Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № № ******
в производстве ****** районного суда ******
Решение
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ ****** районный суд ****** в составе
председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО5 о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы, включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище»,
Установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленного иска ФИО1 указал, что с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил службу в специальной пожарной части № ****** ФИО6 занимаемая им должность в основном финансировалась за счет средств федерального бюджета. Приказом начальника ФИО7 № ****** от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из государственной противопожарной службы по ограниченному состоянию здоровья, выслуга лет по состоянию на день увольнения составила ****** года ****** мес. ****** дн. Поскольку он не был обеспечен жильем в установленном законом порядке и проживает в общежитии, признан нуждающимся в получении жилья и состоит в очереди по месту жительства в администрации <адрес> городского округа с ДД.ММ.ГГГГ., а также по месту службы. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Решением комиссии, изложенным в протоколе № ****** от ДД.ММ.ГГГГ г., ему отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по тем основаниям, что не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.1999 г. № 825 установлено, что увольняемые со службы сотрудники, содержащиеся за счет федерального бюджета, граждане, уволенные со службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Указанные положения закреплены и в постановлении Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1095 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы МЦС РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений. Полагает, что относится к категории лиц, указанных абзацем 5 подпункта «а» п. 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные требования, в обоснование которых привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО9 исковые требования ФИО1 не признал и суду пояснил, что истец не соответствует требованиям, содержащимся в п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011-2015 годы, поскольку он уволен со службыДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность службы истца за счет средств федерального бюджета составляет менее 10 лет, военную службу не проходил, в установленном порядке не признан нуждающимся в жилых помещениях. Истец не состоял во время службы и не состоит после увольнения на жилищном учете в федеральном органе исполнительной власти. Факт нахождения на учете нуждающихся в местной администрации не имеет правового значения и не порождает прав истца на участие в Подпрограмме. В настоящее время истец обеспечен жильем по нормам действующего законодательства. Кроме того, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих” и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан” установлено, что категории граждан, к которым относится истец, в настоящее время выдача государственных жилищных сертификатов не производится. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – ФИО10 в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, в своем письменном отзыве просит рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по иску не представил.
ФИО11 в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, в своем письменном отзыве просит рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по иску не представил.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО12, в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, в своем письменном отзыве просит рассмотреть дело в их отсутствие, указал на то обстоятельство, что функции уполномоченного органа МЧС России по учету и жилищному обеспечению возложены на заявленного в иске ответчика.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как справедливо отмечено истцом, в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.1999 N 825 (ред. от 16.03.2007) "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" также установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку из службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России. В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 года N 1265.
Согласно пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы» право на участие в подпрограмме имеют сотрудники государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащейся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
По правилам п. 7 вышеуказанных Правил социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам-участникам подпрограммы, указанным в пп. «А» п. 5 Правил, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Правил в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил службу в специальной пожарной части № ****** ФИО13 занимаемые им должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ частично финансировалась за счет средств федерального бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – полностью за счет федерального бюджета.
Приказом начальника ФИО14 № ****** от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из государственной противопожарной службы по ограниченному состоянию здоровья, выслуга лет по состоянию на день увольнения составила ****** года ****** мес. ****** дн.
На день увольнения истец постоянным жильем обеспечен не был, зарегистрирован и проживал в общежитии, расположенном в <адрес>, занимает данное жилое помещение, относящееся к муниципальному жилому фонду, по настоящее время.
По сведениям Управления Росреестра и БТИ правами на иное жилое помещение ФИО1 также не обладает.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств обращения и постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья по месту службы.
Согласно п. 19 вышеуказанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 с приложением, указанных в данном пункте документов.
В соответствии со сведениями, представленными администрацией Новоуральского городского округа № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ****** городского округа с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи из одного человека, вместе с тем на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2002-2012 г.г. не заявлялся.
При этом, в соответствии с протоколом № ****** заседания жилищно-бытовой комиссии ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении ФИО1 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011-2015 г.г. с целью приобретения жилогопомещения на территории <адрес>.
В целях получения государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в соответствии с п. 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику с письменным заявлением и пакетом необходимых документов о включении его в состав участников данной подпрограммы.
Решением комиссии, изложенным в протоколе № ****** от ДД.ММ.ГГГГ г., ему отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
С учетом требований ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, вышеприведенных положений Федерального закона «О пожарной безопасности», сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе подлежащие увольнению или уволенные со службы, относятся к категории граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В связи с чем суд находит несостоятельными приведенные представителем ответчика в обоснование своих возражений доводы об отсутствии у ФИО1 права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Однако, при производстве по настоящему делу истцом не заявлено требований о признании за ним права как такового, ФИО1 оспаривает принятое ответчиком решение об отказе в признании его участником подпрограммы в целях обеспечения государственным жилищным сертификатом, просит суд принять соответствующее решение о признании его участником данной подпрограммы.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих” и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан” установлено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Судом установлено, что ФИО1 отвечает приведенным требованиям закона.
Вместе с тем, п. 1 ст. 4 ФЗ № 342-ФЗ определено, что гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе и изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится.
Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Приведенные положения вступили в силу с 01.01.2014 г.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 с настоящим иском и разрешения спора по существу отсутствуют основания для признания его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Иных требований истцом не заявлено, суд не вправе выйти за пределы заявленного иска, поскольку с соответствующим требованием о признании права на обеспечение жилым помещением в соответствии с п. 2.1 ст. 15, ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ФИО1 к ответчику не обращался, нарушение данного права отсутствует. При этом в установленном порядке истцу надлежит представить сведения об обеспеченности жильем на момент обращения
В связи с чем в удовлетворении заявленных требований ФИО1 надлежит отказать в виду того, что предусмотрен иной способ реализации его права на жилье.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
ФИО1 в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ****** областной суд через ****** районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Председательствующий: Бабкина Н.А.