Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1995/2014 (2-8652/2013;) ~ М-7168/2013 от 25.12.2013

Дело № 2 – 1995/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь 11 апреля 2014 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Тонких В.В.

с участием истца Разыграева А.А.

представителя истца Разыграева А.А. по доверенности адвоката Попова В.П.

при секретаре Мустафине О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Разыграева А. А.овича к Муниципальному образованию город Пермь, Департаменту земельных отношений Администрации города Премии о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Разыграев А.А. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми, Администрации города Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом третьей группы бессрочно.

На основании ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью -S1- в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенного по <адрес>, в соответствии с каталогом координат поворотных точек границы (согласно выкопировки на испрашиваемый земельный участок), предоставленных истцом в адреса ответчиков при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ: (<данные изъяты>), для строительства индивидуального жилого дома.

Решением начальника Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении земельного участка по следующим основаниям:

- действующим федеральным законом не урегулирован порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства для данной категории граждан (инвалидов);

- закон Пермского края, определяющий порядок предоставления земельных участков для льготных категорий граждан на территории Пермского края, отсутствует;

- федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для их предоставления;

- из представленных документов определить нуждаемость в улучшении жилищных условий истца не представляется возможным.

Истец считает в исковом заявлении, что указанное решение является незаконным и не обоснованным и просит его отменить.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал, обстоятельства указанные в иске подтвердил.

Представитель истца в судебном заседании позицию своего доверителя поддержал.

Представители Муниципального образования город Пермь и ДЗО Администрации города Премии в суд не явились, извещались, в письменном отзыве с требованиями истца не согласились.

Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно Справки от ДД.ММ.ГГГГ. истцу <данные изъяты>.

Из представленных суду документов следует, что истец проживает в квартире по <адрес>, сведения о правах на какие-либо объекты недвижимого имущества на имя истца отсутствуют.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержаться в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.

Решением Пермской городской Думы № 315 от 28.10.2008 утверждено Положение «О предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми», пунктом 5.1 которого установлены предельные сроки аренды земельных участков. При предоставлении земельных участков на новый срок первоначальный срок для индивидуального жилищного строительства составляет 10 лет. При предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся.

Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищного строительства, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Кроме того, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 1 Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по г. Перми в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.

Из прилагаемых документов и объяснений истца, данных в судебном заседании, следует, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку он зарегистрирован совместно с <данные изъяты> ФИО1 в квартире общей площадью -S2-., жилой площадью -S3-., расположенной по <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и ФИО1.

В квартире совместно с истцом проживают члены его семьи: <данные изъяты> - ФИО1, <данные изъяты>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты> - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающие совместно, в браке.

В соответствии с п.9 договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , договор может быть расторгнут в любое время.

Согласно справки -ОРГАНИЗАЦИЯ2- от ДД.ММ.ГГГГ жилая площадь квартиры, расположенной по <адрес>, составляет -S3-., общая площадь -S2-.

В связи с вышеизложенным, с учетом уточненного заявления, истец просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми принять решение о согласовании места размещения объекта, обязать ответчиков принять установленные границы испрашиваемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет за счет истца, признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду Разыграеву А.А. земельного участка площадью -S1-. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенного по <адрес> в соответствии с каталогом координат поворотных точек границы (согласно выкопировки на испрашиваемый земельный участок), предоставленных ответчикам при подаче заявления от 27.10.2013: (<данные изъяты>), для целей индивидуального жилищного строительства и обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить истцу испрашиваемый земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства.

Истец нуждается в улучшении жилищных условий, т.к. фактически сведения о правах на какие-либо объекты недвижимого имущества на имя истца отсутствуют, истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена своей семьи менее учетной нормы, поскольку на 1 члена семьи приходится менее 8 кв.м. на 1 проживающего в квартире человека.

Представитель ответчика в представленном письменном отзыве исковые требования не признал, указав, что поскольку норма статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает права инвалидов на улучшение жилищных условий, соответственно право на первоочередное получение земельных участок может быть реализовано инвалидом только в целях улучшения жилищных условий, а Разыграевым А.А. доказательств необходимости улучшения жилищных условий не представлено. Так же указывает, что порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма предусмотрен ст.ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

В соответствии с частями 1, 14 статьи 17 Федерального Закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Из содержания ч. 1 ст. 17 ФЗ № 181 - ФЗ следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в улучшении таковых граждан-инвалидов.

В силу ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Как указано в ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24 - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1. статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

В соответствии ч. 3 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

При предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В ходе исследования собранных по делу доказательств, судом установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент земельных отношений Администрации города Перми с заявлением о предоставлении земельного участка площадью -S1- в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенного по <адрес>.

В соответствии с представленной выкопировкой и каталогом координат поворотных точек границы испрашиваемого земельного участка: для целей индивидуального жилищного строительства.

В письменном ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ истцу, в удовлетворении заявления было отказано по мотиву отсутствия механизма реализации статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Реализация права, в части первоочередного предоставления земельного участка, предусмотренного ст. 17 ФЗ № 181 – ФЗ, будет возможна после принятия соответствующих законов.

