Дело №2-59/2022
10RS0014-01-2021-001508-95
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 марта 2022 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., представителя третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Федоровой Е.А., при секретаре Арефьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к Муниципальному унитарному предприятию «Пряжинская компания по управлению муниципальным имуществом» от обязании к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия обратилось в суд с названным иском по тем основаниям, что в Пряжинском районе Республики Карелия нарушаются обязательные требования санитарного законодательства. Не обеспечено получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, использующихся для централизованного водоснабжения населения в пгт. Пряжа, пос. Чална, пос. Матросы, с. Святозеро, пос. Крошнозеро, с. Ведлозеро, ст. Падозеро, д. Савиново Пряжинского района Республики Карелия. Организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению централизованного водоснабжения, является ответчик Муниципальное унитарное предприятие «Пряжинская компания по управлению муниципальным имуществом» (далее – МУП «Пряжинская КУМИ»). На основании изложенных в иске обстоятельств Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия просит суд обязать МУП «Пряжинская КУМИ» в срок до 1 февраля 2023 года обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, использующихся для централизованного водоснабжения населения в пгт. Пряжа, пос. Чална, пос. Матросы, с. Святозеро, пос. Крошнозеро, с. Ведлозеро, ст. Падозеро, д. Савиново Пряжинского района Республики Карелия, а именно:
- пгт. Пряжа – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- п. Чална – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- п. Матросы – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- п. Крошнозеро – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- с. Ведлозеро – два подземных источника: артезианская скважина на ул. Промышленная и скважина «Рожьнаволок;
- ст. Падозеро – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- с. Святозеро – поверхностный источник оз. Лижма;
- д. Савиново – поверхностный источник оз. Савиновское.
Представитель третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района в судебном заседании возражений относительно существа иска не высказала, полагая испрашиваемый истцом срок недостаточным для изыскания средств на проведение необходимых работ.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в сове отсутствие.
Представитель ответчика – МУП «Пряжинская КУМИ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал, что необходимые работы в настоящее время проводятся, они требуют значительных временных затрат.
Суд, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
На территории Пряжинского района ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению централизованного водоснабжения населения, является МУП «Пряжинская КУМИ». Указанный ответчик обеспечивает централизованное водоснабжение пгт. Пряжа, пос. Чална, пос. Матросы, с. Святозеро, пос. Крошнозеро, с. Ведлозеро, ст. Падозеро, д. Савиново.
Перечень вопросов местного значения сельского поселения установлен частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон №131-ФЗ), а в Республике Карелия – дополнен Законом Республики Карелия от 22 декабря 2014 года №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
К их числу не относится вопрос, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
Согласно части 4 указанной статьи вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
На основании статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) одним из принципов, на которых основывается водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, является приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Согласно статье 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании абзацев первого и четвертого указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии поименованных в иске водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствуют.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом указанной позиции, учитывая обстоятельства дела (необходимость изыскания денежных средств для исполнения решения суда, необходимое для разработки соответствующей документации время) суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до 1 февраля 2024 года, находя указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения.
Поскольку срок исполнения решения суда находится за пределами материально-правовых требований истца, позиция об отклонении исковых требований в соответствующей части (установление более позднего срока для исполнения решения вместо испрашиваемого) в резолютивной части решения суда не отражается.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Пряжинская компания по управлению муниципальным имуществом» в срок до 1 февраля 2024 года обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, использующихся для централизованного водоснабжения населения в пгт. Пряжа, пос. Чална, пос. Матросы, с. Святозеро, пос. Крошнозеро, с. Ведлозеро, ст. Падозеро, д. Савиново Пряжинского района Республики Карелия, а именно:
- пгт. Пряжа – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- <адрес> – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- <адрес> – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- <адрес> – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- <адрес> – два подземных источника: артезианская скважина на <адрес> и скважина «Рожьнаволок;
- <адрес> – артезианская скважина, подземный источник водоснабжения;
- <адрес> – поверхностный источник оз. Лижма;
- д. Савиново – поверхностный источник оз. Савиновское.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со статьей 199 ГПК РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ, последний день для подачи апелляционной жалобы – ДД.ММ.ГГГГ.