Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-746/2014 ~ М-414/2014 от 22.01.2014

гражданское дело № --

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

-- г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,

при секретаре Мингаловой Е.А.,

с участием помощника прокурора г. Свободного Чеботарёвой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к А о признании незаконным бездействие, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов,

у с т а н о в и л:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к А, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов, обязать разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от -- -- и предоставить названный проект освоения лесов на государственную экспертизу в управление лесного хозяйства Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.

Свои требования мотивирует следующим. Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что А на основании договора аренды лесного участка от -- -- с управлением лесного хозяйства Амурской области является лесопользователем лесного участка площадью -- га на территории лесного квартала -- (часть выдела --) Октябрьского участкового лесничества, ГКУ Амурской области «Зейское лесничество», Зейского района Амурской области; номер учетной записи --, условный номер лесного участка --. В нарушение требований действующего законодательства и подпункта «Д» пункта -- договора аренды лесного участка от -- -- длительное время осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов, что подтверждается письмом управления лесным хозяйством Амурской области от -- --. Отсутствие разработанного в установленном порядке и получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не позволяет: рационально использовать предоставленный лесной участок; осуществить необходимые меры пожарной безопасности, провести своевременные и достаточные мероприятия, направленные на противопожарное обустройство лесов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; осуществить необходимые санитарно - оздоровительные мероприятия. Нарушение ответчиком требований ст. ст. 53, 53.1, 55, 88, 89 Лесного кодекса РФ, является нарушением предусмотренных Конституцией РФ (ст. 42) и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Тем самым также нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов находящихся в государственной собственности, в части нарушения установленного порядка освоения лесов. Просит признать незаконным бездействие А выразившееся в не составлении проекта освоения лесов. Обязать А разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от -- -- и предоставить названный проект освоения лесов на государственную экспертизу в управление лесного хозяйства Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов. Установить срок для исполнения решения суда в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г. Свободного Чеботарёвой Л.А., действующая на основании доверенности от --, исковые требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика А извещен о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления лесного хозяйства Амурской области о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: соблюдение права гражданина на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектами охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ юридическим лицам предоставляются в аренду лесные участки, находящиеся в государственной собственности; предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

При этом, в соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ определено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (ст.89 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545, целью экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству РФ.

Согласно п. п. 5, 9 названного Порядка лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (лесопользователи), для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде; экспертиза проекта освоения лесов оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с п. 15 (11) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.

Согласно п.п. 3, 5 названных Правил предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414. на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

Кроме этого, в соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Согласно ч. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В судебном заседании установлено, что -- между А и Б был заключен договор аренды лесного участка -- на аренду лесного участка площадью -- га на территории лесного квартала -- (часть выдела -- Октябрьского участкового лесничества, ГКУ Амурской области «Зейское лесничество», Зейского района Амурской области; номер учетной записи --, условный номер лесного участка --

Согласно подпункту «г» пункта -- договора аренды лесного участка от -- -- А обязано в установленном порядке разработать и представить управлению лесного хозяйства Амурской области проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Также при рассмотрении настоящего дела установлено, подтверждено имеющимся в материалах дела реестром лиц, не составивших проект освоения лесов, представленного Управлением лесного хозяйства Амурской области и не оспорено ответчиком, что в нарушение вышеназванных норм действующего законодательства арендатор лесного участка не приступил к разработке проекта освоения лесов, равно не предоставил соответствующий проект на государственную экспертизу, своим бездействием нарушая также и условия заключенного договора аренды, согласно которому арендатор приступает к использованию лесного участка после предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов положительным заключением государственной экспертизы (п. -- Договора).

Невыполнение А вышеназванных требований закона прежде всего, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, а также на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека и возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, равно как нарушает интересы государства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

На основании изложенного суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, признавая незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов и возлагая на ответчика обязанность разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от ----, а также предоставить названный проект на государственную экспертизу в управление лесным хозяйством Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере -- рублей, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к А о признании незаконным бездействие, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов, удовлетворить.

Признать бездействие А выразившееся в не составлении проекта освоения лесов, незаконным.

Обязать А разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от -- -- и предоставить названный проект освоения лесов на государственную экспертизу в управление лесного хозяйства Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.

Установить срок для исполнения решения суда А в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с А государственную пошлину в доход государства в сумме -- --) рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Председательствующий: Т.Н. Матвеева

Мотивированное решение принято судом в окончательной форме --. Судья Т.Н. Матвеева __________________

2-746/2014 ~ М-414/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Амурский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Артель старателей "Восточная"
Другие
Управление лесного хозяйства Амурской области
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Матвеева Т.Н.
Дело на сайте суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
22.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2014Передача материалов судье
24.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2014Судебное заседание
17.03.2014Судебное заседание
21.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее