РЕШЕНИЕ гр/д№2-1172/17г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2017 года г. Махачкала
Судья Кировского районного суда г.Махачкала Вагабова М.Г., при секретаре Аджиевой З.А., с участием представителя истца Мирземетова Э.А. по доверенности Мирзоева Э.Н., представителя ответчиков УФСИН России по РД и ФСИН России, по доверенностям Магомедова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО11 по РД и ФИО2 об оспаривании решения ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО11 по РД и ФИО2 о признании решения ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) об отказе в принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным, обязании ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с ФИО11 по РД компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
В обоснование своего иска он указал следующее.
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 1995 году поступил на службу в ФБУ ИК - 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО15 по <адрес>.
ФИО25 ФИО2 по <адрес> №-лс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 уволен с должности заместителя дежурного помощника колонии дежурной части отдела безопасности федерального казенного учреждения ФБУ ИК - 7 по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по достижению предельного возраста, с 22.02.2017г.
ФИО3 04.07.2014г. подал в ФИО4 по РД по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФИО11 по РД и подведомственных учреждений, непосредственно подчиненных ФИО11 и дислоцирующихся в <адрес>.. .. Единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее ФИО4 по РД) соответствующий рапорт о постановке его на учет для получения единовременной выплаты с приложением документов, указанных в п.5 Правил.. ., утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № «О представлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждении и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» (далее - Правила).
В подтверждение заявителем получено у секретаря ФИО4 по РД справка о принятии у него полного пакета документов 04.07.2014г.
В соответствии с пунктами 10.1, 10.2 Порядка формирования и работы ФИО27 учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставлению сотрудникам учреждении и органов УИС единовременной выплаты, установленной приказом ФИО2 от 29.08.2013г. № (далее - Порядок) в июне 2014 года на заседании ФИО4 по РД был рассмотрен представленный истцом пакет документов. В соответствии с Порядком была осуществлена проверка сведений, содержащихся в документах, и установлено в соответствии представленных документов для получении единовременной выплаты перечню определенному в Правилах, а также установленному порядку оформления. По результатам рассмотрения принято решение направить пакет документов ФИО3 в ФИО2 для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Из выписки протокола № от 16.02.2016г. следует, что ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФИО2, образовательных организаций, учреждений, непосредственно подчиненных ФИО2.. . единовременной выплаты «далее - ФИО2» были рассмотрены рапорт ФИО3
Одновременно о постановке на учет для предоставления единовременной выплаты ему и членам его семьи было отказано. Отказ мотивирован тем, что у истца отсутствует обязательные документы, предусмотренные п.5 Правил.
В ходе заседания ФИО2 установлено, что у истца состав семьи 5(пять) человек:
- заявитель - ФИО18 (брак зарегистрирован 28.07.1993г.)
- супруга ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
- дочь ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (19 лет, студентка очной формы обучения);
- сын ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (16 лет, студент очной формы обучения);
- дочь ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (12 лет).
Заявитель и супруга с 26.03.2001г., дочь ФИО13 с 15.05.2009г., сын с 2001г.,младшая дочь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>. Данных о регистрации младшей дочерни ФИО14 до 26.05.2014г. отсутствует.
Из выписки протокола № от 16.02.2016г. следует, что истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №.
ФИО2 делает вывод, что истец не представил документы, т.е. информацию за последний 5 лет данных о регистрации младшей дочери ФИО14 до 26.05.2014г. отсутствуют (о какой информаций или о каких документах идет речь не понятно).
Считаем указанное выше решение ФИО2 неправомерным ущемляющим права и интересы ФИО3 и членов его семьи по следующим основаниям.
Младшая дочка - ФИО8, с 1 по 10 класс действительно обучается в МКОУ «Тюбинская СОШ» <адрес> в 2007 по 2017 учебного года, прописана и проживает по адресу: РД, <адрес>.
В целях постановки на учет или получении единовременной выплаты сотрудник представляет ФИО27 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных выплат заявление. К заявлению прилагается документы перечисленные в п.п. а) - л) п.5 Правил.
Как следует из выписки протокола № от 16.02.2016г., все документы, предусмотренные п.5 Правил (выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту проживания (заменяющие их документы, документы подтверждающие невозможность их получения), документы, подтверждающие наличие (отсутствие) в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений и т.д.), представлены.
