Решение по делу № 33а-14411/2018 от 06.08.2018

Судья Рябин Е.Е. Дело № 33а-14411/2018

Учет № 021а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2018 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,

судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Фархутдиновой Минненур Аглямзяновны на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2018 года, которым постановлено:

иск Фахрутдиновой Минненуры Аглямзяновны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, выраженное в несвоевременном рассмотрении и направлении Фахрутдиновой М.А. ответа на её обращения от 26 марта 2018 года об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, деревня Каипы, улица Центральная дом 26а, кадастровый номер ....:241 и земель государственной собственности в кадастровом квартале 16:24:070201, путем перераспределения земельного участка.

Признать незаконным ответ исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 мая 2018 года № 855 на обращение № 1373-НН от 6 апреля 2018 года.

В удовлетворении требования о признании незаконным ответа исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан № 842 от 28 мая 2018 года на № 5347-МФ от 6 апреля 2018 года и об обязании утвердить схему земельного участка кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, деревня Каипы, улица <адрес>, путем перераспределения земельного участка отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Фархутдиновой М.А., Миннигулова И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Фархутдинова М.А. обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании бездействия.

В обоснование требований указано, что она является собственником земельного участка площадью 2 000 кв.м с кадастровым номером ....:241, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, деревня Каипы, улица <адрес>

26 марта 2018 года Фархутдинова М.А. обратилась исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ....:241 путем перераспределения земельного участка из земель государственной собственности в кадастровом квартале ....070201 на кадастровом плане территории.

Однако ответа на указанное заявление ею не получен.

В ходе судебного разбирательства Фахрутдинова М.А. свои требования уточнила и просила признать незаконным бездействие исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в несвоевременном рассмотрении и направлении ей ответа на её обращение от 26 марта 2018 года об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории; признать незаконным отказ исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 мая 2018 года №855 на обращение от 6 апреля 2018 года №1373-НН; признать незаконным ответ исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 мая 2018 года №842 на ее обращение от 6 апреля 2018 года № 5347-МФ и обязать исполнительный комитете Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 2499 кв.м на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка.

Суд административное исковое заявление частично удовлетворил. Решение принято в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Фархутдиновой М.А. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для полного удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела видно, что Фахрутдинова М.А. 26 марта 2018 года обратилась исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с двумя идентичными по содержанию заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке перераспределения земельных участков.

Письмом исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 мая 2018 года №842 за подписью председателя Палаты имущественных и земельных отношения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в ответ на обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административный истец Фархутдинова М.А. поставлена в известность о том, что испрашиваемая ею территория предназначена для пожарного проезда, и об отсутствии оснований для утверждения схемы расположения земельного участка.

Письмом Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 мая 2018 года №855 на второе обращение Фахрутдиновой М.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке перераспределения дан ответ о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка и даны разъяснения о перечне документов, которые должны быть приложены к заявлению о перераспределении земельных участков.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из обстоятельства нарушения административным ответчиком установленного законом 30-дневного срока для дачи ответа на ее обращение, признал также незаконным ответ исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 мая 2018 года №855 на обращение Фахрутдиновой М.А. от 26 марта 2018 года, принял во внимание то, что испрашиваемый земельный участок является проездом соотносительно к землям общего пользования, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части требования об оспаривании бездействия административного ответчика, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления Фахрутдиновой М.А. от 26 марта 2018 года, в части ее требования об оспаривании ответа исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 29 мая 2018 №855 как противоречащего предыдущему ответу от 28 мая 2018 года №842, и в удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований отказал.

При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

На основании статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

В соответствии с частью 2 статьи 43 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Согласно статье 2 Закона Республики Татарстан РТ от 26 декабря 2015 года №108-ЗРТ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городских, сельских поселений в Республике Татарстан и органами государственной власти Республики Татарстан по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений в Республике Татарстан, в которых утверждены правила землепользования и застройки поселения (далее - городские, сельские поселения), по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территориях городских, сельских поселений, между органами местного самоуправления городских, сельских поселений и органами государственной власти Республики Татарстан сроком на пять лет осуществляются Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Татарстан.

Законом Республики Татарстан от 26 декабря 2015 года №109-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" органы местного самоуправления, в том числе Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан, сроком на пять лет наделены государственными полномочиями Республики Татарстан по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территориях городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в которых утверждены правила землепользования и застройки поселения, за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Устава муниципального образования "Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан", принятого решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 8 октября 2014 года № 42-РС в структуру органов местного самоуправления района входят Совет района, Глава района, Исполнительный комитет района, Контрольно-счетная палата района, Финансово-бюджетная палата района, Палата имущественных и земельных отношений района, иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 22 декабря 2005 года № 35 утверждено Положение о Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с пунктом 5.2 которого указанный орган заключает договоры, контракты, соглашения по передаче земельных участков в любые формы собственности и обеспечивает их выполнение.

Соответственно надлежащими административными ответчиками по данному делу являются исполнительный комитете Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, ответ которой в письме от 29 мая 2018 года №855 на обращение Фахрутдиновой М.А. о предоставлении земельного участка в порядке перераспределения и был признан судом первой инстанции незаконным.

Таким образом, обжалуемым решением суда был разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

На основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 27 июня 2018 по данному административному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-14411/2018

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Фархутдинова М.А.
Ответчики
Муниципальное учреждение Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Другие
Исполнительный комитет Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ
Председатель палаты имущестенных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ Нурутдинов Н.И.
Миннигулов И.Н.
Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сибгатуллина Л. И.
04.09.2018[Адм.] Судебное заседание
17.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее