РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2018 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе
председательствующего Бредихина А.В.,
при секретаре Неведомской Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-959/2018 по исковому заявлению Косова В. С. к Администрации сельского поселения Спиридоновка муниципального района Волжский Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Косов В.С. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Спиридоновка муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельный участок, указав, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № ему для организации крестьянского хозяйства из земель муниципального сельскохозяйственного производственного предприятия «Приозерный» был предоставлен в собственность земельный участок № по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> га. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района Волжский Самарской области вынесено постановление № о предоставлении земель сельскохозяйственному производственному предприятию «Приозерный» и выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей (паев). После чего, членам МСПП «Приозерный» предоставлены бесплатно в коллективную собственность земельные доли (паи) без выдела в натуре (на местности) каждому общей площадью <данные изъяты> га для сельскохозяйственных угодий согласно списку, представленному МСПП «Приозерный». Свидетельства на право собственности на землю хранятся в архиве Росреестра по <адрес>, списки членов МСПП «Приозерный» на хранение не поступали. В связи с тем, что графики схем расположения земельных участков, представленных на основании вышеуказанных постановлений, на местности не совпадают, граждане дублируются во всех списках к постановлениям, отсутствием некоторых списков членов МСПП «Приозерный», зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок иначе как в судебном порядке не представляется возможным. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит установить местоположение границ земельного участка согласно плана установления границ земельного участка и каталога координат, составленного ДД.ММ.ГГГГ ООО «Межевики», признать за ним право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства.
В судебное заседание представитель истца Шабалкина Е.М. не явилась, извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором также указано, что исковые требования поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Спиридоновка муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв на исковое заявление, согласно которому возражений в удовлетворении заявленных исковых требований не имеет, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со ст.ст. 1 - 2 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № членам МСПП «Приозерный» предоставлены бесплатно в собственность земельные участки (пашни) в размере земельной доли (пая) с учетом качества почвы для организации крестьянских хозяйств.
Судом установлено, что Косову В. С. на основании вышеуказанного постановления принадлежит земельный участок общей площадью 10 га, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается приложением к данному постановлению.
Сведения о регистрации права собственности на спорный земельный участок, а также постановке его на государственный кадастровый учет в материалах дела отсутствуют.
Кадастровым инженером ООО «Межевики» были произведены кадастровые работы в отношении земельного участка гр. Косова В.С., расположенного по адресу: <адрес> с целью уточнения местоположения границ и площади участка. Установлено, что фактическая уточненная площадь соответствует документальной.
В силу со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливать границы объекта недвижимости вправе собственник такого объекта недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона о ГРН государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и необходимых в соответствии с ч.4 ст. 18 Закона о ГРН для осуществления такого учета документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п.7 ч.2 ст.14 Закона «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ, в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Граница земельного участка согласована со смежными землепользователями и с главой сельского поселения Спиридоновка муниципального района Волжский Самарской области, споров по местоположению границ земельного участка не имеется, о чем свидетельствует акт согласования местоположения границ, подготовленного кадастровым инженером Правосудовым Д.М. Границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Границы земельного участка не изменялись, конфигурация оставалась прежней.
Согласно сообщения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области следует, что спорный земельный участок к землям лесного фонда не относится, находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов.
Из сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области» следует, что при внесении в ГКН сведений о координатах характерных точек границ спорного земельного участка, пересечение с границами смежных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, в ЕГКН не выявлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Косова В.С. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Косова В. С. удовлетворить.
Признать за Косовым В. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
Установить местоположение границ земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в границах согласно плана установления границ земельного участка и каталога координат, составленного ДД.ММ.ГГГГ ООО «Межевики», который считать неотъемлемой частью решения суда.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья А.В. Бредихин