Дело №2-3578/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2017 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего – судьи Чернышовой Т.В.,
при секретаре – Меликян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по исковому заявлению Куцевалова С.С., Куцеваловой М.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Куцевалов С.С., Куцевалова М.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании за ними права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Одновременно просили обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований истцы сослались на то, что в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера. Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 № 1216 с 10 час. 00 мин.
24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края. Законом Ставропольского края от 28.05.2015 № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит и село Левокумка. Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 № 1910 утвержден перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации – выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, в новой редакции, в который вошло домовладение, расположенное в <адрес>. Согласно акту обследования имущества, пострадавшего (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 на территории Минераловодского городского округа (далее – акт обследования пострадавшего имущества), от 28.05.2017, жилой дом по адресу: <адрес>, признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, собственником имущества указан Куцевалов С.С., а Куцевалова М.А. указана в качестве члена его семьи, совместно с ним проживающего, в перечне пострадавшего имущества указаны: котел, холодильник, насос водяной, шкаф, вода в подвале дома, степень утраты имущества – полная. Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28.08.2017 (мотивированное решение суда составлено 01.09.2017) установлен юридический факт постоянного Куцевалова С.С., <дата> года рождения, Куцеваловой М.А., <дата> года рождения, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с марта 2017 года по настоящее время. Признаны Куцевалов С.С., <дата> года рождения, Куцевалова М.А., <дата> года рождения, пострадавшими результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района села Левокумка. Данное решение вступило в законную силу. На основании данного решения Куцевалов С.С., <дата> года рождения, Куцевалова М.А., <дата> года рождения включены в списки на получение выплат как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, а именно на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., о чем им устно сообщено в администрации. Вместе с тем, выплаты им как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а именно единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб., и финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. за счет средств федерального бюджета (резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) до настоящего времени не произведены. Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Поскольку решением суда установлен факт их постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, они признаны пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации, при этом ими частично утрачено имущество первой необходимости, находящееся в пострадавшем жилом помещении, и поскольку выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. ими не получены, их право на получение указанных выплат нарушено, что является основанием для признания за Куцеваловым С.С., <дата> года рождения, Куцеваловой М.А., <дата> года рождения права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Истцы Куцевалов С.С., Куцевалова М.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Ответчики администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, а также третьи лица Правительство Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, Главное управление МВД России по Ставропольскому краю, Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю, Министерство финансов Российской Федерации в лице в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений на исковое заявление не представили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, в том числе материалы гражданского дела №2-1767/2017, суд приходит следующему.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,
а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 № 287-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-П «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны», которое вступило в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликовано 27.07.2017 на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru), то есть с 28.07.2017, и распространяется на правоотношения, возникшие с 20.05.2017, в Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденный Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 № 287-п внесены изменения, согласно которым право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено (далее соответственно - пострадавшие граждане, жилые помещения). Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (п. 3).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
В настоящее время действуют Методические рекомендации МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Методические рекомендации). Согласно главе 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден Приказом МЧС России от 29.08.2014 № 470 (далее - Порядок № 470), согласно пункту 7 которого на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10 и № 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имуществом первой необходимости является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества первой необходимости. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.
В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 № 1216 с 10 час. 00 мин.
24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 28.05.2015 № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит и село Левокумка.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 № 344-р с 24.05.2017 на территории Ставропольского края в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края, введен режим чрезвычайной ситуации, который отменен 06.07.2017 распоряжением Губернатора Ставропольского края от 06.07.2017 № 430-р.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24.05.2017 № 1216 переведен режим функционирования Минераловодского городского округа звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 06.07.2017 № 1704 на территории Минераловодского городского округа отменен режим чрезвычайной ситуации, произошедшей 24.05.2017.
Постановлением Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 № 1910 утвержден перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации – выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, в новой редакции, в который вошло домовладение, расположенное в <адрес>.
Согласно акту обследования имущества, пострадавшего (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 на территории Минераловодского городского округа (далее – акт обследования пострадавшего имущества), от 28.05.2017, жилой дом по адресу: <адрес>, признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, собственником имущества указан Куцевалов С.С., а Куцевалова М.А. указана в качестве члена его семьи, совместно с ним проживающего, в перечне пострадавшего имущества указаны: котел, холодильник, насос водяной, шкаф, вода в подвале дома, степень утраты имущества – полная.
Куцевалов С.С., Куцевалова М.А. обратились в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края за включением их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 24.05.2017 в Минераловодском городском округе Ставропольского края.
Письмами администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 14.06.2017 № 10а-10/1407 и № 10а-10/1408 им отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате указанной чрезвычайной ситуации с указанием на то, что граждане, у которых отсутствуют необходимые документы, подтверждающие право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства, отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение), включаются в списки на основании принятых судебных решений.
В связи с отказом администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате указанной чрезвычайной ситуации, Куцевалов С.С., Куцевалова М.А. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края с требованиями об установлении юридического факта их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа с марта 2017 по настоящее время, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа села Левокумка, и обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском городском округе селе Левокумка в мае 2017 года.
В ходе судебного разбирательства Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. уточнили, что фактически ими частично утрачено имущество первой необходимости, описанное в вышеуказанном акте, только котел и водяной насос. Иное описанное в акте имущество: холодильник и шкаф не являлись для них имуществом первой необходимости, поэтому оно находилось в подвале.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28.08.2017 (мотивированное решение суда составлено 01.09.2017) установлен юридический факт постоянного проживания Куцевалова С.С., <дата> года рождения, Куцеваловой М.А., <дата> года рождения, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района с марта 2017 года по настоящее время. Куцевалов С.С., <дата> года рождения, Куцевалова М.А., <дата> года рождения, признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района села Левокумка. В удовлетворении требований об обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить Куцевалова С.С., <дата> года рождения, Куцевалову М.А., <дата> года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения на территории Минераловодского района села Левокумка, отказано. Решение суда вступило в законную силу 03.10.2017.
Из обращения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 16.11.2017 № 8505-3-2-5 Кугуй П.А. в адрес органов исполнительной власти Ставропольского края, глав администраций городов, городских округов и муниципальных районов Ставропольского края, следует, что в настоящее время в МЧС России на исполнении находится письмо аппарата Правительства Российской Федерации от 18.10.2017 № П4-54361 в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 01.06.2017 № ЮТ-П4-3502 по вопросу выделения Правительству Ставропольского края в целях исполнения судебных решений из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) дополнительных бюджетных ассигнований для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края.
Правительством Ставропольского края в МЧС России направлены документы (исх. № № 10-22/15942 от 13.10.2017), обосновывающие выделение Правительству Ставропольского края в целях исполнения судебных решений из резервного фонда дополнительных бюджетных ассигнований (далее обосновывающие документы).
В ходе рассмотрения МЧС России обосновывающих документов выявлены замечания, не позволяющие принять их в работу, в связи с чем документы были направлены в Правительство Ставропольского края на доработку, поскольку Министерством финансов Российской Федерации и МЧС России не будут приниматься судебные решения, в которых не отражена следующая информация:
- подтверждение факта проживания гражданина в домовладении, которое находится в зоне чрезвычайной ситуации;
- признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;
- вид полагающихся выплат гражданину, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации (единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой ими имущества первой необходимости);
- размер выплат (10 000 рублей, 50 000 рублей и 100 000 рублей);
- источник финансирования (из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий).
11.12.2017 от администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края поступило заявление о разъяснении решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28.08.2017, в котором она просила указать, что наличие факта проживания гражданина в домовладении, которое находится в зоне чрезвычайной ситуации, установлено на момент введения чрезвычайной ситуации; вид полагающихся выплат гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации (единовременная материальная помощь, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости); размер выплат (10 тыс. руб., 50 тыс. руб., 100 тыс. руб.); источник финансирования - резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В обоснование заявления указано, что при вынесении решения суда суд не принял во внимание, что в соответствии с подпунктами «г» и «д» Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110) предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. руб.), из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Определением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.12.2017 разъяснено, что решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28.08.2017 по гражданскому делу № 2-1767/2017 является подтверждением того факта, что на дату введения распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 № 344-р и постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24.05.2017 № 1216 на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края чрезвычайной ситуации, возникшей в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, Куцевалов С.С., <дата> года рождения, Куцевалова М.А., <дата> года рождения, постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу<адрес>, находящемся в зоне указанной чрезвычайной ситуации. В удовлетворении заявления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о разъяснении решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28.08.2017 по гражданскому делу № 2-1767/2017 в остальной части, а именно в части, касающейся вида полагающихся выплат Куцевалову С.С. Куцеваловой М.А., как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (единовременная материальная помощь, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости); размера выплат (10 тыс. руб., 50 тыс. руб., 100 тыс. руб.); источника финансирования - резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, отказано.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, в котором участвуют те же лица.
По представленной администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края информации, Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. включены в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Информация о произведенных им выплатах отсутствует.
По информации Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, согласно представленным в министерство спискам граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года, на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, сформированным на основании судебных решений, в него включены Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А.. В настоящее время указанный список проходит процедуру визирования и согласования. Заявка на получение финансирования из бюджета Ставропольского края для осуществления выплат единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости по спискам будет формироваться министерством после утверждения списков Губернатором Ставропольского края. Выплата сумм единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, будет производиться в течении двух рабочих дней со дня поступления на расчетный счет денежных средств.
Разрешая заявленные Куцеваловым С.С. и Куцеваловой М.А. исковые требования к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании за ними права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», суд исходит из вышеприведенных положений нормативных актов, в соответствии с которыми выплата единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. гражданам, постоянно проживающим на момент введения чрезвычайной ситуации, в жилых помещениях, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, и утратившим частично находящееся в указанных жилых помещениям имущество первой необходимости за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28.08.2017 по гражданскому делу № 2-1767/2017 с учетом определения Минераловодского городского округа Ставропольского края от 18.12.2017 о разъяснении указанного решения в части, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установлен факт постоянного проживания Куцевалова С.С., <дата> года рождения, и Куцеваловой М.А., <дата> года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на дату введения распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 № 344-р и постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24.05.2017 № 1216 на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края чрезвычайной ситуации, возникшей в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, и находящемся в зоне указанной чрезвычайной ситуации; Куцевалов С.С. <дата> года рождения, и Куцевалова М.А., <дата> года рождения, признаны пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации; согласно акту обследования пострадавшего имущества от 28.05.2017 и пояснений Куцевалова С.С. и Куцеваловой М.А., имущество первой необходимости, находящееся в жилом помещении по адресу: <адрес>, утрачено частично, и с учетом ст. 196 ГПК РФ суд не вправе выходить за пределы заявленных требований; Куцевалов С.С. и Куцевалова М.А. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, и информация о произведенных им выплатах за счет средств федерального бюджета отсутствует, при том, что при вынесении решения Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28.08.2017 по гражданскому делу № 2-1767/2017 вопрос о полагающихся Куцевалову С.С. и Куцеваловой М.А. выплатах, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (единовременная материальная помощь, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости); размере выплат (10 тыс. руб., 50 тыс. руб., 100 тыс. руб.), подлежащих финансированию за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, судом не рассматривался, решение суда по данному вопросу не принималось, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и признания за Куцеваловым С.С., <дата> года рождения, Куцеваловой М.А., <дата> года рождения, права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая социальный характер настоящего спора, а также значимость принятого судебного решения для истцов, суд полагает, что его приведение к немедленному исполнению позволит незамедлительно получить соответствующие выплаты лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и направить их на устранение последствий, вызванных чрезвычайной ситуацией, что полностью соответствует целям и задачам ст. 212 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ «░» ░ «░» ░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15.02.2014 № 110 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.12.2017.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░