по счетам административного ответчика, удержанные в ходе исполнительных производств судебными приставами – исполнителями суммы были направлены в счет погашения сумм пени, взысканных на основании вышеуказанных судебных актов. При этом, в случае излишнего удержания денежных средств в сумме, превышающей сумму недоимки, административный ответчик вправе обратится в инспекцию с заявлением о возврате излишне удержанных средств, либо о зачете их в счет погашения задолженности за иные периоды, что судом не может быть осуществлено самостоятельно в рамках рассмотрения настоящего дела до принятия налоговым органом такого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней, за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Так общая сумма задолженности превысила сумму 3 000 руб. с момента выставления налогового требования № 14183 от 14.02.2020 г.

В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что 24.09.2020 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента истечения срока исполнения налоговых требований, ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области о вынесении в отношении Елютина С.А. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налогов, пени.

25.09.2020 г. мировым судьей судебного участка № 1 в Ленинском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ № 2а-1778/2020 г., которым с Елютина Сергея Александровича в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, наряду с иными, были взысканы недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год с размере 8 650 руб., пени по транспортному налогу в размере 905 руб. 29 коп.

27.10.2020 г. в соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен.

08.02.2021 г. настоящее административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд г. Воронежа.

По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что срок на предъявление настоящих требований в судебном порядке налоговым органом не пропущен.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины подлежат освобождению инвалиды I и II группы, к категории которых административный ответчик не относится.

В связи с изложенным, с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Елютина Сергея Александровича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>)                 в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Воронежской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в сумме 8 650 руб.; пени на недоимку по транспортному налогу за период с 03.12.2019 г. по 13.02.2020 г. в размере 132,20 руб.; пени на недоимку по транспортному налогу за период с 02.12.2017 г. по 04.07.2019 г. в размере 773 руб.              09 коп., а всего 9555 руб. 29 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по <адрес>, - отказать.

Взыскать Елютина Сергея Александровича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 05 мая                 2021 года.

1версия для печати

2а-1723/2021 ~ М-660/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России №16 по Воронежской области
Ответчики
Елютин Сергей Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
08.02.2021Регистрация административного искового заявления
09.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2021Предварительное судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Судебное заседание
20.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее