Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2014 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Бохолдиной Е.Г.
при секретаре Романюк С.О.
с участием старшего помощника прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска Степанчук Н.А.
представителя ответчика Овдиенко А.Н.
представителей третьих лиц Булатовой Т.С, Козлова Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2155/2014 по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Мурманский комбинат хлебопродуктов» об устранении нарушений законодательства в сфере промышленной и пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (далее – ОАО «МКХП», Общество) об устранении нарушений законодательства в сфере промышленной и пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа по заданию прокуратуры Мурманской области с привлечением специалистов Северо-Западного Управления Ростехнадзора и ОНД г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области проведены проверки соблюдения ОАО «МКХП» требований федерального законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов, по результатам которых в деятельности Общества выявлен ряд нарушений. Установлено, что Общество осуществляет свою деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных объектов на основании лицензии от 16.03.2013 № ***, объектам (цех по производству муки №№ 1, 2, цех предварительного дозирования и смешивания комбикормового сырья, цех по производству комбикормов, участок зерносушильный, элеватор) присвоен III класс опасности. Вместе с тем, в нарушение положений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в ОАО «МКХП» не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах III класса опасности, не созданы системы поддержки действий персонала в случае аварии на опасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья, а именно: не оснащены аварийным освещением от бесперебойного источника питания эвакуационные выходы из производственных помещений; из 40 единиц цепных транспортеров, эксплуатирующихся в цехе по производству комбикормов, 27 единиц не оснащены устройствами контроля обрыва цепи. Вышеперечисленные нарушения подтверждаются актом проверки от 17.04.2014 в период с 14.30 до 17.30 часов, справкой главного государственного инспектора Ростехнадзора.
Кроме того, проведенной 10.04.2014 проверкой было установлено, что при эксплуатации опасных производственных объектов ОАО «МКХП» нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности. Так, проверкой установлено: в здании подсобно-вспомогательного корпуса части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами: складское помещение не отделено указанными преградами от кабинета главного механика; в здании мельницы отсутствует система автоматической пожарной сигнализации; в здании склада готовой продукции отсутствует система автоматического пожаротушения, а также отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; в задании элеватора, здании материального склада, в цехе предварительных смесей также отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; здание материального склада не оборудовано системой автоматического пожаротушения.
Просил суд обязать ОАО «МКХП» в срок до 01 января 2015 года устранить выявленные нарушения при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: разработать План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах III класса опасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 730; оснастить аварийным освещением от бесперебойного источника питания эвакуационные выходы из производственных помещений; оснастить 40 цепных транспортеров, эксплуатирующихся в цехе по производству комбикормов, устройствами контроля обрыва цепи; оборудовать кабинет главного механика в здании подсобно-вспомогательного корпуса противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости; оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации здание мельницы; оборудовать здания склада готовой продукции, материального склада системой автоматического пожаротушения; оборудовать здания склада готовой продукции, элеватора, материального склада, цех предварительных смесей системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
В судебном заседании старший помощник прокурора Степанчук Н.А. уточнила исковые требования, просила обязать ОАО «МКХП» в срок до 01 января 2015 года устранить выявленные нарушения при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: оснастить аварийным освещением от бесперебойного источника питания эвакуационные выходы из производственных помещений; оснастить 27 цепных транспортеров, эксплуатирующихся в цехе по производству комбикормов, устройствами контроля обрыва цепи; оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации здание мельницы; оборудовать здания склада готовой продукции, материального склада системой автоматического пожаротушения; оборудовать здания склада готовой продукции, элеватора, материального склада, цех предварительных смесей системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Представитель ответчика Овдиенко А.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, представил письменные возражения на исковое заявление, пояснил, что в настоящее время в производственном процессе 27 транспортеров комбикормового цеха, а также оборудование мельницы не участвуют, законсервированы приказом директора до 31.10.2014 года. Мероприятия по оборудованию объектов ОАО «МКХП» системами пожаротушения, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре включены в План организационно-технических мероприятий на 2014-2015 г.г.
Представитель третьего лица - Северо-Западного Управления Ростехнадзора Булатова Т.С. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала по основаниям и доводам аналогичным изложенным в представленном ранее отзыве на исковое заявление, пояснила, что временная консервация оборудования не подтверждает, что в дальнейшем указанное оборудование не будет использоваться в технологическом процессе и не освобождает ответчика от исполнения законных требований прокурора.
Представитель третьего лица ОНД г. Мурманска УНД ГУ МЧС России по Мурманской области Козлов Ю.В. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и представителей третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты прав граждан, как из числа работников ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов», так и иных лиц, для жизни и здоровья которых создается угроза вследствие невыполнения Обществом законодательства о промышленной и пожарной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Судом установлено, что ОАО «МКХП» является действующим юридическим лицом, осуществляет деятельность по производству муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей из теста.
Кроме того, на основании лицензии от 16.03.2013 № *** Общество осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных объектов (цеха по производству муки №№ 1, 2, цеха предварительного дозирования и смешивания комбикормового сырья, цеха по производству комбикормов, участок зерносушильный, элеватор), которым присвоен III класс опасности.
Местом осуществления производственной деятельности ответчика является: г. Мурманск, ул. ***, д. ***.
Преамбулой Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») установлено, что Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В силу статьи 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В соответствии с частью 11 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Как следует из материалов дела, 17.04.2014 прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска с участием главного государственного инспектора ОПБ по МО Северо-Западного Управления Ростехнадзора Булатовой Т.С. проведена проверка соблюдения ОАО «МКХП» законодательства о промышленной безопасности на опасных производственных объектах, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. ***, д. ***.
Проверкой установлено, что при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов ОАО «МКХП» допускаются нарушения обязательных требований законодательства в сфере промышленной безопасности.
В ОАО «МКХП» не созданы системы поддержки действий персонала в случае аварии на опасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья, а именно: не оснащены аварийным освещением от бесперебойного источника питания эвакуационные выходы из производственных помещений, что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 11 ст. 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Кроме того, проверкой установлено, что 27 единиц цепных транспортеров, эксплуатирующихся в цехе по производству комбикормов (по данным технического паспорта взрывобезопасности ОПО ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» по состоянию на 01.04.2014), не оснащены устройствами контроля обрыва цепи, что является нарушением ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.2.16 ПБ 14-586-03.
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки от 17.04.2014. С актом проверки ознакомлен главный инженер ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» М.Г.Г., о чем свидетельствует его подпись. Данные, изложенные в акте, в установленном законом порядке ОАО «МКХП» не оспорены. Акт проверки составлен с участием главного государственного инспектора ОПБ по МО Северо-Западного Управления Ростехнадзора Булатовой Т.С., обладающей специальными познаниями в сфере промышленной безопасности, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять сведениям, изложенным в акте проверки от 17.04.2014. Данные обстоятельства представителем ответчика оспорены не были.
Также материалами дела подтверждено, что 10.04.2014 прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска с участием государственного инспектора г.Мурманска по пожарному надзору К.Ю.В. проведена проверка соблюдения ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов.
Актом проверки от 10.04.2014 выявлены нарушения ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» законодательства о пожарной безопасности.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила).
В силу статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Так, в ходе проверки установлено, что в здании мельницы отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением п. 4, п.п. 8 таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №315 (далее - НПБ 110-03).
В здании склада готовой продукции отсутствует система автоматического пожаротушения, что является нарушением требований п. 4, п.п. 2 таблицы 1 НПБ 10-03, а также отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, что нарушает ст.ст. 54, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 17 таблицы 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173; п.1 таблицы 1, п. 20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 (далее - НПБ 104-03).
Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований в здании элеватора, здании материального склада, в цехе предварительных смесей также отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, здание материального склада не оборудовано системой автоматического пожаротушения.
Данные, изложенные в акте от 10.04.2014, в установленном законом порядке ОАО «МКХП» не оспорены. Представленный прокуратурой Ленинского округа г.Мурманска акт проверки составлен с участием государственного инспектора г. Мурманска по пожарному надзору К.Ю.В., обладающего специальными познаниями в сфере пожарной безопасности, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять сведениям, изложенным в акте проверки от 10.04.2014. Данные обстоятельства представителем ответчика оспорены не были.
Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что в ходе осуществления деятельности по эксплуатации взрывоопасных объектов ОАО «МКХП» допустило нарушение требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности.
Возражении представителя ответчика о том, что на основании приказов №№ ***, *** от 30.05.2014 27 транспортеров комбикормового цеха, а также оборудование мельницы в производственном процессе не участвуют, законсервированы до 31.10.2014 года, судом не принимаются, поскольку в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.
При таких обстоятельствах, временная консервация опасных производственных объектов не подтверждает, что в дальнейшем указанное оборудование не будет использоваться при осуществлении уставной деятельности ОАО «МКХП», и не освобождает от исполнения требований промышленной и пожарной безопасности.
Доказательств подтверждающих, что мероприятия по оборудованию объектов ОАО «МКХП» системами пожаротушения, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре запланированные на 2014-2015 г.г. будут выполнены в 2014-2015 г.г. ответчиком не представлены.
Учитывая, что невыполнение вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации в сфере промышленной и пожарной безопасности нарушает конституционные права граждан на жизнь, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем работ, производство которых необходимо выполнить ответчику, а также в целях реального исполнения судебного акта, суд устанавливает срок исполнения решения суда до 01 июля 2015 года, полагая указанный срок разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ *** ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░