гражданское дело № --
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
-- г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре Мингаловой Е.А.,
с участием помощника прокурора г. Свободного Чеботарёвой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к А о признании незаконным бездействие, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов,
у с т а н о в и л:
Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к А, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов, обязать разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от -- -- и предоставить названный проект освоения лесов на государственную экспертизу в управление лесного хозяйства Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.
Свои требования мотивирует следующим. Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что А на основании договора аренды лесного участка от -- -- с управлением лесного хозяйства Амурской области является лесопользователем лесного участка площадью -- га на территории лесного квартала -- (часть выдела --) Октябрьского участкового лесничества, ГКУ Амурской области «Зейское лесничество», Зейского района Амурской области; номер учетной записи --, условный номер лесного участка --. В нарушение требований действующего законодательства и подпункта «Д» пункта -- договора аренды лесного участка от -- -- длительное время осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов, что подтверждается письмом управления лесным хозяйством Амурской области от -- № --. Отсутствие разработанного в установленном порядке и получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов не позволяет: рационально использовать предоставленный лесной участок; осуществить необходимые меры пожарной безопасности, провести своевременные и достаточные мероприятия, направленные на противопожарное обустройство лесов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; осуществить необходимые санитарно - оздоровительные мероприятия. Нарушение ответчиком требований ст. ст. 53, 53.1, 55, 88, 89 Лесного кодекса РФ, является нарушением предусмотренных Конституцией РФ (ст. 42) и федеральным законодательством прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Тем самым также нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов находящихся в государственной собственности, в части нарушения установленного порядка освоения лесов. Просит признать незаконным бездействие А выразившееся в не составлении проекта освоения лесов. Обязать А разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от -- -- и предоставить названный проект освоения лесов на государственную экспертизу в управление лесного хозяйства Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов. Установить срок для исполнения решения суда в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Свободного Чеботарёвой Л.А., действующая на основании доверенности от --, исковые требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика А извещен о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления лесного хозяйства Амурской области о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: соблюдение права гражданина на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектами охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ юридическим лицам предоставляются в аренду лесные участки, находящиеся в государственной собственности; предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
При этом, в соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ определено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (ст.89 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545, целью экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству РФ.
Согласно п. п. 5, 9 названного Порядка лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (лесопользователи), для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде; экспертиза проекта освоения лесов оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с п. 15 (11) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Согласно п.п. 3, 5 названных Правил предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414. на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Кроме этого, в соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Согласно ч. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В судебном заседании установлено, что -- между А и Б был заключен договор аренды лесного участка -- на аренду лесного участка площадью -- га на территории лесного квартала -- (часть выдела -- Октябрьского участкового лесничества, ГКУ Амурской области «Зейское лесничество», Зейского района Амурской области; номер учетной записи --, условный номер лесного участка --
Согласно подпункту «г» пункта -- договора аренды лесного участка от -- -- А обязано в установленном порядке разработать и представить управлению лесного хозяйства Амурской области проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Также при рассмотрении настоящего дела установлено, подтверждено имеющимся в материалах дела реестром лиц, не составивших проект освоения лесов, представленного Управлением лесного хозяйства Амурской области и не оспорено ответчиком, что в нарушение вышеназванных норм действующего законодательства арендатор лесного участка не приступил к разработке проекта освоения лесов, равно не предоставил соответствующий проект на государственную экспертизу, своим бездействием нарушая также и условия заключенного договора аренды, согласно которому арендатор приступает к использованию лесного участка после предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов положительным заключением государственной экспертизы (п. -- Договора).
Невыполнение А вышеназванных требований закона прежде всего, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, а также на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека и возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, равно как нарушает интересы государства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
На основании изложенного суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, признавая незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов и возлагая на ответчика обязанность разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от -- № --, а также предоставить названный проект на государственную экспертизу в управление лесным хозяйством Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере -- рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к А о признании незаконным бездействие, выразившееся в не составлении проекта освоения лесов, удовлетворить.
Признать бездействие А выразившееся в не составлении проекта освоения лесов, незаконным.
Обязать А разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка от -- -- и предоставить названный проект освоения лесов на государственную экспертизу в управление лесного хозяйства Амурской области с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов.
Установить срок для исполнения решения суда А в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с А государственную пошлину в доход государства в сумме -- --) рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Председательствующий: Т.Н. Матвеева
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме --. Судья Т.Н. Матвеева __________________