Дети истца проживают постоянно совместно со своими родителями и в связи с этим можно утверждать, что жилые помещения, за нимикоторыми могло быть ранеее закреплено право пользования, отсутствует. Соответственно, действия повлекшие ухудшение жилищных условий совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющих права на получение единовременной выплаты ими не производились.
ФИО2 установлено совместное проживание истца и членов его семьи, не подвергаются сомнению тот факт, что жилые помещения на праве собственности у них отсутствуют. Кроме того, нуждаемость ФИО18 и членов его семьи в предоставлении единовременной выплаты, как следует из выписки протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, было установлена и под сомнение не ставилось.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 Порядка о формирования и работы ФИО27 учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС единовременной выплаты, установленном приказом ФИО2 от 29.08.2013г. № (далее - Порядок) 30.12.2013г. по заседании подФИО4 по РД был рассмотрен предоставленный истцом пакет документов. В соответствии с Порядком была осуществлена проверка сведений, содержащихся в документах, и установлено в соответствии представленных документов для получения единовременной выплаты перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку оформления. По результатам рассмотрения принятого решения о направления во ФИО2 заявление (рапорта) и документов в соответствии с Правилами и Порядком и ходатайствовать о постановке его на учет. Тем самым обязанность по проверке полноты и содержанию документов лежит на подФИО4 по РД. Но в постановке на учет для предоставления единовременной выплаты было отказано по п. 5 Правил, так как у истца отсутствует обязательные документы.
И, получив необоснованный и незаконный отказ, истец испытывал нравственные страдания, выразившееся в нарушении сна и аппетита, подавленном настроении и раздражительности, данные обстоятельства негативно отразились на общем самочувствие истца, а также межличностных отношениях, как на работе, так и в семье.
Поскольку, если бы ПодФИО4 по РД, которая изначально принимала документы, были бы установлены недостатки по количеству или качеству предоставленных документов, то отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты не было бы.
Однако,сдав документы ПодФИО4 по РД, истец был уверен, что ПодФИО4 по РД досконально проверила полноту представленных документов и тем самым истец морально был спокоен.
Соответственно ФИО4 по РД, была проверена информация об истце за последние 5 лет. Обстоятельств, в следствии которых ФИО3 не может быть принят на учет для получения единовременной выплаты, также не выявлено.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО24 иск поддержал и просил суд удовлетворить его по вышеприведенным основаниям.
Истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки в суд не известил, не представил сведений о причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил, что дело может быть рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчиков ФИО12 по РД и ФИО2 по доверенностям ФИО19 в судебном заседании иск не признал. Он просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на следующее.
Считает, что вывод ФИО2 об отказе ФИО3 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, является правомерным.
Согласно п.п. 10.1, 10.2 приказа ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № территориальная ФИО26 осуществляла следующие функции:
принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты;
подготовку для направления в ФИО2 пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций осуществляют следующие основные полномочия:
регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений; проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочихдней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Таким образом, территориальная подФИО4 по <адрес> в соответствии с п.п. 10.1, 10.2 Порядка формирования и работы ФИО27 установленном приказом ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № территориальная подФИО4 по <адрес>, как уже указывалось выше осуществляла: принятие документов для получения единовременной выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения ЕСВ на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, и подготовку для направления в ФИО2 пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения ЕСВ.
Из вышеуказанного усматривается, что территориальная подФИО4 по <адрес> никаких действий в отношении истца не предпринимала. Под действиями понимается либо постановка на учет, либо отказ в постановке на учет сотрудника для получения единовременной социальной выплаты.
Решение о постановке или отказе в постановке на учет принимала ФИО2.
В соответствии с вышеизложенным, учитывая, что ФИО11 по <адрес> не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу просил суд, в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать.
Заявителем не были представлены выписки из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с места жительства своей младшей дочери ФИО14 2002г.р., до её регистрации по месту жительства заявителя (<адрес>, пос. Н. Тюбе, <адрес>), учитывая, что она зарегистрирована в указанном жилом помещении только с ДД.ММ.ГГГГ (в выписке из похозяйственной книги указана дата регистрации).