Судом установлено, что истец зарегистрирован с матерью и проживает с членами семьи в квартире общей площадью -S2-., расположенной по <адрес>, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и ФИО1.

Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю за истцом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним каких-либо объектов недвижимости на праве собственности не зарегистрировано.

В силу ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», являясь инвалидом, он относится к категории лиц, имеющим право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий суд находит установленным, поскольку истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, поскольку на истца и его членов семьи приходится менее 8 кв.м. общей площади квартиры на 1 проживающего в жилом помещении члена семьи.

Кроме того, в соответствии с п. 9 договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , при этом договор социального найма, может быть, расторгнут в любое время. Какого-либо недвижимого имущества в собственности у истца нет. Иных доказательств по данным обстоятельствам суду представлено не было.

Вышеназванные правовые норма социальной поддержки является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы, регулирующей обеспечение инвалидов жилой площадью, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью.

Из толкования во взаимосвязи ч.ч. 1,14 ст. 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.

Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 Закона №181-ФЗ) ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

Факт нуждаемости истцом в улучшении жилищных условий судом установлен. Каких-либо доказательств опровергающих установленные судом обстоятельства суду не представлено.

Вышеуказанные обстоятельства предполагают реализацию права заявителя на первоочередное получение земельного участка на основании ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». Обязанность по определению порядка первоочередного предоставления в аренду земельных участков инвалидам лежит на органах местного самоуправления в силу частей 2, 29 статьи 11 ЗК РФ.

При этом не разработанный порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать права граждан на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

То обстоятельство, что на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не является основанием для не исполнения Ответчиками положений ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку Истец, являясь инвалидом, относится к категории лиц, имеющим право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п.1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.

Исходя из текста обжалуемого отказа, ответчики свою обязанность, установленную ст. 32 ЗК РФ, не исполнил.

Истцу не был направлен кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по <адрес>, в соответствии с каталогом координат поворотных точек границы (согласно выкопировки на испрашиваемый земельный участок), предоставленных ответчикам при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ: (<данные изъяты>), для целей индивидуального жилищного строительства, если он имелся в распоряжении ответчиков, а так же не обоснованно не принято решение о предложении ответчиками за счет истца установить границы испрашиваемого земельного участка для осуществить его государственного кадастрового учета за его счет.

Информация о зарегистрированных правах иных заинтересованных лиц либо собственников на испрашиваемый земельный участок в соответствии с представленной выкопировкой и каталогом координат поворотных точек границы испрашиваемого земельного участка, расположенного по <адрес>, ответчиками не представлена.

На основании изложенного, суд признает незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения о согласовании места размещения объекта в соответствии с поданным заявлением Истца, обязывает ответчиков принять установленные границы испрашиваемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет за счет Истца, признает незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду Разыграеву А.А. земельного участка площадью -S1-. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенного по <адрес> для целей индивидуального жилищного строительства и возлагает на него обязанность предоставить Разыграеву А.А. земельный участок площадью -S1-. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев, расположенный по <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства.

Иных требований исковое заявление не содержит.

Положения ст. 56 ГПК РФ судом разъяснялись.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Разыграева А. А.овича к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Администрации г. Перми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения о согласовании места размещения объекта в соответствии с поданным заявлением.

Обязать Ответчиков принять установленные границы испрашиваемого земельного участка, расположенного в соответствии с каталогом координат поворотных точек границы (согласно выкопировки на испрашиваемый земельный участок), предоставленных ответчикам при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ: (<данные изъяты>), и осуществить его государственный кадастровый учет за счет Истца.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду А. А.овичу Разыграеву земельного участка площадью -S1-., расположенного по <адрес> в соответствии с каталогом координат поворотных точек границы (согласно выкопировки на испрашиваемый земельный участок), предоставленных ответчикам при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ: (<данные изъяты>),в соответствии с представленной выкопировкой и каталогом координат поворотных точек границы испрашиваемого земельного участка.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить в аренду А. А.овичу Разыграеву земельный участок площадью -S1-. сроком на 4 года 11 месяцев, расположенный по <адрес>, в соответствии с каталогом координат поворотных точек границы (согласно выкопировки на испрашиваемый земельный участок), предоставленных ответчикам при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ: (<данные изъяты>), в соответствии с представленной выкопировкой и каталогом координат поворотных точек границы испрашиваемого земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в первоочередном порядке сроком на 4 года 11 месяцев для индивидуального жилищного строительства.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Тонких

2-1995/2014 (2-8652/2013;) ~ М-7168/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Разыграев Алексей Александрович
Другие
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Администрация города Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Тонких Виктор Владимирович
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
25.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2013Передача материалов судье
28.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.02.2014Предварительное судебное заседание
07.02.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.03.2014Предварительное судебное заседание
11.04.2014Предварительное судебное заседание
11.04.2014Судебное заседание
19.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2014Дело оформлено
24.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее