Дело № 2-1898/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 27 декабря 2017 года
Свердловской области
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
при секретаре Ехаловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колыевой А.В. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о признании незаконным приказа о приостановлении выплаты пособия по безработице и возложении обязанности возобновить выплату пособия,
УСТАНОВИЛ:
Колыева А.В. обратилась в Синарский районный суд г. Каменска-Уральского с иском к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» (далее по тексту – ГКУ «Каменск-Уральский ЦЗ», Служба занятости) о признании незаконным приказа № х от 23.11.2017 о приостановлении выплаты пособия по безработице и возложении обязанности возобновить выплату пособия. В обоснование иска истец указала, что с 16.10.2017 была зарегистрирована в Службе занятости в качестве безработной, ей назначено пособие по безработице. В соответствии с возложенными на неё обязанностями она должна была явиться на перерегистрацию в качестве безработного 22.11.2017, однако 17.11.2017 она выехала со своим несовершеннолетним сыном Д., (дата) года рождения, в ФГБУ <*****> для лечения по санаторно-курортной путевке. 25.11.2017 она прибыла в г. Каменск-Уральский, после чего в первый рабочий день (27.11.2017) явилась в Службу занятости для перерегистрации, представила документы, подтверждающие уважительность неявки 22.11.2017. Несмотря на это выплата пособия по безработице была приостановлена, с чем она не согласна. Полагает, что приказ о приостановлении выплаты пособия является незаконным, поскольку её неявка на перерегистрацию была обусловлена уважительной причиной, а не намерением уклониться от трудоустройства. Просит признать незаконным приказ № х от 23.11.2017 о приостановлении выплаты пособия по безработице и возложить на ответчика обязанность возобновить выплату пособия.
В судебном заседании истец Колыева А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дала суду аналогичные объяснения. Пояснила, что она была обязана сопровождать сына в санаторий, при первой возможности вернулась в г. Каменск-Уральский и явилась в Службу занятости для перерегистрации.
Представитель ответчика ГКУ «Каменск-Уральский ЦЗ» Симонова О.В., действующая на основании доверенности от (дата) сроком на один год, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Настаивала на том, что приостановление в отношении Колыевой А.В. выплаты пособия по безработице является законным.
Выслушав объяснения сторон в судебном заседании, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно статье 6 Закона Свердловской области от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере содействия занятости, в том числе полномочий по: 1) регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрации безработных граждан; 2) проведению специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда); 3) формированию и ведению регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости.
Государственные учреждения службы занятости населения Свердловской области оказывают в соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги в сфере содействия занятости, в соответствии с государственными заданиями, доводимыми до них в порядке, установленном законодательством Свердловской области.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 8 статьи 31).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным, в числе прочих мер социальной поддержки, выплату пособия по безработице. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (абз. 5 ч. 3 ст. 35 Закона).
В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.
В соответствии с п. 14 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.
Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно приказу от 23.10.2017 Колыева А.В. зарегистрирована в качестве безработного в ГКУ «Каменск-Уральский ЦЗ», с 16.10.2017 ей назначено пособие по безработице с сроком на 12 месяцев. В соответствии с приказом № х от 23.11.2017 выплата Колыевой А.В. пособия по безработице приостановлена на период с 11.11.2017 по 10.02.2018, в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного, а именно в связи с нарушением условий и сроков перерегистрации 22.11.2017.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, в частности, в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
В соответствии с п. 14 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891, безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.
Судом установлено, что Колыева А.В. является матерью Д., (дата) года рождения. Согласно свидетельству о рождении от (дата), копия которого представлена в материалы дела, отец у сына истца юридически отсутствует. Сын истца имеет заболевание, в соответствии с которым находится на учете в ГБУЗ <*****>. На имя сына истца выдана санаторно-курортная путевка для прохождения лечения с 20.11.2017 в ФГБУ <*****>. В связи с направлением на лечение на имя сына истца 13.11.2017 оформлена санаторно-курортная карта. В материалы дела истцом представлены проездные документы, свидетельствующие о том, что для прохождения лечения истец сопровождала сына в <адрес>, выехав из г. Каменска-Уральского 17.11.2017. Возвратилась истец в г. Каменск-Уральский 25.11.2017 и прибыла в Службу занятости для перерегистрации в первый рабочий день – 27.11.2017.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.05.2010 № 698-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова А.Л. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами. Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня «уважительных причин» само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Как следует из содержания оспариваемого приказа, в качестве основания для приостановления истцу выплаты пособия по безработице ответчиком указано нарушение условий и сроков перерегистрации (дата). Вместе с тем, в указанную дату и по (дата) истец находилась за пределами <адрес>, поскольку была вынуждена сопровождать своего несовершеннолетнего сына для его помещения в санаторий, находящийся в <адрес>.Наличие иных лиц, которые могли бы помимо истца осуществлять сопровождение сына, нуждающегося в лечении, судом не установлено.
Поскольку причиной неявки истца (дата) на перерегистрацию в Центр занятости являлась необходимость сопровождения несовершеннолетнего сына для прохождения необходимого лечения, а не намерение уклониться от трудоустройства, суд приходит к выводу о том, что причина неявки истца в Центр занятости может быть отнесена к уважительным причинам.
В соответствии с п. 9 Перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н, одним из таких документов является решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
При таких обстоятельствах иск Колыевой А.В. подлежит удовлетворению, выплата Колыевой А.В. пособия по безработице должна быть возобновлена с даты ее приостановления, то есть с 11.11.2017.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением требования иска с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины надлежит взыскать 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Колыевой А.В. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» удовлетворить.
Признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» № х от (дата) о приостановлении выплаты пособия по безработице Колыевой А.В. и обязать Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» возобновить выплату пособия по безработице Колыевой А.В. с 11.11.2017.
Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» в пользу Колыевой А.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.
Судья: Толкачева О.А.
Решение изготовлено в окончательной форме 27 декабря 2017 года.