РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Шебалиной Ю.М.,
с участием: представителя истцов Пантелеевой Т.М., Пантелеева К.А. – Хлоповой Ю.А. ( по доверенности);
представителей ответчика администрации сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области - Волик А.Г. (по доверенности);
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2594/2020 по исковому заявлению Пантелеева Кирилла Андреевича, Пантелеевой Татьяны Михайловны к администрации сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении категории земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Ставропольский районный суд Самарской области с вышеуказанным иском, в котором просят суд признать принадлежащий Пантелееву К.А. и Пантелеевой Т.М. на праве общей долевой собственности земельный участок общей площадью 83 000 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного относительно почтового ориентира: <адрес>
Указать решение суда в качестве основания для Управления Росреестра по Самарской, области и филиала ФГБУ «ФКП по Самарской области» для внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке общей площадью 83 000 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного относительно почтового ориентира: Самарская область, м.р. Ставропольский, земли общей долевой собственности в границах бывшего колхоза имени Менжинский, относящимся к категории земель: «Земли населенных пунктов» в части изменения категория земель с «Земли сельскохозяйственного назначения» на «Земли населенных пунктов».
Заявленные требования мотивированы тем, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 83000 кв.м. с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного относительно почтового ориентира: <адрес>
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области подготовлен проект решения собрания представителей сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области, утвержденный решением собрания представителей № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.». Указанный текст постановления был официально опубликован в газете «Ставрополь на Волге» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ выражено согласие администрация м.р. Ставропольский Самарской области с проектом изменений в генеральный план с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области, утвержденный решением собрания представителей № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения от ДД.ММ.ГГГГ Собрания представителей с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области принято решение № «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский»,которым внесены изменения в Положение о территориальном планировании села, которым среди прочих изменений, изменен пункт «Развитие жилой зоны до 2033 года в с. Ташелка показатели площадки №», а именно: «на площадке №, расположенной в северо-восточной части села Ташелка общей площадью территорий — 562,2 га, общее количество участков- 375, численность планируемого населения -1125 человек. Площадка № включает в себя земельные участки с кадастровыми номерами№ (площадью 21,8га), № (площадью 12,45га№ (площадью 4,72 га), № (площадью 8,3 № (площадью 8,3 га), № (площадью 11,87 га), № (площадью 8,3 га). То есть согласно указанному выше решению, границы населенного пункта были изменены и земельный участок, принадлежащий истцам в соответствии со ст. 23 ГкР РФ включен в границы населенного пункта с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области.Генеральный план с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области опубликован на странице в сети Интернет по адресу: http://tashelka.stavrsp.ru/.
В августе 2020 года истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права изменений указанного выше земельного участка, а именно: изменении категории земельного участка в связи с включением земельного участка с кадастровым № в границы населенного пункта. ДД.ММ.ГГГГ уведомлением от № Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиипо Самарской области отказало в осуществлении регистрационных действий по изменению категории земельного участка, так какАдминистрацией с.п. Ташелка не реализована обязанность, предусмотренная ст.32 Закона № 218-ФЗ, а именно: орган местного самоуправления не направил в орган регистрации прав документы об установлении/изменении границ населенного пункта.
В связи с тем, что истцы лишены возможности осуществлять правомочия собственника в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, так как указанная в ЕГРН категория земельного участка предполагает определенные ограничения в реализации правомочий собственника, они были вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенного права.
В судебном заседании представитель истцов, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области Волик А.Г. исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения. Пояснила, что администрация с.п. Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области не выполнила обязанности по направлению соответствующих документов в регистрирующий орган для внесения изменений сведений о границах населенного пункта по причине того, что обязательства по муниципальному контракту от 30.10,2018 года, заключенному между администрацией с.п. Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области и ООО «Геоземстрой», принявшего на себя обязательства по выполнению работ по подготовке электронных документов, воспроизводящих сведения о границе сельского поселения не исполнены до настоящего времени.
Представители третьих лица - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела оповещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражений по существу заявленных требований не представили.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит следующему:
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 7 ЗК РФ предусматривает деление земель по целевому назначению на категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
В соответствии с ч. 1 ст.8ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов РФ.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 ст.84 ЗКРФ определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов являются: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений.
Согласно ст. ст.23,24 Градостроительного кодексаРФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируются отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В силу ст.25 Градостроительного кодексаРФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.
Согласно статье 8 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 11 части 1 статьи 32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
В соответствии пунктом 8 части 1 статьи 32 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
При этом согласно части 18 статьи 32 Закона обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости изменений относительно категории земельного участка, в связи с изменением границ населенного пункта, возможно только после внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Как следует из частей 2-5 статьи 33 Закона, соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 83000 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного относительно почтового ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области подготовлен проект решения собрания представителей сельского поселения «О внесении изменений в Генеральный план с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области, утвержденный решением собрания представителей № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.». Указанный текст постановления был официально опубликован в газете «Ставрополь на Волге» от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения от ДД.ММ.ГГГГ Собрания представителей с.п. Ташелка м.р. Ставропольский Самарской области принято решение № «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский»,которым внесены изменения в Положение о территориальном планировании села, которым среди прочих изменений, изменен пункт «Развитие жилой зоны до 2033 года в с. Ташелка показатели площадки №», а именно: «на площадке №, расположенной в северо-восточной части села Ташелка общей площадью территорий — 562,2 га, общее количество участков- 375, численность планируемого населения -1125 человек. Площадка № включает в себя земельные участки с кадастровыми номерами: № (площадью 21,8га), № (площадью 12,45га), № (площадью 4,72 № (площадью 8,3 № (площадью 8,3 га№ (площадью 11,№ (площадью 8,3 га).
Для внесения соответствующих изменений в части категории земельного участка, истцы обратились с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о внесении в ЕГРН сведений в отношении спорного земельного участка.
Уведомлением от № от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиипо Самарской области отказано в осуществлении регистрационных действий по изменению категории земельного участка, поскольку изменение категории земель такого участка на земли населённых пунктов в соответствии с ч.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обжалование решения органа, наделенного отдельными государственными полномочиями, производится в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ. Сведений об обжаловании данного отказа Управления Росреестра истцами не представлено, как и не представлено доказательств обжалования действий (бездействия) органа местного самоуправления, выразившихся в не предоставлении испрашиваемых документов (сведений), необходимых для внесения изменений в ЕГРН.
Вопрос о внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении земельного участка относится к исключительной компетенции регистрирующего органа - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решение об отказе во внесении изменений в ЕГРН, а также действия (бездействия) органа местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. При этом суд, будучи органом правосудия, не вправе подменять орган государственной регистрации, к компетенции которого относится внесение изменений в государственный кадастровый учет земельных участков. Возможность внесения изменений судом в государственный кадастровый учет в части категории и вида разрешенного использования земельного участка, а также установление категории и вида разрешенного использования земельного участка по заявлению собственника - действующим законодательством не предусмотрена.
Признание исковых требования органом местного самоуправления не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований.
Действия третьих лиц, уклоняющихся от принятых на себя обязательств перед администрацией с.п. Ташелка Ставропольского района Самарской области по выполнению работ по подготовке документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенного пункта и, как следствие, внесения соответствующих изменений относительно категории земельного участка, не освобождают орган местного самоуправления от выполнения обязательств по исполнению требований Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о направлении в регистрирующий орган документов для в ЕГРН соответствующих сведений.
Кроме того, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ и 25 Градостроительного кодекса РФ истцом суду не представлено доказательств согласования проекта генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пантелеева Кирилла Андреевича, Пантелеевой Татьяны Михайловны к администрации сельского поселения Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении категории земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2020 года.
Председательствующий