10RS0018-01-2021-000384-54
№ 2-208/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Суоярви 19 июля 2021 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Ерохиной В.Г.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суоярвского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Гидроресурс» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в адрес суда с указанным заявлением к ООО «Гидроресурс» мотивируя свои требования тем, что общество определено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории Суоярвского городского поселения. При проведении прокурорской проверки были выявлены нарушения в области обеспечения водоснабжением жителей г.Суоярви. На основании изложенного, с учетом измененных требований, прокурор просил признать незаконными действия ООО «Гидроресурс» по предоставлению услуг холодного водоснабжения ненадлежащего качества, несоответствующего требованиям санитарного законодательства 24.12.2020; 25.01.2021, 05.02.2021, 15.03.2021, 06.04.2021 в отношении неопределенного круга лиц г.Суоярви, обязать ООО «Гидроресурс» в установленном порядке разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, заключить договор водопользования оз.Исо-Пюхяярви в соответствии с требованиями Федерального закона №416-ФЗ; признать бездействие ООО «Гидроресурс», выразившееся в непроведении технического обследования используемых им централизованных систем холодного водоснабжения, незаконным, обязать общество провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.08.2014 №437/пр.
Определением от 19.07.2021 производство по настоящему делу в части обязания ООО «Гидроресурс» произвести перерасчет потребителям г.Суоярви размера оплаты за услугу питьевого водоснабжения ненадлежащего качества за период с ноября 2020 года по апрель 2021 года прекращено, в связи с отказом прокурора от исковых требований в данной части.
В судебном заседании прокурор Костецкая А.А. исковые требования поддержала.
В судебное заседание ответчик ООО «Гидроресурс» своего представителя не направил, извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Представители третьих лиц АМО «Суоярвский район» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, ООО «ЕИРЦ», Государственный комитет Республики Карелия по строительству, жилищному и дорожному надзору в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 8 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение); качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона о водоснабжении требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Санитарно-эпидемиологические требования в отношении качества воды до 01.03.3021 были установлены СанПин 2.1.4.1074-01.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а с 01.03.3021 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
На основании ст. 23 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и ч. 7 ст. 8 Закона о водоснабжении. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Судом установлено, что ООО «Гидроресурс» является зарегистрированной в установленном порядке ресурсоснабжающей организацией, одновременно являющейся исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению на территории Суоярвского городского поселения.
Согласно Уставу ООО «Гидроресурс» Общество осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды.
Постановлением администрации МО «Суоярвский район» № 938 от 12.10.2020 ООО «Гидроресурс» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения, зона деятельности – Суоярвское городское поселение.
Установлено, что источником питьевого водоснабжения является озеро Исо Пюхя Ярви. Иных источников водоснабжения на территории Суоярвского городского поселения нет.
Постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 91 от 12.11.2020 для ООО «Гидроресурс» с 16.11.2020 года установлен тариф на водоснабжение и водоотведение.
В рамках социально-гигиенического мониторинга на протяжении 2020 года, в истекшем периоде 2021 года ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» ежемесячно отбирались пробы питьевой воды из центральной системы водоснабжения г. Суоярви.
В соответствии с протоколами лабораторных исследований (испытаний) ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» № 65/Г от 28.12.2020 (отбор пробы воды от 24.12.2020); № 194/Г и № 192/Г от 04.02.2021 (отбор пробы воды от 25.01.2021); № 419/Г и № 420/Г от 12.02.2021 (отбор пробы воды от 05.02.2021); № 863/Г от 22.03.2021 (отбор пробы воды от 15.03.2021); № 1127/Г от 14.04.2021 (отбор пробы воды от 06.04.2021) установлено, что питьевая вода, подаваемая абонентам ООО «Гидроресурс» с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, не соответствовала санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по ряду показателей, установленными СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 1.2.3685-21.
В частности, по результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных из распределительной сети из водоразборных колонок г.Суоярви, установлено превышение показателей: железо, цветность, окисляемость перманганатная, рН, общие колиформные бактерии (проба от 24.12.2020).
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт несоответствия качества воды, подаваемой системой центрального водоснабжения, нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Материалами дела подтверждено несоблюдение ООО «Гидроресурс» требований законодательства о водоснабжении. Обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечить качество воды, поставляемой потребителям Суоярвского городского поселения по присоединенной сети для питьевых и бытовых целей, является безусловной. При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконными действий ООО «Гидроресурс» по предоставлению услуг холодного водоснабжения ненадлежащего качества, несоответствующего требованиям санитарного законодательства, в указанные периоды (24.12.2020; 25.01.2021, 05.02.2021, 15.03.2021, 06.04.2021) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, в силу ч. 1, ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ в целях выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установлено, что производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу п. 7 Правил программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела ООО «Гидроресурс» является единственной организацией, осуществляющей центральное водоснабжение жителей г. Суоярви, программа производственного контроля качества питьевой воды не разработана, в ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском, Олонецком и Суоярвском районах на согласование не направлена. Ответчиком ООО «Гидроресурс» лабораторные исследования и испытания качества воды, предусмотренные требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, не проведены.
Таким образом, неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о водоснабжении, в части разработки программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в соответствии с предъявляемыми требованиями, нарушает права граждан г.Суоярви на получение качественной услуги в сфере водоснабжения,.
Также, в силу положений ст. 11 «Водного кодекса Российской Федерации» право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов осуществляется на основании договора водопользования поверхностными водными объектами.
Согласно ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Вместе с тем, судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что ООО «Гидроресурс» осуществляет забор воды из озера Исо-Пюхяярви, однако, до настоящего времени договор водопользования вышеназванным объектом не заключен.
Как следует из сообщения Отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 26.05.2021 право пользования у ООО «Гидроресурс» на основании договора водопользования в Государственном водном реестре не зарегистрировано.
В силу ст.8 Федерального закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие холодное водоснабжение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения – это оценка технических характеристик объектов централизованных систем холодного водоснабжения.
Требования к техническому обследованию сетей определены статьей 37 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно п.10 Требований состав работ по техническому обследованию включает в себя: камеральное обследование; техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что техническое обследование централизованных систем водоснабжения г. Суоярви ООО «Гидроресурс» в установленном порядке не проводилось.
Как следует из отзыва на иск директора ООО «Гидроресурс» от 09.07.2021, в настоящее время заключение договора водопользования, разработка производственной программы и проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения г. Суоярви находятся в стадии исполнения.
Бездействие ООО «Гидроресурс» грубо нарушает права граждан, проживающих в г.Суоярви при оказании коммунальных услуг потребителям, не отвечает требованиям надежности, качества, эффективности, о чем свидетельствует обращения граждан по вопросам оказания услуги водоснабжения ненадлежащего качества, а также результаты лабораторных исследований, проведенных ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», являющихся документальным подтверждением несоответствия качества воды, подаваемой системой центрального водоснабжения, нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ при определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, значительности выявленных нарушений и их существенности, суд полагает необходимым обязать ответчика совершить известные действия в срок до 31.12.2021. Указанный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Суоярвского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Суоярвского района удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Гидроресурс» по предоставлению услуг холодного водоснабжения ненадлежащего качества, несоответствующего требованиям санитарного законодательства 24.12.2020; 25.01.2021, 05.02.2021, 15.03.2021, 06.04.2021 в отношении неопределенного круга лиц г.Суоярви.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» в срок до 31.12.2021:
- разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 15 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»;
- заключить договор водопользования оз.Исо-Пюхяярви в соответствии с требованиями Федерального закона №416-ФЗ;
Признать бездействие ООО «Гидроресурс», выразившееся в непроведении технического обследования используемых им централизованных систем холодного водоснабжения, незаконным.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.08.2014 №437/пр.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» госпошлину в доход Суоярвского муниципального района в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Г.Ерохина
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2021
Последний день подачи апелляционной жалобы 23.08.2021