Каких либо других доказательств того, что младшая дочь заявителя была зарегистрированы по указанному месту жительства заблаговременно (за 5 лет до подачи заявления о постановке на учет для получения ЕСВ), либо материалов, которые указывают, где она была зарегистрирована ФИО3 в ФИО2 представлено не было.
Справка, Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н, на имя ФИО8, о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ прописана и проживает по месту жительства заявителя по адресу: <адрес>, пос. Н. Тюбе, <адрес>, противоречит записи в выписке из похозяйственной книги, о том что дочь заявителя - ФИО14 зарегистрирована по указанному адресу с 2014 года и не могла повлиять на решение ФИО2, учитывая что решение в отказе постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил было уже принято (выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ).
Ссылка истца, что в соответствии с ч. 2 статьи 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов, является не состоятельной, так как члены ФИО2 не могли знать проживает ли, либо проживала ли младшая дочь сродителями по месту их регистрации или может, проживала с иными лицами (усыновителями или опекунами).
Отсутствие регистрации детей по месту жительства родителей и без подтверждения совместного проживания несовершеннолетних детей с родителями является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет для получения ЕСВ.
Справка, Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н, выданная ФИО8, о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ прописана и проживает по месту жительства заявителя по адресу: <адрес>, пос. Н. Тюбе, <адрес> представленная вместе с материалами искового заявления на рассмотрение суда, как доказательство, подтверждающее исковые требования истца фактически подтверждают соответствие действий ФИО2 положениям подпункта «3» пункта 5 Правил в отказе в постановке ФИО3 на учет для получения ЕСВ.
Считает, вывод ФИО2 об отказе ФИО3 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил правомерным, в связи, с чем просил суд отказать в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 76 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Конституцией РФ провозглашено (статья 2) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 7 Конституции РФ констатирует, что ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно статьи 45 Конституцией РФ провозглашено, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (ч. 1). Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации (ч. 2). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (ч. 3, п. 2). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец, 1995 году поступил на службу в ФБУ ИК-7 ФИО11 по РД, приказом ФИО11 по РД №-лс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО28 уволен с должности заместителя дежурного помощника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ФБУ ИК-7 по п. «б» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по достижению предельного возраста, с ДД.ММ.ГГГГ и он как сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 21 год 03 месяца 00 дней в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, согласно правил ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ (ред. от 02.07.2013г., с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что также подтверждается выпиской из протокола ФИО2 № от 16.02.2016г. и выпиской из протокола заседания ФИО4 по РД.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
В силу указанных Правил: п. 4 Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; п. 5. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в ФИО27 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ФИО27) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях но очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил); п. 7 на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, ФИО27 в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом ФИО27 решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения; п. 27 Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Согласно п.7 части 11 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, ФИО27 в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом ФИО27 решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как сотрудник органов исполнительной системы, истец обратился ДД.ММ.ГГГГ в ФИО27 по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ФИО27) заявление, в котором указал сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи: супруга ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанный факт также подтверждается рапортом ФИО6, справкой от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии у него документов, необходимых при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения социальной выплаты», выданной секретарем ФИО4 по <адрес> и выпиской из протокола ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.К заявлению приложены все необходимые документы.
Также указанные доводы истца подтверждаются следующими письменными документами. Как следует из материалов дела, между ФИО20 и ФИО21 заключен брак.
От данного брака ФИО3 имеет троих детей: ФИО22ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, собственником квартиры площадью 29, 95 кв.м. по адресу: РД, <адрес>, является ФИО9, на основании договора безвозмездной передачи гражданину квартиры в личную собственность № от ДД.ММ.ГГГГ.
По указанному адресу зарегистрированы ФИО3, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8
Как усматривается из справок согласно базе данных Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД за гр. ФИО6 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно домовладение по адресу: РД, <адрес> не значиться, за ФИО7 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, также домовладение не значиться.
Также, согласно справке Администрации МО <адрес> ФИО8 прописана и проживает по настоящее время по адресу: РД, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МКОУ «Тюбинская средняя общеобразовательная школа» ФИО8 обучается с 1 по 10 класс в МКОУ «Тюбинская СОШ» <адрес> с 2007 года по 2017 год.
Судом также установлено и подтверждается выпиской из протокола заседания ФИО4 по РД по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФИО11 по <адрес> и подведомственных учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Дагестан, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФИО2 и дислоцирующихся в <адрес> единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, соответствующий рапорт о постановке ФИО3 на учет для получения единовременной выплаты с приложением документов, указанных в п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», секретарем ФИО4 по <адрес>, ФИО27 решено направить пакет документов ФИО3 в ФИО2 для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Как установлено судом, согласно выписки из протокола № от 16.02.2016г., ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФИО2, образовательных организаций ФИО2, учреждений, непосредственно подчиненных ФИО2, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФИО2 о единовременной выплаты рассмотрен рапорт ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для получения единовременной выплаты и прилагаемые к нему документы и ему отказано в постановке на учет для предоставления единовременной выплаты ему и членам его семьи, ссылаясь на то, что у ФИО3 отсутствуют обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации». Однако, как установлено судом, в нем не указаны какие именно обязательные документы отсутствуют. В то же время ФИО27 установлено, что заявитель и супруга с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ, сын с ДД.ММ.ГГГГ, младщая дочь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрированы по адресу: РД, <адрес>. Жилое помещение общей площадью 29,95 кв.м. принадлежит на праве собственности брату заявителя ФИО3. Постоянно зарегистрировано 5 человек. Представлена выписка из похозяйственной книги, выписка из домовой книги, справка об отсутствии финансового лицевого счета.
Отсюда следует, что ФИО27 установлены какова фактическая обеспеченность членов семьи истца - сотрудника общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, а также отсутствие какого-либо неправомерного действия истца,которое могло быповлечь ухудшение жилищных условий (ч. 8 ст. 4 Федерального закона и п. 12 Правил).
Суд учитывает то, что ст. 20 ГК РФ устанавливает, что местожительство несовершеннолетних детей, не достигших 14-летия, определяется по местожительству их законных представителей в данном случае - родителей.
В связи с этим, проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о признании незаконным решения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ФИО3 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно норм ст.ст. 59-60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела; а также обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу норм ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Установив, что истец имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя, собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, суд приходит к выводу, что, как выше указано, ФИО3 относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную п. 3 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что подтверждается также, как указано выше, выпиской из протокола заседания ФИО4 по РД.
При этом, как установлено судом и подтверждается материалами данного дела, законные основания для отказа ФИО3 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют.
Представленные истцом документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц.
Согласно норм ст.3 ГПК РФ и ст.11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное действительное право гражданина.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно правил статей 12, 35, 39 и 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основании равноправия и состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательств с позиций ст.ст. 59-60, 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают, что исковые требования ФИО3 в этой части являются обоснованными, следовательно, их необходимо удовлетворить, признав решение ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №), об отказе в принятии ФИО10 и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
С учетом изложенного соответственно необходимо обязать ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить ФИО3 и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время в судебном заседании установлено, что в удовлетворении иска ФИО3 в части о взыскании с ФИО11 по <адрес> в счет компенсации морального вреда 30 000 руб., необходимо отказать по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При этом ст. 150 ГК РФ установлено, что к нематериальным благам, в том числе относится жизнь и здоровье гражданина.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от ДД.ММ.ГГГГ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, которые причинены действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты> распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
На основании п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
По смыслу приведенных норм право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела, данные не дают суду основания полагать, что истцу реально причинен моральный вред, физический вред либо глубокие физические или нравственные страдания.
Бремя доказывания указанных обстоятельств в этой части иска о взыскании с ответчика ФИО11 по РД в счет компенсации морального вреда 30 000 руб. согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ лежало на истце, представленные им доказательства не отвечают требованиям ст.ст. 59-60 ГПК РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций ст.ст. 59-60, 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО3 в части взыскания с ответчика ФИО11 по РД в счет компенсации морального вреда 30 000 руб. являются не обоснованными, следовательно, в их удовлетворении необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 к ФИО11 по РД и ФИО2 об оспаривании решения ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и взыскании морального вреда удовлетворить частично.
Признать решение ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №), об отказе в принятии ФИО10 и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Обязать ФИО2 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить ФИО10 и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении искового заявления ФИО3 к ФИО12 по РД в части взыскания в счет компенсации морального вреда 30000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.<адрес>
(мотивированное решение составлено 06.06.2017г.)