дело № 2-6811/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Зайцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Щёлковского городского прокурора к ООО "Энергетик" об обязании привести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
Щелковский городской прокурор Московской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился к суд с иском к ООО «Энергетик» со следующими требованиями:
обязать ООО «Энергетик» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке с к.н. № в р. Клязьма, в соответствие с установленными действующим законодательством нормативами;
обязать ООО «Энергетик» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны, провести экспертизу проекта санитарно-защитной зоны с получением экспертного заключения и обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом от иска прекращено производство по делу в части об обязании ООО «Энергетик» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> на земельном участке с к.н. № в р. Клязьма, в соответствие с установленными действующим законодательством нормативами.
В судебном заседании прокурор Соколов И.А. на требованиях настаивал.
В судебном заседании представители ответчика Сакулина В.В., Бабченко А.Д., Коновальчук О.Н. исковые требования признали, ходатайствуя о предоставлении более длительного срока для исполнения решения суда. Полагают, что установленные прокурором сроки для выполнения мероприятий предельно сжаты, не позволят качественно исполнить исковое требование в силу объективных причин, таких как длительность сроков прохождения документации по разным инстанциям, необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в г. Москва, приобретение дорогостоящего оборудования, объявление конкурса специализированной организации и проведение работ по сборке оборудования и вводу его в эксплуатацию, проведение исследований.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Московской области не явился, извещен.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 42, 45 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 1 ст. 11 данного Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно требованиям, закрепленным п. 1 ст. 34 Закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу п. 1 ст. 35 Закона, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 2 ст. 52 названного Закона установлено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Согласно ст. п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу абз. 2 ст. 11 указанного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В судебном заседании установлено, что ООО «Энергетик» осуществляет деятельность по очистке сточных вод, обществу на праве аренды принадлежат очистные сооружения г. Лосино-Петровский, получена разрешительная документация.
По итогам проверки прокуратурой установлено, что ООО «Энергетик» проект санитарно-защитной зоны не разработан, на экспертизу не представлен.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
В исковом заявлении прокурор просит возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны, провести экспертизу проекта санитарно-защитной зоны с получением экспертного заключения и обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Представитель ответчика просит об увеличении этих сроков, приведя обоснование своей позиции.
Ответчиком указывается, что разработка проекта СЗЗ временнозатратна и состоит из нескольких этапов.
В рамках разработки проекта требуется проведение натурных исследований, отбор и исследование проб атмосферного воздуха, которые проводятся посезонно из расчета 30 дней на каждое контролируемое вещество.
ООО «Энергетик» в рамках подготовки к выполнению требования закона о разработке проекта санитарно-защитной зоны запрошены коммерческие предложения специализированных организаций, оказывающих услуги по установлению санитарно-защитной зоны, разработке и утверждению соответствующей документации.
Согласно ответам специализированных организаций (письма ООО «ЕКОМС» от ДД.ММ.ГГГГ № и ООО «Экотур-Регион» от ДД.ММ.ГГГГ №) срок разработки проекта СЗЗ, проведение его экспертизы и утверждения проекта в Роспотребнадзоре, составит от года до двух лет.
Представитель прокуратуры, настаивая на заявленном требовании (в том числе на шестимесячном сроке его исполнения), возражений против доводов ответчика не привел.
Оценив доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд признает доводы представителя ответчика убедительными, считает возможным увеличить сроки исполнения обязанности для разработки и утверждения в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны, а также его согласования до двух лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Энергетик» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны, провести экспертизу проекта санитарно-защитной зоны с получением экспертного заключения и обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.